Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:55, реферат
Переход украинской экономики к рыночным условиям, а значит в новое качественное состояние, увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
В.В. КВАНИНА,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой предпринимательского
и коммерческого права
Южно-Уральского
государственного университета
Инновационная политика Украины регулируется Министерством промышленной политики и соответствующим Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности». В мировой практике инновационная политика также находится под контролем правительства, что обуславливает их стремительное экономическое развитие. Примером могут служить Япония, Германия и ряд других стран с высокими социально-экономическими стандартами которые во многом являются результатом эффективной инновационной политики. К сожалению, достижения Украины в сфере инновационной деятельности пока еще незначительны. Лишь 12% отечественных предприятий воспользовались инновационными разработками. В 2005 году таких было 7,9%. Самая активная инновационная деятельность велась в машиностроении. К этой работе там приобщилось 32% предприятий. Но с каждым годом тенденция развития данной сферы деятельности на Украине оставляет желать лучшего. По данным Государственного комитета статистики Украины в 2008 году лишь 10,8% предприятий внедряли в производство инновации против 11,5% 2008 года и 14,6% 2002 года. На рисунке 2 представлено изменение удельного веса реализованной инновационной продукции в объеме промышленной за период с 2000 по 2008 год:
Рисунок
2 - Изменение удельного веса реализованной
инновационной продукции в объеме
промышленной за период с 2000 по 2008 год
Следовательно
можно сделать вывод, что результат развития
инновационной деятельности на Украине
недостаточно высок и степень его внедрения
на предприятиях незначительна. Поэтому
для предприятий необходимо провести
анализ показателей их деятельности, выявить
те сферы деятельности, которые имеют
наихудшие показатели и улучшать их, а
также совершенствовать свою производственную
сферу путем внедрения новых технологий
производства. Правительство в свою очередь
должно регулярно вносить поправки в Закон
Украины «О приоритетных направлениях
инновационной деятельности» и стимулировать
развитие инновационной деятельности
на предприятиях всех форм собственности.
литературА:
1.
Чухрай Н.І. Організаційно-управлінські
інновації в економіці, що спирається
на знання // Інновації: проблеми науки
і практики: Монографія. – Х.: ВД «ІНЖЕК»,
2006. – С. 107-133.;
2.
Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели
и методы организационного
3.
М. Хаммер, Дж. Чампи. Реинжиниринг корпорации:
Манифест революции в бизнесе / Пер. с англ.
Ю.Е. Корнилович. – М.: Манн, Иванов и Фербер,
2006. – 287 с.;
4. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. - Консультант директора. - 1996. № 23.;
5.
Курносова О.А. Управление инновационным
развитием предприятий Украины. Вісник
Хмельницького національного університету:
Хмельницький, 2008. – Т.1. – № 4 (114). – С. 196-201;
6.
Офіційний сайт Державного комітету статистики.
– Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
В
Украине исследования по данной тематике
осуществляются в рамках отдельных
программ Министерства образования
и науки Украины Департаментом
инновационной деятельности (с привлечением
ученых). Выделены два основных направления:
1) разработка законодательной базы в области
трансфера технологий и формирования
государственной политики в сфере коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности
за счет средств государственного бюджета
Украины; 2) развитие инфраструктуры украинского
рынка технологий путем формирования
основных рыночных механизмов и привлечения
предприятий к работе по оценке интеллектуальной
собственности, созданной в результате
выполнения государственных научно-технических
программ. Трудности, возникшие при решении
указанных проблем, и низкий (близкий к
нулю) процент реализации проектов по
трансферу технологий обусловлены, главным
образом, следующими причинами: отсутствием
современных четких организационно-правовых
и организационно-экономических механизмов
инновационного развития предприятий;
отсутствием централизации государственных
решений по основным вопросам трансфера
технологий и инновационного развития
украинских предприятий, включая юридические,
финансовые и политические; отсутствием
венчурного капитала и государственной
политики, которая стимулировала бы процесс
его образования, а также необходимого
инвестиционного климата и четких государственных
гарантий для внутренних и внешних инвесторов;
отсутствием координации деятельности
в этой сфере между Министерством образования
и науки Украины, Минпромполитики Украины,
Государственным агентством по инвестициям
и инновациям, Минэкономики Украины и
НАН Украины.
Системные
исследования по вопросам создания организационно-экономического
механизма, который содействовал бы развитию
инновационно-технологического сотрудничества
России и Украины в рамках осуществления
проектов партнерства между наукой, промышленностью
(бизнесом) и государством, до 2008 г. не проводились.
Разработка такого механизма должна основываться
на методологических подходах, которые
признаются в научных кругах и проверены
практикой. Одна из таких моделей – модель
оператора – по сути государственный
заказ частному предприятию, по которому
за оператором закрепляются функции управления
и финансирования при участии государственной
и частной собственности. Она характеризуется
четким распределением ответственности
между партнерами и контролем со стороны
заказчика – государства. Такая модель
– разновидность контрактной системы,
которая, например, широко используется
в связи с переработкой отходов (особенно
в Великобритании).
В
сфере инновационной
Основные
черты состояния и уровня развития
современного высокотехнологичного сектора
Украины характеризуются
1.
Низкая инновационная
2.
Внутренний спрос на продукцию
высокотехнологичного
3.
Большинство предприятий
4.
В высокотехнологичном
5.
Для современной структуры
6.
На сегодняшний день в Украине
усиливается диспаритет в торговле
высокотехнологичной продукцией. Если
в 2000 г. соотношение экспорта высокотехнологичной
продукции к ее импорту составляло 0,53%,
то в 2007 г. оно уменьшилось до 0,23%. В странах
с низким уровнем инвестиционно-инновационного
развития соответствующее соотношение
составляет 0,39%, со средним – 0,78%, с высоким
– 1,04%.
Список литературы
1 См., например, Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 гг. Утверждена приказом Минобразования России от 06.06.2000 № 1705 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. №11.
2 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята 9 октября 1998 г. в Париже на Всемирной конференции ЮНЕСКО.
3 Цит. по: Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 13.
4 См.: Ганчеренок И. Инновационная деятельность — новая миссия университетов // «Alma mater». («Вестник высшей школы»). 2004. № 6. С. 27.
5 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340-р // СЗ РФ. 2005. № 37. Ст. 3752.
6 Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. С. 238.
7 См.: Янсен Ф. Эпоха Инноваций // Пер. с англ. Серия «Менеджмент для лидера». М.: ИНФРА-М, 2002. С. 4.
8 Указ. соч. С. 4.
9 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ. 2000. С. 6.
10 См., например, Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика. 1989. С. 8.
11 Трифилова А.А., Коршунов И.А. Современный инновационный менеджмент // Инновации. 2003. № 2–3. С. 85.
12 Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. 2004. № 2. С. 6.
13 Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. № 4. С. 33.
14 Смехова Т.А. Инновационная деятельность и инновационный процесс: в чем отличие? // Инновации. 2004. № 2. С. 36.
15 Рассудовский В.А. Правовое регулирование инновационной деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. / Сб. статей под ред. В.В. Лаптева. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 37.
16 Волынкина М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 62–63.