Взаимосвязь и соотношение инновационной политики Украины и инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

Переход украинской экономики к рыночным условиям, а значит в новое качественное состояние, увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 60.38 Кб (Скачать)

     III этап — производственная стадия, которая в общем случае может иметь различное содержание:

  • производство и реализация продукта на товарном рынке (этап коммерциализации);
  • поддержание в силе исключительных прав на ОПС вуза, инновационный менеджмент ОПС и их диффузия на инновационном рынке;
  • создание при вузе инновационного предприятия, которому передаются созданные в вузе ОПС с последующим производством на их основе продукта и реализация его на товарном рынке в форме лицензионных договоров19.

     Отсутствует единство пониманий категорий «инновация», «инновационная деятельность» также  и на законодательном уровне. Так, например, в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 гг. под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки20. В проекте федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике»21, одобренном Советом Федерации 23 декабря 1999 г., но отклоненном Президентом РФ, под инновационной понимается деятельность по выполнению работ и (или) оказанию услуг по созданию, освоению в производстве и(или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Заметим, что причиной отклонения законопроекта являлась именно широкая трактовка понятия «инновационная деятельность». В частности, было подчеркнуто, что одним из критериев отнесения конкретного вида деятельности к инновационной является новизна или усовершенствованность создаваемой и осваиваемой в результате этой деятельности продукции или технологического процесса.

     Однако  при этом не указаны признаки, по которым продукцию или технологический  процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно было отнести к инновационной22.

     5 августа 2005 г. Правительством  РФ были утверждены Основные  направления политики Российской  Федерации в области развития  инновационной системы на период  до 2010 года23, в которых отсутствуют понятия «инновации», «инновационной деятельности», но содержится понятие «инновационной продукции» — это результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

     Также широко трактуются категории «инновация»  и «инновационная деятельность»  и в законах субъектов Российской Федерации24.

     Сопоставление определений данных категорий, приведенных  в вышеперечисленных законах, показало, что в большинстве случаев  интерпретации инновационной деятельности объединяет то, что она напрямую связывается с результатом научно-творческой деятельности и коммерциализацией  ее результата. Иными словами, речь идет о вовлечении результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, и, следовательно, в самом упрощенном виде под инновационной деятельностью  следует понимать деятельность по созданию и внедрению в производство результатов  научно-творческой мысли. При таком  понимании инновационной деятельности интегрированную цепочку взаимосвязей, возникающих с созданием и  внедрением результатов мыслительной деятельности человека, в общем виде можно представить следующим  образом: разработка научно-технической  идеи — апробирование результатов  научно-технической идеи — технология — производство результатов научно-технической  деятельности — коммерческий продукт.

     Однако  подобное восприятие инновационной  деятельности касается лишь одной грани  исследуемой категории. На самом  деле, проявления инновационной деятельности могут быть самыми разнообразными и  это обусловлено многозначностью  понятия «инновация». Инновации  — это получение чего-то качественно  нового в любой сфере общественной жизни. Отталкиваясь от данного подхода  в понимании инновации, под инновационной  деятельностью следует понимать любую деятельность, так или иначе  связанную с созданием чего-то качественно нового или преобразованием того или иного явления.

     Данное  понимание инноваций особенно характерно для образовательных отношений. В правовых актах, прямо или опосредованно затрагивающих инновации в образовательной среде, трактовка данной категории не приводится; в них либо идет речь о значении данного явления, либо в назывном порядке указываются виды инноваций. В частности, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) в разделе «Модернизация образования» предусматривает стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»25. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года26 в качестве приоритетного направления образовательной политики выступает поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений. Из доклада, представленного 24.03.2006 на заседании Государственного совета по вопросу «О развитии образования в Российской Федерации»27, косвенно вытекает, что инновационное образование — это образование, направленное на совершенствование его элементов и механизмов с помощью любых доступных средств.

     И только из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»28, прямо следует, что под образовательными инновациями следует понимать создание и внедрение инновационных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.

     Таким образом, в качестве критериев инновационной  образовательной программы выступают  ее новизна и качественность. Однако остается открытым вопрос, относительно чего соответствующая программа  должна отвечать указанным критериям: относительно специальности, вуза, факультета и т. д.?

     С учетом вышеизложенного понимания  нами инноваций, это только один из сегментов инновационного образования. Данной позиции придерживается и  Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов. На вопросы, что такое инновационное  образование, какой вуз можно  считать инновационным, выставленные на его сайте29, были даны следующие ответы. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных программ. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

     На  вопрос, какой вуз можно считать  инновационным, был дан ответ, что  система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

  • разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
  • проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
  • использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

     Таким образом, под инновациями в сфере  образования следует понимать любое  новшество, направленное на совершенствование  образовательного процесса30. Данная трактовка инноваций значительно выходит за границы вышеприведенных пониманий данной категории. Подобная ситуация может порождать определенные проблемы не только в теоретическом, но и в чисто практическом плане. Все это подтверждает необходимость принятия закона об инновационной деятельности. Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не определяет предмет ведения инновационного законодательства. Отчасти это можно объяснить тем, что на момент принятия Конституции РФ инновационная деятельность не была столь широко востребована.

     На  наш взгляд, само инновационное законодательство будет носить комплексный характер, так как уже сейчас понятно, что  оно не может быть представлено без  гражданского законодательства, законодательства об интеллектуальной собственности. И  хотя данные виды законодательства находятся  в ведении Российской Федерации (подп. «о» ст. 71 Конституции РФ), инновационное законодательство может находиться в ведении субъектов Российской Федерации. Данный вывод следует из ст. 73 Конституции РФ, согласно которой субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

     С учетом вышеизложенного понимания  инновационной деятельности вуза следует  согласиться с мнением Г.А. Арутюновой, считающей, что данная деятельность вуза выступает в виде новшества, в том числе в виде новых  организационных форм учебной, научной  и финансовой деятельности вуза, открытия новых направлений, программ, технологий31.

     В литературе была предпринята попытка  проклассифицировать все виды инноваций  в высшей школе. В частности, была предложена следующая система инноваций:

  1. экономические инновации в сфере продуктов и услуг;
  2. технологические инновации в сфере производства или обслуживания;
  3. организационные инновации, связанные с изменением общей организационной структуры организации и ее подразделений;
  4. управленческие инновации, затрагивающие психологию и поведение работников организации32.

     Экономические инновации в сфере образования  зависят от того, сколько видов  продуктов университет производит и предлагает. Исходя из этого выделены: однопродуктовый университет (сконцентрирован на образовательной деятельности, инновации будут заключаться в целенаправленной деятельности профессорско-преподавательского состава по диверсификации предлагаемых образовательных и научных продуктов, результаты которой представляются в виде создания новых факультетов, открытия новых специальностей, направлений подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов, а также создания образовательных курсов); двухпродуктовый университет (осуществляет образовательную и научно-исследовательскую деятельность); трехпродуктовый университет (осуществляет образовательную, научно-исследовательскую и сервисную деятельность. Последняя представлена в виде юридической, планово-экономической, библиотечной и других служб).

     Технологические инновации выражаются во внедрении  новых методик и технологий реализации образовательного процесса (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая интернет-технология, технология тьюторов, технологии дистанционного обучения, открытого и электронного образования).

     Организационные инновации связаны с изменением общей организационной структуры  университета и его подразделений, с внедрением новых моделей структурной  организации и системы управления. Данный тип инноваций направлен  на формирование наиболее эффективной  организационной структуры инновационного университетского комплекса, на развитие технологических парков, инкубаторов  малого технологического бизнеса, центров  сертификации и управления качеством, лизинга, защиты и оценки интеллектуальной собственности, маркетинга и рекламы, технологического трансферта и выставочных  центров, других инновационных структур, приносящих прибыль.

     Управленческие  инновации затрагивают персонал организации, они определяют и изменяют объемы компетенции работников, корпоративную  культуру университета, психологию и  поведение работников организации.

     Приведенная классификация вузовских инноваций  представляет большой интерес, так  как она позволяет увидеть  целостную картину нововведений, внедряемых вузами. Однако следует  заметить, что отдельные виды инноваций  одновременно могут занять место  в разных вышеуказанных группах  инноваций. Например, такие проявления инноваций, как создание факультетов, открытие новых специальностей и  т. д., при предложенной классификации  одновременно могут быть отнесены к  экономическим и организационным  инновациям.

Информация о работе Взаимосвязь и соотношение инновационной политики Украины и инновационной деятельности