Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение становление негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи работы:
- изучить историю становление негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть сущность, понятие и функции негосударственных пенсионных фондов;
- провести анализ функционирования негосударственных пенсионных фондов;
- привести пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы негосударственного пенсионного фонда в России, особенности создания и функционирования………………………………..…..5
1.1. История становления негосударственных фондов в России………………5
1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции……………………………………………………………………………9
2. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………………………………………………………
2.1. Анализ динамики пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации…………….
2.2. Анализ зависимости пенсионного обеспечения функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации……………..
2.3. Пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     Внешэкономбанк  опубликовал данные о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений за 9 мес. 2008 г. За отчетный период он заработал для "молчунов" 1,97 % годовых(4), инфляция за тот же период составила 10,6 %, по итогам первых двух кварталов показатель доходности составил 4,85% годовых. За предшествующие 12 месяцев результаты инвестирования оказались на уровне 3,18 % годовых, за три года - 5,25 % годовых.

     Несмотря  на положительную доходность, показанную по итогам девяти месяцев в абсолютном выражении, стоимость чистых активов, находящихся под его управлением, в третьем квартале уменьшилась на 3,7 млрд. руб. и составила 350 млрд. руб. Убыток от переоценки активов составил 6 млрд. руб., однако часть его была компенсирована за счет получения купонного дохода по облигациям. И хотя результаты Внешэкономбанка сложно назвать оптимистичными, но в условиях кризиса консервативная стратегия дает определенные преимущества.

     Инвестиционная  декларация НПФ определяется при  заключении договора. Негосударственный пенсионный фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию, что особо удобно в условиях кризиса.

     Государственная управляющая компания Внешэкономбанк имеет настолько большой объем средств, которые не были переведены частным управляющим компаниям, что сталкивается с нехваткой инструментов инвестирования, что отрицательно сказывается на уровне доходности вложений. В целях изменения сложившейся ситуации 14 августа 2008 года Федеральная служба по финансовым рынкам, как организатор конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними пенсионным фондом РФ договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, провела итоговое заседание конкурсной комиссии, в результате чего были отобраны пять компаний из числа УК и НПФ, которые будут инвестировать средства "молчунов" с наибольшей эффективностью. К ним относятся:

  1. Закрытое акционерное общество "Финансовый брокер "Август" (г. Волгоград);
  2. Общество с ограниченной ответственностью "АктивФинансМенеджмент" (г. Оренбург);
  3. Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Энергокапитал" (г. Санкт-Петербург);
  4. Открытое акционерное общество "НМ-Траст" (г. Москва)
  5. Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "ТРАНСФИНГРУП" (г. Москва).

     Подобная  мера снизит инвестиционную нагрузку на Внешэкономбанк и повысит уровень  эффективности вложений "молчунов". Однако для того чтобы система  заработала, необходима информационная поддержка и разъяснительная работа по вопросам пенсионной реформы со стороны государства. Большое количество застрахованных лиц пугает организационная сторона перевода денежных средств из государственного пенсионного фонда в НПФ. На практике эта процедура достаточно проста. Для того чтобы оформить перевод накопительной части пенсии, достаточно обратиться в отделение НПФ либо в любое отделение ПФР. Правда, в любом случае необходимо заключить договор с НПФ.

     В настоящее время в России индустрия НПФ переживает нелегкие времена. Дело в том, что еще в 2008 г. наметился рост обращений клиентов НПФ за выкупными суммами. Поданным Национальной ассоциации пенсионных фондов, в 2008 г. выкупных сумм выплачено на 35,6 % больше, чем в 2007 г. При этом всплеск расторжений договоров пришелся на конец 2008 г., когда резко рос курс доллара и евро. В условиях девальвации российской валюты многие клиенты НПФ предпочитали перевести сбережения в иностранную валюту. В 2009 г. отток средств клиентов из НПФ еще более усилился. При этом если в конце 2008 г. клиенты спешили забрать свои взносы, чтобы заработать на валютных спекуляциях, то теперь эти взносы все чаще становятся последним источником средств для граждан, потерявших работу. Их число с каждым днем становится все больше и больше. Так, по официальным данным Минздравсоцразвития, на 3 февраля 2009 г. число зарегистрированных безработных в России было зафиксировано 1,7 млн. чел. С начала же октября 2008 г. численность уволенных работников составила 151 тыс. чел., число работников, переведенных на режим неполной занятости или отправленных в вынужденный отпуск, - 821 тыс. чел. Тем временем общая численность безработных в России в конце декабря 2008 г. уже составила 5,8 млн. чел., или 7,7 % трудоспособного населения России. При этом по официальным оценкам общая численность безработных в России в 2011 г. может вырасти на 3 млн. чел. В сложившейся ситуации дальнейшее развитие индустрии НПФ находится под большим вопросом. Более того, возникают вполне оправданные опасения, что при нынешней экономической ситуации оно может вообще надолго остановиться. Дело в том, что динамичное развитие индустрии НПФ может происходить только в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

     Но  несмотря на кризис и на падение фондового рынка, управляющие компании и НПФ не намерены серьезно менять структуру инвестиционных портфелей, т.е. избавляться от рискованных активов (акций) и закупать малоликвидные, но надежные ценные бумаги (как правило облигации). Так как рано или поздно фондовый рынок начнет расти, а с ростом рынка неизбежно будет расти и доходность по акциям, то только инвестирование в акции позволит получить доходность, превышающую уровень инфляции.

     По  состоянию на 20 января 2009 г. право  на осуществление деятельности в  качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию имеют 136 из 218 НПФ, действующих в России.

 

2.3. Пути увеличения  пенсионного обеспечения  за счет функционирования  негосударственных  пенсионных фондов  в Российской Федерации

     Добровольное  пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

     В этом многообразии форм добровольного  пенсионного обеспечения заключается  его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

     Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения  существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его  дальнейшего развития добровольного  пенсионного обеспечения является недостаточный охват.

     Хотя  в ведущих отраслях промышленности 30 - 40% работающих являются участниками  негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

     Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в  старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий  и законодательных новаций по следующим направлениям:

     • создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;

     • развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;

     • совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.

     Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования  налогового режима, способствующего  ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

     Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы НПФ  в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями .

     С выходом «Программы пенсионной реформы  в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся  ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

     Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется  с существующими выплатами государственных  пенсий, ему в помощь потребуются  новые институты. Но времени на их создание «с нуля» не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

     Перспективы НПФ во многом зависят также от того, будут ли им предоставлены  налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. Также  нужно отметить что объявленный  государством в августе 1998 г. дефолт больно ударил по негосударственным пенсионным фондам, поскольку их управляющие для снижения общего риска портфеля держали часть средств в госбумагах. НПФ (как паевым инвестиционным фондам и страховым компаниям) удалось добиться от Министерства финансов улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются "живыми" деньгами, 20% - инвестиционными бумагами, 50% - доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых). Это вселяет надежду, что финансовое положение фондов улучшится.

     Специалисты подсчитали, что охват негосударственным пенсионным обеспечением 10% работающего населения потребует эффективной работы 0,8-1 тыс. НПФ, 20% - 1,5-2 тыс., 30% - 2-2,5 тыс. Сегодня эффективно действуют далеко не все из 296 фондов, а их услугами, которых пользуются 2,5-3% всех работников. Понятно, что нужно не просто много новых НПФ, а таких, которые могут способствовать распространению НПО.

     Специалисты считают, что в этом отношении  больше перспектив у корпоративных  фондов. В ближайшем будущем ожидаются их активные попытки сблизить позиции с руководителями регионов и проникновения в сферу деятельности территориальных НПФ. Такое сближение вполне возможно, но по мере осознания региональными администрациями своих возможностей и приобретения опыта НПО не исключены конфликты между ними и фондами, размежевание или "поглощение" фондов территориями. В любом случае крепкие корпоративные фонды необходимы.

     Отраслевые  НПФ будут развиваться "замкнуто", в рамках и интересах своей  отрасли, незначительно влияния  на территории. Межотраслевое слияние маловероятно. В дальнейшем они, скорее всего, будут специализироваться и займут ведущее место в профессиональных пенсионных системах, оставаясь придатком породившей их отрасли. Ожидается, что отраслевые фонды будут флагманами накопительной системы, но не станут играть решающей роли в будущей системе НПО.

     Независимые (или свободные) НПФ по-прежнему будут  занимать незначительное место, предоставляя всем желающим - гражданам, отдельным  работодателям и предприятиям - возможность  воспользоваться услугами негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня их потенциал невелик, в дальнейшем какие-то из них могут быть поглощены корпорациями или трансформируются в территориальные фонды.

     Пока  доля территориальных НПФ мала, их территориальность условна и определяется в основном согласием местных администраций участвовать в формальном учредительстве. Причины - в недостаточной профессиональной подготовке работников таких фондов, незнании руководителями регионов принципов НПО, попытках создать региональные пенсионные системы на основе перераспределения существующих денежных потоков и т.п.

     Тем не менее, специалисты именно с выходом  на территории связывают перспективы  НПФ, если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний.

Информация о работе Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации