Жизненный цикл инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Содержание

1. Введение 3 стр.

2. Жизненный цикл инновации 6 стр.

3. Список литературы 23 стр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - стратегический и иннавационный менеджмент.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Введение           3 стр.

2. Жизненный  цикл инновации       6 стр.

3. Список  литературы         23 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т. е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла. Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

     Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и  при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

- концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.

- концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.

- концепция  жизненного цикла инновации является  основой анализа и планирования  инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

     Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Основные  стадии жизненного цикла нового продукта:

1) разработка  нового продукта;

2) выход  на рынок;

3) развитие  рынка;

4) стабилизация  рынка;

5) уменьшение  рынка;

6) подъем  рынка;

7) падение  рынка.

     Инновация в общем виде понимается как создание каких-то новшеств, ценностей внутри организаций и предприятий. Инновация подразумевает создание новых технических и технологических идей, подходов, методов в любой сфере деятельности и должна быть ориентирована на рынок, а не на продукт.

     Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

     Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

     Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ. 
 
 

     В современных условиях реализация всего  комплекса стратегических целей  развития государства и регионов связана с инновационным типом  развития, заключающемся в преимущественном использовании достижений науки для обеспечения экономического роста. Это предполагает непрерывность и целенаправленность инновационной модернизации, что позволит интенсифицировать процесс расширенного воспроизводства и увеличить степень удовлетворения разнообразных растущих потребностей экономических субъектов.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций.

Классификация инноваций

п/п

Признак классификации Виды инноваций
1. Степень радикальности (новизна, оригинальность и пр.) 1. Радикальные (пионерные, базовые и пр.)

2. Ординарные (новые технические решения, изобретения)

3. Усовершенствующие (модернизация)

2. Характер применения 1. Продуктовые

2. Процессные (операционные)

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

Процессные  инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

3. Стимул появления (источник) 1. Вызванные развитием науки и техники

2. Вызванные потребностями производства

3. Вызванные потребностями рынка

4. Место в системе (на предприятии, в фирме) 1. Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);

2. Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

5. Назначение  инновации 1. Для производителя и потребителя

2. Для общества в целом

3. Для локального рынка

 

     Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

     «Новизна» инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций.

     Сущность  инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства  и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении  конкурентоспособности предприятий.

     При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Таким образом, инновация выполняет следующие  три функции:

- воспроизводственную;

- инвестиционную;

- стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Этот капитал  может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует  основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

     Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия.

     Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

     Главной стороной и особенностью данного  процесса является инновационная способность.

     Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

     Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким  уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

     Различия  инновационного и стабильного процессов

     Любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным.

     Сущность  инновационного процесса познается  в его сравнении со стабильным производственным процессом.

     Стабильный (рутинный) процесс характеризуются: стабильностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.

     Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения цели; высоким риском, дискретностью процесса и пр. 

     В таблице приводятся основные различия инновационного и стабильного процессов производственной и непроизводственной деятельности. 
 
 

Основные  различия инновационного и стабильного  процессов 

Показатели  процесса Инновационный процесс Стабильный  процесс
1. Главная  конечная цель Обеспечение новой  общественной потребности Обеспечение сложившейся  общественной потребности
2. Риск  при реализации поставленной  цели Высокий Низкий
3. Тип  процесса Дискретный Непрерывный
4. Управляемость  процесса как единого целого Низкая Высокая
5. Возможности  развития системы Переход на новый, более прогрессивный уровень развития Сохранение  сложившегося уровня развития
6. Взаимодействие  со сложившейся системой интересов  участников процесса Вступает в  противоречие Основывается  на них
7. Характерные  формы организации процесса Гибкие, имеющие слабую структуризацию системы Жесткие, основанные на нормативном регламенте

Информация о работе Жизненный цикл инновации