Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:37, реферат
Страхование стало неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности в отраслях с высокой степенью риска финансового ущерба – таких, как коммерческая эксплуатация судов, летательных аппаратов, наземных и комбинированных средств транспорта и другие, а также в отраслях, где ряд рисков обладает катастрофической природой – это, в первую очередь, космическая деятельность, промышленное и транспортное использование ядерной энергии, предприятия, связанные с экологическими проблемами и природными явлениями.
Договор космического страхования
Введение
Страхование стало неотъемлемым элементом
предпринимательской деятельности в отраслях
с высокой степенью риска финансового
ущерба – таких, как коммерческая эксплуатация
судов, летательных аппаратов, наземных
и комбинированных средств транспорта
и другие, а также в отраслях, где ряд рисков
обладает катастрофической природой –
это, в первую очередь, космическая деятельность,
промышленное и транспортное использование
ядерной энергии, предприятия, связанные
с экологическими проблемами и природными
явлениями. Страхование рассматривается
в качестве фактора технического прогресса
– многие виды космической деятельности
не получили бы такого развития, если бы
страхование не обеспечивало финансовых
гарантий возмещения случайного ущерба,
причиненного этой деятельностью, и не
способствовало непрерывности "производственного
цикла".
- период
времени, в течение которого осуществляются
перевозки и хранение космических грузов;
Во
время производства космический объект,
средства выведения, оборудование, материалы,
транспортные средства и прочие элементы
подвергаются рискам, покрываемым традиционными
видами страхования. Во время предпусковых
операций космические объекты и средства
выведения подвергаются специфическим
рискам, т.к. относительно легковесные
конструкции находятся под воздействием
тепловых, механических и других опасных
влияний. Особенно велик риск в период
монтажа, стыковки выводимого объекта
со средством выведения, а также при установке
средства выведения на стартовой позиции
и его заправке значительной массой взрывчатых
и опасных для людей и окружающей среды
компонентов.
В период вывода на переходную орбиту объект подвергается наиболее серьезным опасностям: риска механического разрушения, отклонения от заданной орбиты, что уже нельзя скорректировать без использования значительного количества рабочего тела двигателей маневрирования объекта и сокращения соответствующего времени его эксплуатации.
Существуют и другие риски гибели и повреждения: в результате резкого ускорения, перепада давления, акустических возмущений, ударных, тепловых и радиационных воздействий.
К настоящему времени имеется много случаев, которые потенциально угрожали значительным ущербом третьим лицам.
Один из таких примеров – падение второй ступени ракеты-носителя "Сатурн-5", вес которой составлял 22 тонны. Падение произошло в восточной части Атлантического океана в районе Азорских островов в январе 1975 года. Второй пример – падение обломков американской космической лаборатории "Skylab" общим весом около 80 тонн на западное побережье Австралии в июле 1979 года.
Имелись случаи аварий такого рода и с отечественными космическими аппаратами. Обломки отработавшей орбитальной станции "Салют-7" упали на территорию Аргентины, а один из спутников серии "Космос" при падении на территорию Канады загрязнил значительную территорию радиоактивными веществами.
В январе-феврале 1999 года сошли с орбиты и сгорели в плотных слоях земной атмосферы 2 российских спутника связи серии "Молния", спутник морской разведки "Космос-2335" и радиолюбительский спутник "РС-18".
В начале 1999 года произошла авария ракеты-носителя "Зенит-2" по программе Globalstar. В результате этой аварии страховая группа "Мегарусс" возместила причиненные аварией убытки в размере 5,01 миллионов долларов США "по гибели ракеты" и 4 миллиона рублей по договору страхования ответственности в отношении третьих лиц – республики Хакасия и Алтай понесли материальные убытки в результате падения на их территории фрагментов ракеты-носителя.
Позже в 1999 году – 5 июля и 27 октября – произошло еще две аварии российской ракеты-носителя "Протон" над территорией Республики Казахстан. 5 июля ракета с неотработанной третьей ступенью и спутником военного назначения "Радуга" на борту упала во двор жилого дома в Карагандинской области. По расчетам специалистов, общая масса упавшего объекта составила более 80 тонн. Причем в третьей ступени находилось 46 тонн ядовитого ракетного топлива, около 20 тонн топлива было в разгонном блоке.
