Анализ страховой деятельности в странах ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем и перспектив развития страхования в странах ЕС. Предметом исследования выступает страхование. Объект исследования - личное страхование, как отрасль страхования, связанное с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.

Содержание

Введение.
1. Структура страховой деятельности в странах ЕС
2. Характерные особенности английского и немецкого страховых рынков.
3. Проблемы и перспективы страхования в ЕС и России.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ страховой деятельности в странах ЕС.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Деятельность  страховых синдикатов корпорации «Ллойд»  непосредственно не подлежит надзору  со стороны Департамента торговли и  промышленности (DTI). В соответствии с Законом о страховой корпорации «Ллойд» 1982 г. (Lloyd's Act, 1982) функции надзора за синдикатами переданы Совету Ллойда (Council of Lloyd's), наделенному широкими правами и полномочиями. В результате в гражданско - правовом декрете страховая корпорация «Ллойд» рассматривается как саморегулирующая структура страхового рынка, деятельность которой носит ярко выраженный международный характер. Совет «Ллойда» отвечает на вопросы создания новых страховых синдикатов корпорации.

     Деятельность  страховых посредников в Великобритании в значительной степени также подлежит регулированию и лицензированию. Это в первую очередь относится к деятельности страховых и перестраховочных брокеров. В соответствии с Законом о страховых брокерах 1977 г. (Insurance Brokers Act, 1977) в Великобритании образован Регистрационный совет страховых брокеров (Insurance Brokers Registration Council, IBRC), которому приданы контрольные и регулятивные функции в отношении страховых брокеров, действующих на английском страховом рынке. На IBRC возложено ведение государственного реестра страховых брокеров. Без соответствующей регистрации в IBRC и занесения сведений в государственный реестр страховых брокеров деятельность страхового посредника считается незаконной со всеми вытекающими последствиями.

     Если  доля брокерской комиссии от продажи  полисов страхования жизни и накопительных пенсионных планов к определенному возрасту клиента превышает 25% его совокупного дохода со страховой деятельности, то страховой брокер должен либо вступить в члены особой национальной саморегулирующейся организации - Регулирующей ассоциацией финансовых посредников, менеджеров и брокеров. (Financial Intermediaries, Managers and Brokers Regulatory Association, FIMBRA) либо преобразовать свой статус хозяйствующего субъекта страхового рынка в так называемого «связанного» страхового агента или страховщика.

     Особая  структура английского страхового рынка - Управление по защите страхователей (Policyholders Protection Board), которое было создано  в соответствии с Законом о защите прав страхователей 1975г. (Policyholders Protection Act, 1975). Кроме того, указанный закон обеспечил необходимые условия для создания особого компенсационного фонда страхователям, который формируется за счет денежных отчислений всех страховых компаний, имеющих лицензии и осуществляющих страховые операции в Великобритании.

     В некоторых случаях страхователи могут рассчитывать на денежную компенсацию  со стороны IBRC и FIMBRA, организующих деятельность страховых посредников на английском страховом рынке. Закон о страховых компаниях 1982 г. устанавливает минимальные требования к уровню платежеспособности страховщика. Методика расчетов уровня платежеспособности соответствует требованиям директив ЕС по вопросам страховой деятельности. Страховые компании уплачивают налог на прибыль от страховой деятельности, а также налог на имущество. В некоторых случаях страховые операции облагаются гербовым сбором, однако, объем этих операций весьма ограничен.

     Теперь  рассмотрим подробнее страховой рынок Германии. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуре национального страхового рынка занимает 37%. Медицинское страхование, которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей. Опыт немецких страховых компаний используется во всех развитых странах мира. Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.

     Федеративное  устройство Германии является важным фактором в развитии каналов продвижения  страховых услуг непосредственным потребителям. Региональные страховщики  поддерживают свое физическое присутствие  во всех федеральных землях Германии. Страховое дело в самой Германии сильно зарегулировано. В настоящее время действует закон о государственном страховом надзоре 1983 г. с учетом последующих изменений, внесенных в декабре 1985г. и октябре 1990 г., содержащий основные правовые нормы, регулирующие страховые отношения.

     Все действующие в Германии национальные и иностранные страховые компании подлежат обязательному государственному надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью  страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине. Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора - защита интересов страхователей. Все иностранные страховые компании, намеривающиеся осуществлять операции прямого страхования в Германии, должны пройти процедуру лицензирования.

     Доходы  от страховой деятельности являются объектом налогообложения. В целом  применяется 50%-ная ставка налогообложения  прибыли от страховой деятельности. Налогом в 80% облагаются страховые премии по всем заключенным договорам страхования, кроме страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении сумм страховых премий, поступающих на банковский счет страховщика, не применяется.

3. Проблемы и перспективы страхования в ЕС и России.

     В настоящее время в Российской Федерации наблюдается развитие страхового рынка, появление новых страховых услуг. Государственный надзор за страховой деятельностью опирается на систему законодательства.

     Данная  система включает специальное страховое  законодательство, подзаконные акты, общие правовые акты и др. Большую роль играет жесткий надзор за деятельностью страховых организаций: выдача лицензии и последующий контроль. На российском страховом рынке слабо распространены страховые компании с иностранным участием.

Можно сделать вывод, что российский страховой  рынок находится под жестким государственным надзором и в дальнейшем контроль может усилиться.

     В Европейском союзе напротив страховое регулирование направлено в большей степени на формирование единого страхового рынка, чем на надзор за страховой деятельностью предприятий. Страховой рынок ЕС развивается по двум направлениям: свобода деятельности национальных страховых компаний на всей территории ЕС и гармонизация страхового законодательства. Это означает, что страховая организация, получившая лицензию на страховую деятельность в одной из стран-участниц ЕС, имеет право в дальнейшем работать по той же лицензии в любой другой стране ЕС.

