Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:55, реферат
Переход украинской экономики к рыночным условиям, а значит в новое качественное состояние, увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
III этап — производственная стадия, которая в общем случае может иметь различное содержание:
Отсутствует
единство пониманий категорий «
Однако
при этом не указаны признаки, по
которым продукцию или
5
августа 2005 г. Правительством
РФ были утверждены Основные
направления политики
Также
широко трактуются категории «инновация»
и «инновационная деятельность»
и в законах субъектов
Сопоставление
определений данных категорий, приведенных
в вышеперечисленных законах, показало,
что в большинстве случаев
интерпретации инновационной
Однако
подобное восприятие инновационной
деятельности касается лишь одной грани
исследуемой категории. На самом
деле, проявления инновационной деятельности
могут быть самыми разнообразными и
это обусловлено
Данное понимание инноваций особенно характерно для образовательных отношений. В правовых актах, прямо или опосредованно затрагивающих инновации в образовательной среде, трактовка данной категории не приводится; в них либо идет речь о значении данного явления, либо в назывном порядке указываются виды инноваций. В частности, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) в разделе «Модернизация образования» предусматривает стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»25. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года26 в качестве приоритетного направления образовательной политики выступает поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений. Из доклада, представленного 24.03.2006 на заседании Государственного совета по вопросу «О развитии образования в Российской Федерации»27, косвенно вытекает, что инновационное образование — это образование, направленное на совершенствование его элементов и механизмов с помощью любых доступных средств.
И только из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»28, прямо следует, что под образовательными инновациями следует понимать создание и внедрение инновационных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
Таким
образом, в качестве критериев инновационной
образовательной программы
С учетом вышеизложенного понимания нами инноваций, это только один из сегментов инновационного образования. Данной позиции придерживается и Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов. На вопросы, что такое инновационное образование, какой вуз можно считать инновационным, выставленные на его сайте29, были даны следующие ответы. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных программ. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.
На вопрос, какой вуз можно считать инновационным, был дан ответ, что система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
Таким образом, под инновациями в сфере образования следует понимать любое новшество, направленное на совершенствование образовательного процесса30. Данная трактовка инноваций значительно выходит за границы вышеприведенных пониманий данной категории. Подобная ситуация может порождать определенные проблемы не только в теоретическом, но и в чисто практическом плане. Все это подтверждает необходимость принятия закона об инновационной деятельности. Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не определяет предмет ведения инновационного законодательства. Отчасти это можно объяснить тем, что на момент принятия Конституции РФ инновационная деятельность не была столь широко востребована.
На наш взгляд, само инновационное законодательство будет носить комплексный характер, так как уже сейчас понятно, что оно не может быть представлено без гражданского законодательства, законодательства об интеллектуальной собственности. И хотя данные виды законодательства находятся в ведении Российской Федерации (подп. «о» ст. 71 Конституции РФ), инновационное законодательство может находиться в ведении субъектов Российской Федерации. Данный вывод следует из ст. 73 Конституции РФ, согласно которой субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
С учетом вышеизложенного понимания инновационной деятельности вуза следует согласиться с мнением Г.А. Арутюновой, считающей, что данная деятельность вуза выступает в виде новшества, в том числе в виде новых организационных форм учебной, научной и финансовой деятельности вуза, открытия новых направлений, программ, технологий31.
В литературе была предпринята попытка проклассифицировать все виды инноваций в высшей школе. В частности, была предложена следующая система инноваций:
Экономические
инновации в сфере образования
зависят от того, сколько видов
продуктов университет
Технологические инновации выражаются во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая интернет-технология, технология тьюторов, технологии дистанционного обучения, открытого и электронного образования).
Организационные
инновации связаны с изменением
общей организационной
Управленческие инновации затрагивают персонал организации, они определяют и изменяют объемы компетенции работников, корпоративную культуру университета, психологию и поведение работников организации.
Приведенная
классификация вузовских