Страховая группа "Мегарусс" возместила ущерб в размере 15 миллионов долларов в связи с этой аварией. "Мегарусс" заключила договор с РВСН и Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева на страхование запуска "Протона" со спутником на борту. Договор предусматривал "риск полной гибели или повреждения объекта страхования по любой причине. Выплата страховки была осуществлена в соответствии с требованиями договоров, заключенных с Ракетными войсками стратегического назначения, осуществлявшими запуск ракеты-носителя со спутником, и производителя ракеты "Протон" – Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. В качестве страховщика "Мегарусс" несла наибольшую ответственность по страховому возмещению среди российских компаний. Она приступила к выплатам немедленно после окончательного определения размера ущерба и поступления в страховую компанию соответствующих запросов от страхователей.
Все вышеперечисленные
случаи подтверждают необходимость
страхования ответственности
В соответствии с основными принципами международного космического права ответственность перед третьими лицами определяется в первую очередь национальным законодательством страны, на территории которой был нанесен ущерб.
Для преодоления ряда юридических сложностей Организацией Объединенных Наций были установлены специальные правила в отношении ответственности перед третьими лицами в Статье 7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, вступившего в силу 10 октября 1967 года ("Договор"). Международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, регулируется Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, вступившей в силу 30 августа 1972 года ("Конвенция"). Договор и Конвенция были ратифицированы СССР в 1967 и 1973 годах соответственно.
Согласно
Договору, каждое участвующее в нем
государство, с территории или установок
которого производится запуск объекта,
несет международную
Согласно Конвенции государство, ратифицировавшее ее и производящее запуск, или ряд государств-участников космической программы, или международная межправительственная организация, осуществляющая космическую деятельность, если на них распространяется действие Конвенции, отвечают за любой ущерб, причиненный на поверхности Земли, в воздушном и космическом пространстве и на небесных телах, включая Луну, если этот ущерб причинен по вине государственных, межправительственных организаций и представляющих их юридических и физических лиц.
В случае же нанесения ущерба космическим объектом другим космическим объектом не на поверхности Земли виновная сторона возмещает ущерб, если он не явился результатом грубой небрежности либо преднамеренных действий или бездействия пострадавшей стороны в лице государственных, межправительственных организаций и представляющих их юридических и физических лиц.
Для облегчения идентификации космических объектов каждое запускающее государство обязано зарегистрировать объект, запускаемый в космическое пространство, согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
Из истории космического страхования
Значительная стоимость компонентов космических программ и высокая вероятность финансовых потерь, особенно в период, начинающийся с момента зажигания двигателей ракеты-носителя (отрыва от стартового стола) с целью выведения объекта на орбиту или заданную траекторию, явились решающими факторами принятия решения о начале страхования космических рисков.
Первой организацией, которая решила обеспечить свои интересы страховой защитой в связи с началом коммерческого применения космической техники, стала "Communication Satellite Corporation" (COMSAT), основанная в США в 1962 году. Для этой корпорации было организовано страхование в отношении телекоммуникационного спутника "Early Bird" (Интелсат-1), запущенного в 1965 году.
Эта защита представляла из себя страхование ответственности перед третьими лицами с лимитом 25 млн. долларов США и самого спутника до команды "контакт-подъем" со страховой суммой 5 млн. долларов США.
Страховая
программа разрабатывалась
Лишь в 1968 году, после того, как были запущены 6 коммерческих спутников "Интелсат", четыре из которых вышли на заданную геостационарную орбиту, страховщики решили предложить защиту для семи следующих спутников "Интелсата" на период их выведения на орбиту. Страховое покрытие распространялось на 2 серии запусков, в каждом из которых COMSAT согласился оставить по одному запуску на собственном риске (своеобразная франшиза – собственное удержание страхователя).
Интуиция и ограниченная информация не подвели страховщиков: в каждой серии один из запусков оказался неудачным и страховому рынку не пришлось выплачивать возмещение.
После относительно удачных запусков последующих серий спутников "Интелсат" с 1971 по 1975 гг. (лишь один из восьми запусков был неудачным), страховщики согласились застраховать программу "Марисат" без аналогичной "франшизы".
В том же 1975 году в отношении программы "Satcom" было впервые предложено страхование спутников на время их эксплуатации на орбите. Таким образом, страховой рынок подошел к комплексному страхованию космических рисков.
Коротко об основных вещах дальнейшего развития страхования космических рисков: