Защита информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Под информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. (Чуть дальше мы поясним, что следует понимать под поддерживающей инфраструктурой.)

Содержание

Задание №1.

Реферат на тему: «Защита информации в информационных технологиях управления организацией»

Введение…………………………………………………………………………4

1. Необходимость и потребность в защите информации……………………5

2. Основные понятия……………………………………………………………10

3. Угрозы безопасности………………………………………………………..13

4. Каналы утечки и несанкционированного доступа к информации………18

5. Модель нарушителя………………………………………………………...19

6. Методы и средства защиты…………………………………………………23

7. Принципы проектирования системы защиты……………………………..30

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

К.Р.АИТ в экономике.docx

— 402.69 Кб (Скачать)
y">     з) перехват данных, передаваемых по каналам связи, и их анализ с целью выяснения протоколов обмена, правил вхождения в связь и авторизации пользователя и последующих попыток их имитации для проникновения в систему;

     и) хищение носителей информации (магнитных  дисков, лент, микросхем памяти, запоминающих устройств и персональных ЭВМ);

     к) несанкционированное копирование  носителей информации;

     л) хищение производственных отходов (распечаток, записей, списанных носителей  информации и т.п.);

     м) чтение остатков информации из оперативной  памяти и с внешних запоминающих устройств;

     н) чтение информации из областей оперативной памяти, используемых операционной системой (в том числе подсистемой защиты) или другими пользователями, в асинхронном режиме, используя недостатки мультизадачных операционных систем и систем программирования;

        о) незаконное получение паролей и других реквизитов разграничения доступа (агентурным путем, используя халатность пользователей, путем

подбора, имитации интерфейса системы и т.п.) с последующей маскировкой под  зарегистрированного пользователя («маскарад»);

     п) несанкционированное использование терминалов пользователей, имеющих уникальные физические характеристики, такие, как номер рабочей станции в сети, физический адрес, адрес в системе связи, аппаратный блок кодирования и т.п.;

     р) вскрытие шифров криптозащиты информации;

     с) внедрение аппаратных спецвложений, программ «закладок» и «вирусов» («троянских коней» и «жучков»), т.е. таких участков программ, которые не нужны для осуществления заявленных функций, но позволяют преодолеть систему защиты, скрытно и незаконно осуществлять доступ к системным ресурсам с целью регистрации и передачи критической информации или дезорганизации функционирования системы;

     т) незаконное подключение к линиям связи с целью работы «между строк», с использованием пауз в действиях  законного пользователя от его имени  с последующим вводом ложных сообщений  или модификацией передаваемых сообщений;

     у) незаконное подключение к линиям связи с целью прямой подмены  законного пользователя путем его  физического отключения после входа  в систему и успешной аутентификации с последующим вводом дезинформации  и навязыванием ложных сообщений.

     Следует заметить, что чаще всего для достижения поставленной цели злоумышленник использует не один способ, а их некоторую совокупность из перечисленных выше. 
 
 
 
 

  1. Каналы  утечки и несанкционированного доступа к информации
 

     Возможные пути умышленной дезорганизации работы, вывода системы из строя, проникновения  в систему и несанкционированного доступа к информации рассмотрены  выше при описании искусственных  преднамеренных угроз. На рис. 1 представлен  состав типовой аппаратуры автоматизированной системы обработки данных и возможные  каналы несанкционированного доступа  к информации. 

Рис. 1

  1. Модель нарушителя
 

     При разработке модели нарушителя определяются: 1) предположения о категориях лиц, к которым может принадлежать нарушитель; 2) предположения о мотивах  действий нарушителя (целях, преследуемых нарушителем); 3) предположения о  квалификации нарушителя и его технической  оснащенности (методах и средствах, используемых для совершения нарушения); 4) ограничения и предположения  о характере возможных действий нарушителя.

     По  отношению к АИТУ нарушители могут  быть внутренними (из числа персонала  системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренними нарушителями могут быть лица из следующих категорий  персонала:

     - пользователи (операторы) системы;

     - персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);

     - сотрудники отделов разработки и сопровождения программного обеспечения (прикладные и системные программисты);

     - технический персонал, обслуживающий здания (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здание и помещения, где расположены компоненты АИТУ);

     - сотрудники службы безопасности АИТУ;

     - руководители различного уровня должностной иерархии.

Посторонние лица, которые могут быть внешними нарушителями:

     - клиенты (представители организаций, граждане);

     - посетители (приглашенные по какому-либо поводу);

     - представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго-, водо-, теплоснабжение и т.п.);

     - представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;

     - лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (без цели нарушения безопасности АИТУ);

     - любые лица за пределами контролируемой территории.

     Можно выделить три основных мотива нарушений: а) безответственность; б) самоутверждение; в) корыстный интерес. При нарушениях, вызванных безответственностью, пользователь целенаправленно или случайно производит какие-либо разрушающие действия, не связанные, тем не менее, со злым умыслом. В большинстве случаев это  следствие некомпетентности или  небрежности.

     Некоторые пользователи считают получение  доступа к системным наборам  данных крупным успехом, затевая  своего рода игру «пользователь против системы» ради самоутверждения либо в собственных глазах, либо в глазах коллег.

     Нарушение безопасности АИТУ может быть вызвано  и корыстным интересом пользователя системы. В этом случае он будет целенаправленно  пытаться преодолеть систему защиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой в АИТУ информации. Даже если АИТУ имеет средства, делающие такое проникновение чрезвычайно  сложным, полностью защитить ее от проникновения  практически невозможно.

     Всех  нарушителей можно классифицировать по четырем параметрам (уровню знаний об АИТУ, уровню возможностей, времени  и методу действия).

     1. По уровню знаний об АИТУ  различают нарушителей:

     - знающих функциональные особенности АИТУ, основные закономерности формирования в ней массивов данных и потоков запросов к ним, умеющих пользоваться штатными средствами;

     - обладающих высоким уровнем знаний и опытом работы с техническими средствами системы и их обслуживания; 
 

     - обладающих высоким уровнем знаний в области программирования и вычислительной техники, проектирования и эксплуатации автоматизированных информационных систем;

     - знающих структуру, функции и механизм действия средств защиты, их сильные и слабые стороны.

     2. По уровню возможностей (используемым  методам и средствам) нарушителями  могут быть:

     - применяющие чисто агентурные методы получения сведений;

     - применяющие пассивные средства (технические средства перехвата без модификации компонентов системы);

     - использующие только штатные средства и недостатки систем защиты для ее преодоления (несанкционированные действия с использованием разрешенных средств), а также компактные магнитные носители информации, которые могут быть скрытно пронесены через посты охраны;

     - применяющие методы и средства активного воздействия (модификация и подключение дополнительных механических средств, подключение к каналам передачи данных, внедрение программных «закладок» и использование специальных инструментальных и технологических программ).

     3. По времени действия различают  нарушителей, действующих: 

     - в процессе функционирования АИТУ (во время работы компонентов системы);

     - в период неактивности компонентов системы (в нерабочее время, во время плановых перерывов в ее работе, перерывов для обслуживания и ремонта и т.п.);

     - как в процессе функционирования АИТУ, так и в период неактивности компонентов системы.

     4. По месту действия нарушители  могут быть:

     - не имеющие доступа на контролируемую территорию организации;  

     - действующие с контролируемой территории без доступа в здания и сооружения;

     - действующие внутри помещений, но без доступа к техническим средствам АИТУ;

     - действующие с рабочих мест конечных пользователей (операторов) АИТУ;

     - имеющие доступ в зону данных (баз данных, архивов и т.п.);

     - имеющие доступ в зону управления средствами обеспечения безопасности АИТУ.

     При этом могут учитываться следующие  ограничения и предположения  о характере действий возможных  нарушителей:

     - работа по подбору кадров и специальные мероприятия затрудняют возможность создания коалиций нарушителей, т.е. объединения (сговора) и целенаправленных действий по преодолению подсистемы защиты двух и более нарушителей;

     - нарушитель, планируя попытку несанкционированного доступа к информации, скрывает свои неправомерные действия от других сотрудников;

     - несанкционированный доступ к информации может быть следствием ошибок пользователей, администраторов, эксплуатирующего и обслуживающего персонала, а также недостатком принятой технологии обработки информации и т.д.

     Определение конкретных значений характеристик  возможных нарушителей в значительной степени субъективно. Модель нарушителя, построенная с учетом особенностей конкретной предметной области и  технологии обработки информации, может  быть представлена перечислением нескольких вариантов его облика. Каждый вид  нарушителя должен быть охарактеризован  значениями характеристик, приведенных  выше. 
 

  1. Методы  и средства защиты

     информация  защита безопасность утечка

     Проблема  создания системы защиты информации включает две взаимодополняющие  задачи: 1) разработка системы защиты информации (ее синтез); 2) оценка разработанной  системы защиты информации. Вторая задача решается путем анализа ее технических характеристик с  целью установления, удовлетворяет  ли система защиты, информации комплексу  требований к данным системам. Такая  задача в настоящее время решается почти исключительно экспертным путем с помощью сертификации средств защиты информации и аттестации системы защиты информации в процессе ее внедрения.

     Методы  и средства обеспечения безопасности информации показаны на рис. 2. Рассмотрим основное содержание представленных методов  защиты информации, которые составляют основу механизмов защиты. 

     

     Рис. 2 

     Препятствия - методы физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.). 

     Управление  доступом - метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных  и технических средств). Управление доступом включает следующие функции  защиты:

     - идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);

Информация о работе Защита информационной системы