Анализ рынка страхования за 2008-2009г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выявить проблемы развития страхового рынка в России на примере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
 изучить социально-экономическую сущность страхования;
 выявить связь финансов и страхования;
 рассмотреть страховой рынок в условиях финансово-экономического кризиса;
 проанализировать основные аспекты обязательного страхования автогражданской ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы страхования как звена финансовой системы
1.1 Роль, значение и сущность финансов……………………………………
1.2 Страхование, функции страхования. Правовое регулирование
страховой деятельности………………………………………………………
1.3 Классификация в страховании…………………………………………..
1.4 Страхование как звено финансовой системы
2 Анализ рынка страхования за 2008-2009г.
2.1 Страховой рынок России в условиях финансово-экономического кризиса……………………………………………………………………….
2.2 Анализ обязательного страхования автогражданской
ответственности за 2008 - 2009 г………………………………………..
3 Проблемы ОСАГО и пути их решения……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ОРИГИНАЛ!!!!!!!!.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

Большую роль сыграло то, что фондовый рынок оккупировали игроки-спекулянты, которые занимались куплей-продажей высокодоходных, но при этом высокорискованных инструментов, создавая финансовые пирамиды. В итоге миллиарды и триллионы долларов оказались неликвидны. В результате у банков образовались огромные «дыры» в балансах, нет возможности выдавать кредиты. А тем временем западные банки из-за различных проблем в своих странах начинают отзывать кредиты, выданные российским банкам и компаниям, что катастрофически усугубляет ситуацию.

          Серьезные проблемы возникают из-за падения цен на нефть, федеральный бюджет лишился значительных нефтегазовых доходов. В итоге как минимум на ближайшие 3 года Россия будет иметь дефицитный бюджет, экономить, в том числе и за счет отказа от развития инновационной экономики, и много тратить на социальные расходы. При этом помогать деньгами реальной экономике у властей особого желания нет. Да и справиться с такой проблемой как инфляция тоже не удается. [2]

            Кризис на страховом рынке носит структурный характер. Внешние его признаки не проступают отчетливо. По мнению генерального директора «Ингосстраха» Александра Григорьева, пик кризиса страховщики ощутят в конце 2009-го – начале 2010 года. Накануне испытаний многие пошли на рискованный эксперимент по снижению тарифов. Сегодня, судя по настроениям страховщиков, провала рынка, которого эксперты опасались в начале года, не произошло, реклама пестрит предложениями о мощных скидках к тарифам автокаско. Я согласна с мнением Александра Григорьева,что вхождение в самый трудный период всего на всего оказалось отсрочено. Особо тяжелый период для российских страховщиков начнется в конце этого года – начале следующего. Инерция многих негативных процессов на рынке дает компаниям 6–9 месяцев передышки. Динамика развития страхования в стране зависит в первую очередь от динамики ВВП, его снижение влечет сокращение объемов операций. Но это будет заметно спустя время. Представьте: человек уволен, потерял источник дохода, теперь ему не до страхования, но его полис еще действует, а страховщик не знает, что пролонгация договора невозможна. В некоторых сегментах бизнеса переход в новую реальность заметно короче. Так, рынок страхования грузов отреагировал на сокращение грузопотоков уже через 3 месяца. Ряд компаний заявляют, что намерены расширять портфель страхования грузов, чтобы компенсировать часть потерянных на других видах бизнеса доходов. Некоторые компании больше внимания стали уделять также страхованию водных и воздушных судов. Специфика страхования водных и воздушных судов в том, что без полиса в порт не зайдешь, и самолет не взлетит. По идее, договоров у действующих компаний меньше не стало. Другое дело, что ряд игроков из-за кризиса вынужден был уйти с рынка. Зато в сегменте четко проявилась тенденция применения демпинговых цен, так же как и по грузам. Сужение финансовых потоков на рынке так обострило борьбу за клиента, что компании, в том числе из числа крупных (из первой двадцатки), бросились в демпинг, как в спасение. В абсолютном же выражении сборы падают. Вот и получается: риски растут, перестраховочная облигаторная защита, в том числе по авиастрахованию, дорожает, а цены на российском рынке продолжают падать. Но долго это продолжаться не может. При падении доходов страховщики продолжают платить убытки, пришедшие с «высокого события». Добавьте к этому то, что люди чаще приходят за выплатами, бьются за деньги до конца в условиях кризиса. Активизировались и мошенники, с которыми компании борются по мере возможности. Затрудняет позиции СК то обстоятельство, что суды в большинстве своем легко становятся на сторону клиента: страховщики выигрывают всего 20% судебных споров.

           Однако итоги первого квартала оказались не слишком драматичными для страховщиков. Некоторые надеются, что ситуация выправится в четвертом квартале, поскольку бюджетное финансирование позволяет формировать страховые взносы в этот период. Определенная логика в прежних ожиданиях роста премий к концу года была у страховщиков при профицитном бюджете, осваивались неизрасходованные госсредства. Но у нас в этом году бюджет дефицитный. Сокращается число компаний и работников – плательщиков налогов. Сокращаются объемы добычи и производства в ключевых отраслях. У нас падение объемов промышленности по полугодию составит примерно 17%. Общая картина налоговых потерь до конца года пока не видна, однако уже ведутся разговоры о возможном дефиците бюджета в 3 трлн рублей.

         Скорее всего, в ближайшее время бюджет будет заниматься социальной сферой, зарплатами и пенсиями, здравоохранением в какой-то мере, предоставлением кредитов градообразующим предприятиям. Но только не страхованием.

        В конце года остаётся только рассчитывать на прирост страховых сборов за счет перезаключения договоров ОСАГО. Однако и там тенденция сглаживается, полисы ОСАГО люди стали приобретать относительно равномерно в течение всего года.

       На рынок выводятся все новые продукты в автокаско по бросовым ценам. Маркетологи 5–7 заметных компаний выставляют «изумительные» предложения. Тарифы по автокаско доходят до 2,5% от стоимости автомобиля. Однако, классический тариф на этот вид страхования не может быть ниже 5%. Это - себестоимость. Иначе у страховщика просто не будет денег на ремонт принятого автомобиля. Если страховщик ремонтировать транспорт не собирается, спрашивается, зачем он его страхует? В принципе, политика демпинга вводится крупной компанией на время для того, чтоб обеспечить переток клиентов. Такая тактика срабатывает, принося шлейф новых убытков. Здесь главное – есть ли у вас капитал, чтобы пройти этот период. Те страховые компании, которые раньше начали подобный эксперимент на российском рынке, из него спешат выйти, обремененные убытками, чтобы не затонуть с ними.

         Сейчас рынок страхования юридических лиц испытывает на себе «беспредел» демпинга. Тарифы в этом сегменте обрушиваются уже не в разы, а на порядки. Недавно на страховой комитет было вынесено предложение перестраховать ответственность перед третьими лицами одного из крупнейших энергетических холдингов в РФ. Страховые суммы по договорам составили 50 млрд рублей и 120 млрд рублей. Премия предлагалась, эквивалентная $20 тыс., хотя в реальности такие риски должны стоить во много раз больше – 12–15 млн рублей. Плохо представляется, как страховщик, давший клиенту такие условия, будет платить убытки или даже попытается продлить такой договор на следующие периоды на адекватных условиях.

          Много разговоров ведётся о том, что кризис – хорошее время для покупок компаний. Но сделок что-то не видно. Для покупок – время интересное, для продаж – нет. На рынке активно предлагают себя целые команды страховщиков, потерявших прежнее место работы по тем или иным причинам. Сегодня никого из покупателей страховых компаний не интересуют мультипликаторы или сборы – все смотрят только на финансовые показатели эффективности бизнеса. На условиях позапрошлого года сделки купли-продажи невозможны. С другой стороны, достаточно проанализировать потери ведущих российских страховщиков в первом квартале, чтобы понять, как падает стоимость компаний. Поэтому сегодня страховые компании могут приобретаться по адекватной цене только западными страховщиками, рассчитывающими на долгосрочную стратегию.

          В этот период возможны продажи кэптивных компаний как непрофильных активов. Когда в основном бизнесе акционера масса проблем, заниматься развитием страхования трудно. Собственно, у нас за первый квартал появилась на рынке только одна сделка – покупка группой «СОГАЗ» страховщика «Северстали» – страховой компании «Шексна». Это очень удачная сделка для СОГАЗа. Однако приобретение кэптивного страховщика не обеспечивает бесспорных преимуществ даже с учетом договоренностей о сохранении прежних договоров страхования.

         В секторе средних компаний есть универсальные, среди них есть те, кто проводил адекватную финансовую политику. И тем не менее, в этой категории игроков большинство находится на грани потери ликвидности, так как в их портфеле каско и ОСАГО занимают значительное место, то есть доля этих видов достигает 50–60%. Есть группа компаний при крупных заводах с годовым сбором премий от 500 млн до 1 млрд рублей. Они для предприятий вели договоры добровольного медицинского страхования, страховали имущество. При правильной политике страховщика и жизнеспособности предприятия такие компании могут существовать достаточно комфортно, но их – единицы. Отдельное место занимают специализированные компании, которые занимаются нишевыми сборами. Например, компания «Гефест» специализируется на страховании строительно-монтажных рисков и чувствует себя относительно неплохо. Другое дело – увлечение специализацией в страховании ответственности по госконтрактам. Некоторые небольшие компании увлекаются этим видом страхования, несмотря на то что законодательная техника в нем недостаточно отработана. Одного крупного убытка будет достаточно, чтобы такая компания обанкротилась. Представьте, что по полису страхования ответственности по госконтрактам может возникнуть убыток в 1, 5, 10 млрд рублей. Как его возмещать, если сумма капитала и ликвидных активов небольшой компании составляют по совокупности 50–100 млн рублей, а перестрахование вообще отсутствует.