     Уже сделаны первые шаги в гармонизации страхового законодательства стран- участниц ЕС: введение единых правил по финансовым гарантиям страховщиков, единых правил лицензирования, определение ответственности национальных органов надзора за страховой деятельностью, введение единой классификации видов страхования.

     Таким образом, различия государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации и за рубежом (на примере Европейского союза) очевидны. В странах-участницах ЕС национальные страховые рынки открыты для иностранных страховых компаний, в то время как российский страховой рынок еще не готов конкурировать с сильными западными страховыми компаниями.

     В странах ЕС, конечно, уделяется большое внимание надзору за страховой деятельностью организаций. Но такой надзор в основном носит характер публикации данных страховых компаний и выписку нормативных предписаний. В Российской Федерации лицензированию страховых организаций и надзору за страховой деятельностью уделяется принципиальное внимание: выдача лицензий, аттестация страховых аудиторов, ведение реестров страховщиков и брокеров, контроль за обоснованностью страховых тарифов и т.д. Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, являются невысокая платежеспособность физических и юридических лиц, выступающих на стороне спроса; недостаточная страховая культура населения и самих страховщиков, а самое главное - недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которыми располагают страховые компании.

     Собственные средства и страховые резервы  российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным  рискам. Если они такие риски берут, то вынуждены перестраховывать за рубежом. Такого рода практика традиционна для страхования, имеющего по своей природе международный характер. И все же Россия заинтересована, чтобы несколько большая, чем сегодня, часть страховых взносов оставалась дома и инвестировалась в развитие российской экономики.

     Во  всех странах, включая и Россию, все  виды страхования, исходя из техники  обоснования страховых тарифов, формирования страховых резервов и  управления ими, делятся на две группы: страхование жизни и отрасли, иные, чем страхование жизни.

     Все нормативные акты и методические рекомендации идут, как правило, раздельно  по этим блокам. Одной из главных  тенденций развития рынка будет  концентрация страхового бизнеса, в  результате чего финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным развивать национальное страховое дело в соответствии с современными требованиями. Регулирование структурных преобразований должно включать защиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма. Намечен бурный рост системы перестрахования, который позволяет поощрять развитие различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов. Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить наиболее крупные риски (экологические, авиационные, морские, космические и другие).

     С учетом того, что запрет перестрахования  за рубежом невозможен, полный отказ  от регулирования этого процесса с открытием рынка обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на европейский страховой рынок.

Выход только в разумных протекционистских  мерах, включая меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием  инфраструктуры перестрахования.

     Первоочередной  задачей является подготовка силами национальных объединений страховщиков свода обычаев делового оборота  по перестраховочной деятельности. Стабильность страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц (создание информационно-аналитических центров, проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.) Развитие системы страхования зависит от уровня профессионализма руководителей и специалистов страховых компаний. Большие изменения намечено провести по совершенствованию стимулирования в сфере малого бизнеса, где давно назрела разработка концепции развития страхового рынка. Намечено усилить контроль за компаниями, осуществляющими страхование жизни, в частности за введением специальных аудиторских проверок и актуарной оценки страховых обязательств, принятием скоординированных мер со стороны финансовых, налоговых и правоохранительных органов по отношению к страховым компаниям и страхователям.

     Подобные  действия необходимы для пресечения недобросовестной страховой деятельности, преступлений в сфере страхования и мошенничества, совершенствования условий лицензирования страховой деятельности. Для решения задачи развития взаимоотношений российского и международных страховых рынков «Основными направлениями» намечено следующее. В связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России в ВТО предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и международных страховых рынков. При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционного капитала страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики.

       По мере укрепления российского  страхового рынка и создания  необходимых предпосылок для  его развития поэтапно проводиться  либерализация допуска на него иностранных страховых компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций. В то же время необходимо создавать условия для увеличения емкости национального страхового рынка. При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемов хозяйственной деятельности.

     Во  многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентной. Это относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которые финансируются ипотечным кредитом и гарантируются в значительной части страхованием жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.

     Исходя  из опыта стран-членов ЕС, можно заключить, что долгосрочное страхование жизни является наиболее перспективным и массовым видом страхования: на его долю приходится от 40% до 80% всей собираемой страховой премии. Для быстрого развития этого вида страхования необходимо наличие как минимум двух условий: нужно поддерживать долгосрочную надежность и устойчивость финансовой системы в целом, что обеспечит сохранность вложений; доходность накопительного страхования должна быть сравнима с другими инвестиционными инструментами при сопоставимом уровне риска (например, банковский депозит).

     Одна  из основных проблем в развитии страхования жизни - слабые стимулы к накоплению, в том числе и налогового характера. Сегодня налоговое законодательство устанавливает практически запретительные барьеры на пути развития данного вида страхования. Например, накопительное страхование за счет средств работодателя облагается: во-первых, социальными взносами, а во-вторых, подоходным налогом на страховые взносы (также на выплаты, если они производятся), в-третьих, налогом на прибыль, если сумма взносов превышает 12% от суммы расходов на оплату труда. Кроме того, приемлемая доходность инвестиций может быть обеспечена только при длительных сроках действия договоров - от 10 лет и более. Однако такие договоры не пользуются у страхователей спросом из-за высокой рискованности долгосрочных вложений. 

Информация о работе Анализ страховой деятельности в странах ЕС