Анализ рынка страхования за 2008-2009г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выявить проблемы развития страхового рынка в России на примере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
 изучить социально-экономическую сущность страхования;
 выявить связь финансов и страхования;
 рассмотреть страховой рынок в условиях финансово-экономического кризиса;
 проанализировать основные аспекты обязательного страхования автогражданской ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы страхования как звена финансовой системы
1.1 Роль, значение и сущность финансов……………………………………
1.2 Страхование, функции страхования. Правовое регулирование
страховой деятельности………………………………………………………
1.3 Классификация в страховании…………………………………………..
1.4 Страхование как звено финансовой системы
2 Анализ рынка страхования за 2008-2009г.
2.1 Страховой рынок России в условиях финансово-экономического кризиса……………………………………………………………………….
2.2 Анализ обязательного страхования автогражданской
ответственности за 2008 - 2009 г………………………………………..
3 Проблемы ОСАГО и пути их решения……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ОРИГИНАЛ!!!!!!!!.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

           Страховать автомашины от угона будут значительно меньше не потому, что угроза пострадать от угонщиков стала меньше, просто не все автовладельцы смогут в условиях кризиса находить средства на страховку авто. Надо иметь в виду, что и объемы продаж автомобилей будут сокращаться. Сейчас взять кредит в банке становится все затруднительнее. Даже если у человека и есть возможность оформить банковский кредит, психологически, в то время, когда вокруг только и говорят: кризис, кризис, - решиться на дорогостоящую покупку способен не каждый. Еще надо иметь в виду одну особенность, которая действует на рынке автострахования: в сложные, кризисные для экономики и финансовой системы периоды всегда наблюдается рост уровня страховых выплат. Это закономерное явление тоже нельзя не учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы ОСАГО и пути их решения

           Уходящий кризисный год запомнится игрокам рынка автострахования не потрясениями, но потерями. За девять месяцев 2009 года рынок лишился 10% сборов и нескольких десятков компаний, которые либо обанкротились, либо потеряли лицензию.

           На данном этапе автострахование в России входит в трудный этап: нарастает убыточность, усиливается мошенничество, падают продажи.  Это далеко не все проблемы страховщиков, и, видимо, следующий год для них будет не менее сложным, чем текущий. В большинстве регионов обязательное автострахование остается убыточным, поэтому представители отрасли надеются на ближайшее повышение базового тарифа, который не менялся с 2003 года.

         Можно выделить следующие основные проблемы ОСАГО:

         1.Старые тарифы. Наиболее правильным походом было бы предоставление страховым компаниям права самим устанавливать цены, исходя из собственных тарифных расчетов. Ну а государство должно позаботиться о защите малоимущих слоев населения, предоставлять целенаправленную адресную поддержку определенным категориям граждан (например, инвалидам и престарелым), чтобы они могли приобрести полис по приемлемым для них расценкам. Но нельзя заставлять всех страховщиков на рынке работать по экономически необоснованным тарифам.

Если такой шаг – полная либерализация тарифов- представляется слишком радикальным, то тогда необходимо повышение тарифов. За те шесть лет, пока действуют эти тарифы, инфляция достигала 8-12% в год, полностью изменились цены на автомобили, ремонт и запчасти, частота убытков и обращений клиентов. Поэтому чтобы рынок смог дышать, тарифы нужно хотя бы повысить. Сейчас состояние рынка можно сравнить с состоянием больного, у которого сначала была легкая простуда, потом острое воспалительное заболевание, а дальше он просто впадет в кому. В такой ситуации на рынке ОСАГО необходимо предпринять хотя бы что-то, чтобы остановить болезнь, которая становится все тяжелее.

Я согласна с мнениями экспертов, что для решения данной проблемы необходимо базовые тарифы повысить ориентировочно не более чем на 25-30%. Этого будет достаточно для компенсации убытков страховщиков.

           2.Недобросовестные страховщики. Самой большой проблемой для страхового рынка в условиях кризиса может оказаться недобросовестное поведение некоторых страховщиков, которые стремятся выиграть время или сэкономить на полноте выплат.

  По его словам, в надзор начали поступать сигналы о введении в ряде компаний "норматива выплат". "Согласно полученным нами данным, некоторые компании, к примеру, предлагают в случае тотальной гибели автомобиля выплату, которая не превышает 30 проц. стоимости машины. Клиенту предстоит выбрать: получить денег, сколько дают, или вообще ничего не получить. Такую практику надо пресекать в корне", - считает И.Ломакин-Румянцев. Он убежден, что страховой рынок является гарантом сохранения доверия на финансовом рынке РФ, особенно в кризис. "Страховщик должен быть, как жена Цезаря - вне подозрений. Кризис завершится, но в условиях потери доверия клиентов бизнес развивать далее окажется невозможно", - полагает И.Ломакин-Румянцев. Он добавил, что "пока ничто не указывает на катастрофичное положение дел в российском страховом сегменте, вызванное кризисом". Как сообщалось ранее, со ссылкой на данные ФССН, в августе-ноябре прошлого года активы 16 ведущих страховщиков РФ, на долю которых приходится 50 проц. сборов рынка, сокращались ежемесячно на 1,3-4 проц. Если выбирать из двух зол, то для рынка предпочтительнее пережить большее число банкротств слабых страховых компаний, чем всему сегменту потерять репутацию платежеспособного из-за острого желания его игроков сокращать выплаты клиентам любой ценой", - убежден И.Ломакин-Румянцев. Говоря о случаях недопустимого поведения страховщика, он привел пример, когда компания ищет повод уклониться от выплаты клиенту даже после того, как она сама и суд признали случай страховым. "Мы всегда рекомендуем клиентам страховщиков обращаться в суд для решения споров. Но если решения судов страховая компания не исполняет, для страховщика такая игра может обернуться выдачей предписания ФССН".

            3.Уход страховщиков с рынка. В будущем году тенденция ухода с рынка неэффективных игроков продолжится. Об этом на пресс-конференции в «Росбалте» заявил руководитель департамента партнерских продаж ООО «Росгосстрах Северо-Запад» Дмитрий Синишев. «По нашим оценкам, процесс ухода страховщиков с рынка еще не окончен», — заявил Синишев. При этом он отметил, что только когда российский страховой рынок очистится от недобросовестных и неэффективных игроков, новая система прямого урегулирования убытков по ОСАГО сможет заработать в полную силу.

        Как, в свою очередь, отметил руководитель представительства Российского союза автосраховщиков в СЗФО Петр Щербаков, в 2009 году лицензий на осуществление страховой деятельности лишились 16 компаний. Это почти половина из всего количество страховщиков, у которых когда-либо отбиралась лицензия. Щербаков не исключил, что тенденция ухода игроков с рынка продолжится в 2010 году, однако динамика «очистки» страхового рынка будет зависеть «от политики менеджмента и собственников компаний».  В России с рынка в этом году ушли более 60 компаний.

       4.Рост убыточности. Мировой финансовый кризис и внутренние проблемы, существующие на российском страховом рынке, приведут к целой серии банкротств страховых компаний. По прогнозам "Эксперта РА", к 2010 году на страховом рынке останется всего 400-450 страховых групп и компаний.

          В число основных рисков российских страховщиков входят:

1.      Недостаточность сформированных страховых резервов (демпинг, ошибки в актуарных расчетах).

2.      Резкий рост убыточности ОСАГО (некорректность поправочных коэффициентов, неизменность тарифных ставок на протяжении пяти лет, вступление в силу поправок с 1 марта 2009 года).

Обесценение активов, принятых в покрытие страховых резервов (фондовые инструменты, депозиты и денежные средства в "проблемных" банках, рост просрочки дебиторской задолженности). Предпосылки для проявления первого и второго рисков были сформированы на российском страховом рынке в течение последних нескольких лет его работы. Мировой финансовый кризис лишь ускорит реализацию этих рисков. Прямым следствием финансового кризиса является только обесценение активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

           Риск недостаточности сформированных страховых резервов характерен более чем для половины российских страховщиков. Падение взносов в 2009 году на 7,4% на фоне характерного для периода кризиса роста числа страховых случаев будет способствовать реализации этого риска.

           Рост убыточности на рынке ОСАГО в 2009 году грозит разорением не только небольшим страховщикам, работающим в наиболее убыточных регионах, но и крупным участникам рынка, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

            Введение упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков при неизменных тарифах вызовет рост убыточности до 79,7% на 1 июля 2009 года (102,7% с учетом расходов на ведение дела и отчислений в фонд РСА) и до 109% на 1 июля 2011 года (132%).

График 1. Прогноз нижней границы годового коэффициента убыточности в целом по рынку ОСАГО (с учетом поправок)

Так, например, в Северо-Западном федеральном округе убыточность составляет в среднем 56,65%, однако средний показатель по Петербургу - 45%, тогда как в Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и республике Коми - он достигает 83-94%. Может быть, стоит пересматривать лишь региональные ставки? С другой стороны, базовые тарифные ставки не пересматривались аж с 2003 года, когда был принят закон об ОСАГО. А ведь за прошедшие пять с лишним лет на дорогах появились более дорогие и технологичные автомобили. Ощутимо выросла и стоимость комплектующих, а также сервисных работ. Наконец, не стоит забывать, что страховую премию формируют два фактора: не только величина среднего убытка, но и вероятность совершения ДТП. Именно поэтому РСА поддерживает инициативу существенного увеличения возрастного коэффициента, так как, по статистике, среди водителей в возрасте до 22 лет убыточность значительно выше, чем в более зрелых возрастных категориях.

Для решения этой проблемы необходимо повысить территориальные коэффициенты по ОСАГО.

    5. Отсутствие единой базы данных. Она должна была создаваться изначально при запуске ОСАГО, но ее до сих пор нет.  В связи с отсутствием единой базы перебежчики как были, так и остались. Эти люди, которые являются виновниками аварии и на которых приходится серьезная сумма выплат, на следующий год переходят в другую компанию и страхуются с понижающим коэффициентом, не сообщая информацию о ДТП. На момент заключения договора уточнить сведения о страхователе и страховых случаях нет возможности.

           Опять же по этой причине пролонгация договоров осуществляется не в полном объеме. С этой проблемой сталкивается каждая компания. Инициаторами создания единой базы должны стать не сами страховщики, это должно происходить на базе РСА.  Между конкурентами никто такой информацией обмениваться, возможно, не будет.

           Благодаря введению единой базы будет корректное заключение договора, значит, более справедливый расчет премии. Соответственно те деньги, которые могли быть получены от повышающих коэффициентов, должны доходить до страховых компаний. А убытки никак не восполняются. Когда это будет создано, может, ничего и не придется менять в законе, потому что ситуация по страховым случаям станет открытой и прозрачной.

          Что же делать в условиях таких вот прогнозов на 2009 год автостраховщикам? Если идти по пути повышения тарифов, то во время финансового кризиса это может вызвать рост социальной напряженности в российском обществе. А между тем действовать нужно достаточно быстро, иначе произойдет уход с рынка ОСАГО значительной доли его участников из-за роста убыточности страховой деятельности.

 


Заключение

 

Нами была поставлена цель –выявить проблемы развития страхового рынка в России на примере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

         Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей.

          Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов. Если потребность в защите порождается страхом, а способность к защите осознанием в силу этого страха необходимости создания соответствующих натуральных или денежных фондов, при помощи которых можно обеспечить сохранность имущественных, личностных и прочих интересов людей, то можно сказать, что в действие вступила система страховой защиты.

В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

 

1. Распространяясь на все сферы экономики, финансовый кризис затронул и страховой рынок России, вследствие чего на нем произошел ряд изменений:

                  Снижение темпов роста страховых премии, а затем и объемов премий в абсолютном выражении.

В такой ситуации, выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. В большинстве компаний это привело к сокращению штата сотрудников, а следующим шагом, возможно, будет сокращение выплат.

По состоянию на 18.03.2008 год в 2007 году общая сумма страховых премий (взносов) составила 946,2 млрд.руб., а в по состоянию на 16.03.2009 год в 2008 году сократилась до 776 млрд.руб. [7]

                  Существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование.

Из-за падения покупательной активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества. Также сокращение затрат на страхование со стороны корпоративных клиентов приведет в 2009 году к падению страховых сборов на 30%. [5] В России 90% рынка добровольного медицинского страхования приходится на корпоративных клиентов. После начала кризиса, как показывает статистика, сократилось число застрахованных по корпоративным договорам. Многие предпочитают рассчитываться с врачами по теневой схеме, минуя посредников. Страховщики пытаются противостоять этой тенденции и исключают наименее востребованные услуги из договора страхования, за счет чего снижается его цена. [1]

                  Падение капитализации и ухудшение финансового состояния собственников поставщиков страховых и перестраховочных услуг, негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций, снижение их способности выполнять свои обязательства перед потребителями.

К тому же, наблюдается общая тенденция сокращения числа страховых организаций. По состоянию на 18.03.2008 год в государственном реестре было зарегистрировано 857 страховых организаций, а на 16.03.2009 год произошло сокращение до 786 страховых организаций. По прогнозам на 2010 год общее число страховых организаций будет сокращаться в большей степени и, скорее всего, составит 400 – 450 организаций. [7]

                  Сокращение емкости или снижение надежности страховщиков, рост недоверия в отношениях между страхователями и страховщиками, перестрахователями и перестраховщиками, обострение противоречий между поставщиками страховых услуг.

В автостраховании наблюдается недоверие клиентов мелким операторам и переход к более крупным из опасений, что мелкие просто не выживут. Хотя эти опасения могут быть напрасными, так как иногда крупный оператор имеет реальный резерв снижения цены за счет «эффекта масштаба». Продавцы автомобилей подводят сейчас итоги января: импорт автомобилей упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 64%, а сбор страховых премий на российском рынке всегда был привязан к продажам новых машин. [3] В первом полугодии 2007 года темпы прироста страховых премий по автокаско составили 40,6% - 80,83 млрд.руб. (по ОСАГО – 17,7% - 41,07 млрд.руб.), а в первом полугодии 2008 года – 35,1% - 76,3 млрд.руб. (по ОСАГО – 12,9% - 39,1 млрд.руб.). [8]

Информация о работе Анализ рынка страхования за 2008-2009г