          Основную часть резервов страховщики держат в ведущих российских банках. Государство четко дало понять, что оно понимает значимость национальной банковской системы и готово ее спасать. Страховщики уже ряд мер приняли. Их финансы сконцентрированы в основном в банках с госучастием. Другое дело, что условия работы банков со страховщиками могут ухудшаться. Например, снизятся ставки по депозитам, банки могут вытеснять экономически клиентов в область формирования длинных депозитов. Но это не существенно. Хуже риск неудачно сыграть в валютной позиции. Потери страховых компаний от невозможности свободно покупать и продавать валюты могут оказаться значительными, если регулятор начнет вводить соответствующие правила, ограничивающие свободу конвертации для хозяйствующих субъектов, как это было в Белоруссии.

       Я согласна с мнением Ильи Ломакин-Румянцева-главы Федеральной службы страхового надзора, что недобросовестные страховщики – одна из главных проблем для страхового рынка в период кризиса. Самой большой проблемой для страхового рынка в условиях кризиса может оказаться недобросовестное поведение некоторых страховщиков, которые стремятся выиграть время или сэкономить на полноте выплат.

  По его словам, в надзор начали поступать сигналы о введении в ряде компаний "норматива выплат". "Согласно полученным нами данным, некоторые компании, к примеру, предлагают в случае тотальной гибели автомобиля выплату, которая не превышает 30 проц. стоимости машины. Клиенту предстоит выбрать: получить денег, сколько дают, или вообще ничего не получить. Такую практику надо пресекать в корне", - считает И.Ломакин-Румянцев. Он убежден, что страховой рынок является гарантом сохранения доверия на финансовом рынке РФ, особенно в кризис. "Страховщик должен быть, как жена Цезаря - вне подозрений. Кризис завершится, но в условиях потери доверия клиентов бизнес развивать далее окажется невозможно", - полагает И.Ломакин-Румянцев. Он добавил, что "пока ничто не указывает на катастрофичное положение дел в российском страховом сегменте, вызванное кризисом". Как сообщалось ранее, со ссылкой на данные ФССН, в августе-ноябре прошлого года активы 16 ведущих страховщиков РФ, на долю которых приходится 50 проц. сборов рынка, сокращались ежемесячно на 1,3-4 проц. Если выбирать из двух зол, то для рынка предпочтительнее пережить большее число банкротств слабых страховых компаний, чем всему сегменту потерять репутацию платежеспособного из-за острого желания его игроков сокращать выплаты клиентам любой ценой", - убежден И.Ломакин-Румянцев. Говоря о случаях недопустимого поведения страховщика, он привел пример, когда компания ищет повод уклониться от выплаты клиенту даже после того, как она сама и суд признали случай страховым. "Мы всегда рекомендуем клиентам страховщиков обращаться в суд для решения споров. Но если решения судов страховая компания не исполняет, для страховщика такая игра может обернуться выдачей предписания ФССН".

         Подводя итоги, можно сказать, что распространяясь на все сферы экономики, финансовый кризис затронул и страховой рынок России, вследствие чего на нем произошел ряд изменений:

1. Снижение темпов роста страховых премии, а затем и объемов премий в абсолютном выражении.

В такой ситуации, выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. В большинстве компаний это привело к сокращению штата сотрудников, а следующим шагом, возможно, будет сокращение выплат.

По состоянию на 18.03.2008 год в 2007 году общая сумма страховых премий (взносов) составила 946,2 млрд.руб., а в по состоянию на 16.03.2009 год в 2008 году сократилась до 776 млрд.руб. [7]

2. Существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование.

Из-за падения покупательной активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества. Также сокращение затрат на страхование со стороны корпоративных клиентов приведет в 2009 году к падению страховых сборов на 30%. [5] В России 90% рынка добровольного медицинского страхования приходится на корпоративных клиентов. После начала кризиса, как показывает статистика, сократилось число застрахованных по корпоративным договорам. Многие предпочитают рассчитываться с врачами по теневой схеме, минуя посредников. Страховщики пытаются противостоять этой тенденции и исключают наименее востребованные услуги из договора страхования, за счет чего снижается его цена. [1]

3. Падение капитализации и ухудшение финансового состояния собственников поставщиков страховых и перестраховочных услуг, негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций, снижение их способности выполнять свои обязательства перед потребителями.

Страхованием жизни в России занимается пока еще очень малое число компаний. Молодость данного рынка создает определенные трудности: многие компании только что начали работать, они уже «потратились» – вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперь вынуждены урезать те самые инвестиции и частично закрывать офисы. Таким образом, они оказались в непростом положении. [3]

К тому же, наблюдается общая тенденция сокращения числа страховых организаций. По состоянию на 18.03.2008 год в государственном реестре было зарегистрировано 857 страховых организаций, а на 16.03.2009 год произошло сокращение до 786 страховых организаций. По прогнозам на 2010 год общее число страховых организаций будет сокращаться в большей степени и, скорее всего, составит 400 – 450 организаций. [7]

4. Сокращение емкости или снижение надежности страховщиков, рост недоверия в отношениях между страхователями и страховщиками, перестрахователями и перестраховщиками, обострение противоречий между поставщиками страховых услуг.

Информация о работе Анализ рынка страхования за 2008-2009г