Анализы деятельности Фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фондов обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) Рассмотреть сущность, задачи и функции ФОМС.
2) Проанализировать доходы и расходы ФОМС.
3) Исследовать проблемы и пути совершенствования деятельности ФОМС в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Место ФОМС в финансовой системе РФ
Основные задачи и функции ФОМС РФ
Доходы и расходы ФОМС РФ

Глава 2. Анализы деятельности Фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации
2.1. Анализ доходов ФОМС РФ за 2010-2012 гг.
2.2. Анализ расходов ФОМС РФ за 2010-2012 гг.
2.3. Проблемы деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и пути их решения

Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 195.05 Кб (Скачать)

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхованиях [3].

В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом [5], территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации[6].

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

К основным задачам Федерального фонда обязательного медицинского страхования можно отнести следующие:

  1. Финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  2. Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
  3. Аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях  выполнения основных задач Федеральный  фонд выполняет следующие функции:

  1. Осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
  2. Разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование.
  3. Осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда.
  4. Выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
  5. Осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования.
  6. Осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
  7. Осуществляет в пределах своей компетенции организационно- методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования.
  8. Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
  9. Участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан.
  10. Осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации.
  11. Организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  12. изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
  13. Обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования.
  14. Участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  15. Ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
  16. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

К основным функциям Территориальных фондов ОМС можно отнести следующие:

1)   Аккумулируют  финансовые средства территориальных  фондов.

2) Осуществляют  финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими учреждениями.

3)  Проводят  финансово-кредитную деятельность  по обеспечению системы ОМС.

4) Выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС.

5) Совместно с  органами государственной налоговой  службы РФ осуществляют контроль  за своевременным и полным  поступлением в территориальный  фонд страховых взносов, а также  за рациональным использованием  поступивших финансовых средств.

6)    Согласовывают совместно с органами исполнительной власти,  профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.

 

 

    1. Доходы и расходы ФОМС РФ

Для сбора обязательных страховых взносов в системе  ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан. В целом финансирование в рамках обязательного медицинского страхования представлено на рис. 1.1.

 

 

Аккумулятор средств

 

Рис.1.1. Взаимодействие участников системы ОМС

 

Доходы фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, прочих доходов.

Расходование  средств фондов обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежат зачислению следующие  доходы:

  1. Налоговые доходы.
  2. Единый социальный налог — по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (табл. 1.2). Однако, есть исключения для некоторых категорий страхователей, где ставка понижена, либо составляет 0,0%. Поступление единого социального налога является основным видом доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (например, в 2011 г. — 95,7% общей суммы доходов).

 

Таблица 1.2.

Ставки  страховых взносов ФОМС в 2013 году

База  для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса  в Фонд социального  страхования Российской Федерации

В пределах 512 000 рублей

5,1 процента

Свыше 512 000 рублей

0,0 процента


 

  1. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 0,5%;
    • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 0,5%;
    • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 2%;
    • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 0,5%;
    • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 0,2%.
  1. неналоговые доходы:
    • недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
  1. безвозмездные поступления:
    • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
    • прочие поступления.

Средства Федерального ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма  расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных  фондов ОМС и финансирование целевых программ в рамках ОМС. Распределение субвенций территориальным фондам ОМС осуществляется с применением Положения о порядке предоставления Фондом субвенций территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации. Кроме того, используется методика комплексной оценки территории и деятельности системы ОМС субъекта Российской Федерации для обоснования потребности в субвенциях Фонда.

Далее рассмотрим доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Доходы территориальных  фондов формируются за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
  • доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
  • поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
  • поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).

Структура доходов  территориальных фондов дифференцируется по различным субъектам Российской Федерации, в том числе в зависимости от того, получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Информация о работе Анализы деятельности Фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации