Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение становление негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи работы:
- изучить историю становление негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть сущность, понятие и функции негосударственных пенсионных фондов;
- провести анализ функционирования негосударственных пенсионных фондов;
- привести пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы негосударственного пенсионного фонда в России, особенности создания и функционирования………………………………..…..5
1.1. История становления негосударственных фондов в России………………5
1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции……………………………………………………………………………9
2. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………………………………………………………
2.1. Анализ динамики пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации…………….
2.2. Анализ зависимости пенсионного обеспечения функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации……………..
2.3. Пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     В мае 1998 года после долгих процедур согласований (проект был трижды отклонен Государственной Думой) вступил в силу Федеральный закон № 75 "О негосударственных пенсионных фондах", который регулирует различные аспекты функционирования НПФ и на сегодняшний день. Это существенно изменило ситуацию в данном сегменте финансового рынка. Пенсионные фонды, наконец-то, стали в один ряд с такими узаконенными институтами, как банки и страховые компании.

     Таким образом, история становления негосударственных  фондов началась в 19 веке, но как таковых пенсионных фондов не существовало, первый негосударственный пенсионный фонд в РФ появился лишь в 1991 году. 

1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции

     Деятельность  НПФ включает в себя аккумулирование  пенсионных взносов, их инвестирование, учет, назначение и выплату пенсий. Негосударственные пенсионные фонды  занимают промежуточное положение  между частными инвестиционными компаниями, чья деятельность направлена на получение максимальной прибыли, но неизбежно связана с риском, и государственным Пенсионным фондом РФ, деятельность которого преимущественно направлена на решение социальных задач, что снижает его маневренность на финансовых рынках и ведет к неполному использованию возможностей для умножения накоплений будущих пенсионеров. Это особое положение выгодно отличает НПФ от инвестиционных компаний значительно большей надежностью, а от государственных пенсионных структур - возможностью воспользоваться удачной рыночной ситуацией для получения дополнительного дохода на вложенные денежные средства.

     Согласно  новой пенсионной модели взносы в  ПФР, которые составляли в совокупности 28%, делились на три части: 14% направлялись в федеральный бюджет и использовались для выплаты базовой части пенсии, 8-12% от оплаты труда являлись страховой частью трудовой пенсии и перечислялись в ПФР и от 2 до 6% направлялись в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формировалась за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязывался к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.

     В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти  на пенсию в течение десяти лет  после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

     Новые страховые взносы, в отличии от старой системы, будут возмездными  платежами, которые своими суммами  формируют пенсионные права граждан. В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей – накопительной и страховой.

     Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали  Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора в данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

     Начиная с 2003г. к участию в государственном  пенсионном страховании были допущены негосударственные пенсионные фонды. Целью создания НПФ в России явилась необходимость улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Деятельность в качестве пенсионного фонда преследует социальные цели и представляет собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда в соответствии с заключенными договорами.

     В настоящее время в России сформирована система НПФ, других субъектов и участников отношений в сегменте рынка пенсионных услуг.

     Данные  свидетельствуют об устойчивом динамичном развитии НПО. По сравнению с ростом численности участников опережающими темпами увеличиваются пенсионные резервы - средства на выплату будущих дополнительных пенсий. Поступление пенсионных взносов опережает рост расходов на выплату пенсий и выкупных сумм.

     НПФ расположены в 48 (из 87) субъектах  Российской Федерации. С учетом филиалов НПО охвачено 57 регионов.

     Однако  в целом сеть НПФ развита недостаточно, в связи с тем, что почти половина фондов находится в Москве и Санкт-Петербурге.

      Существует  весьма веский аргумент в пользу НПФ - то, что его доходность, как правило, превышает доходность ПФР.

     В целях сохранения и прироста средств пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ, они подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов (объекты инвестирования). В частности, к их числу относятся:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
  • муниципальные облигации российских эмитентов;
  • корпоративные облигации российских эмитентов;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в рублях в кредитных организациях;
  • иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

     Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

     Дополнительная  профессиональная пенсионная система  должна отвечать следующим требованиям:

     1) обеспечивать выплату пенсий, а  не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

     2) иметь как установленные выплаты,  так и установленные взносы, являться  солидарной либо накопительной  или использовать одновременно  оба эти принципа;

     3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

     4) иметь финансовое покрытие в  форме накопленных активов и  будущих поступлений взносов  — актуарный баланс.

     Самой распространенной в Российской Федерации  формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

     НПФ - особая организационно-правовая форма  некоммерческой организации социального  обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

     - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

     - деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

     - деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

     Для обеспечения надежности негосударственных  пенсионных фондов законодательством  определен ряд требований к их деятельности:

     НПФ - некоммерческая организация социального  обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Имущество НПФ подразделяется на имущество  для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

     Пенсионные  резервы фонда формируются исключительно  для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения  своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

     На  средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

     управляющей компании, специализированного депозитария  и иных третьих лиц. В целях  обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

     Фонд  не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

     Фонд  осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

     Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

     НПФ выполняет следующие функции:

     • разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

     • заключает пенсионные договоры;

     • аккумулирует пенсионные взносы;

     • ведет пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о их состоянии;

     • заключает договоры с управляющим  фонда;

     • формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

     • ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

     • производит выплаты негосударственных  пенсий;

     • осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств в  фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

     • предоставляет информацию о своей  деятельности.

       Вкладчики НПФ имеют право: 

     1) требовать от фонда исполнения  обязательств фонда по пенсионному  договору в полном объеме;

Информация о работе Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации