Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 06:09, курсовая работа
Цель: Изучение эффективности использования техники мотивационных высказываний в процессе взаимодействия для достижения поставленной цели.
Теоретическая гипотеза: Использование в процессе взаимодействия техники мотивационных высказываний позволяет сделать его более эффективным.
Независимая переменная: Наличие/отсутствие в процессе взаимодействия мотивационного
высказывания.
Общий план эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Планирование эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
3.ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3.1 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3.2 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
5. ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
6. ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
8. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . 14
9.ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Пилотажное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В эксперименте высказывания жестко заданы; экспериментатор использует все четыре формы.
Характеристика переменной:
Как уже отмечалось, независимая переменная имеет схожую структуру и может принимать четыре формы:
• Мягкая форма немотивационного высказывания
• Жесткая форма немотивационного высказывания
• Реалистичная (мягкая) форма мотивационного высказывания
• Сомнительная (жесткая) форма мотивационного высказывания
3.2 Зависимая переменная.
Эффективность взаимодействия в процессе достижения поставленной цели.
Эффективность взаимодействия выражается в достижении или не достижении экспериментатором своей цели. Т.е. фактически положительным считается результат, при котором экспериментатора пропускают вне очереди взять книги, а, отрицательным — если ему приходится ждать своей очереди.
Характеристика переменной:
Фактически зависимая переменная может принимать два различных вида значений: положительное (эффективность) и отрицательное (неэффективность).
В эксперименте подсчитывается количество успехов и неудач экспериментатора при использовании или не использовании мотивационных высказываний.
4. Экспериментальная гипотеза.
Основная гипотеза: Использование мотивационных высказываний в процессе взаимодействия позволяет склонить незнакомого человека уступить свою очередь.
Контргипотеза: Отсутствие мотивационных высказываний в процессе взаимодействия позволяет склонить незнакомого человека уступить свою очередь.
Гипотеза об отсутствии влияния: Использование мотивационных высказываний в процессе взаимодействия не позволяет склонить незнакомого человека уступить свою очередь.
5. Внешняя валидность.
5.1. Выборка:
Популяция, для которой будет использоваться закон: фактически выявленные закономерности можно будет распространить на взаимодействие между любыми людьми, способными к передаче и восприятию вербальной информации. Т.о. генеральная совокупность представляет собой всех людей с сохраненным слухом и речью, начиная с возраста, когда появляется способность осмысливать причинно-следственные связи на бытовом уровне.
Принципиальные требования к выборке: в выборке должны быть представлены студенты в возрасте от 17 до 25 лет, посещающие высшее учебное заведение; в равном количестве, как мужчины, так и женщины.
В эксперименте не должны принимать участие глухонемые, так как предполагается вербальное общение, а так же люди с различными психическими отклонениями (например, сниженным уровнем интеллекта).
Конкретная выборка, рекомендуемая для данного эксперимента: студенты с первого по пятый курс мужского и женского пола, посещающие высшие учебные заведения города Челябинска, где имеется библиотека. Предполагаемый возраст 17-25 лет.
5.2. Условия эксперимента:
1) ситуация эксперимента:
Обстановка: обстановка должна быть привычной для испытуемых, максимально приближенной к реальности.
Условия эксперимента заключаются в ситуации ожидания в очереди выдачи на дом книг.
Время: значительная протяженность во времени (поскольку экспериментаторам необходимо выполнить большой объем работы и при этом исключается возможность проведения эксперимента дважды на одной и той же «очереди») практически не позволяет регулировать время (имеется в виду время суток) проведения каждого замера. Этот же факт приводит к тому, что обстановка каждый раз меняется, т.к. основной ее частью являются люди стоящие в очереди.
2) особенности испытуемых: на ход эксперимента могут повлиять индивидуальные особенности испытуемых. Такие как: природная застенчивость (в результате человек будет уступать очередь независимо от формы просьбы); личные симпатии-антипатии; пол (точнее его совпадение или не совпадение с полом экспериментатора); возраст (слишком большая разница в возрастах испытуемого и экспериментатора, может создать у более старшего испытуемого ощущение превосходства, а, следовательно, снизит шансы на успех экспериментатора); настроение и т.д.
3) особенности экспериментатора: на результаты эксперимента могут повлиять индивидуальные особенности экспериментатора: пол, возраст и т.д., так как они вызывают определенного рода отношения у испытуемого, которое может нейтрализовать воздействие независимой переменной.
6. Внутренняя валидность.
Факторы времени:
1.Экспериментальный фон:
В данном эксперименте присутствуют следующие факторы, нарушающие внутреннюю валидность:
• Настроение испытуемого или общий эмоциональный фон;
• Предшествующие события (особенно попытки пройти вне очереди);
• Поддержка других людей стоящих в очереди в сочетании с конформностью испытуемого (очередь может склонить испытуемого как уступить очередь, так и не пропустить экспериментатора вперед);
• Длина очереди (чем меньше очередь, тем меньше шансов, что вас пропустят вперед);
• Наличие планов и времени у испытуемого (если испытуемый спешит, склонить его уступить очередь будет очень трудно);
• Испытуемый может устать от ожидания в слишком длинной очереди, а
следовательно будет не настроен на уступки.
2.Инструментальная погрешность: случайные ошибки экспериментатора (несоблюдение четкой инструкции, т. е. не использование всех четырех форм высказываний), утомление экспериментатора.
Факторы отбора:
1.Возраст испытуемых (17-25 лет);
Влияние экспериментатора и испытуемого:
Поскольку экспериментальное воздействие производится экспериментатором, нельзя избежать возможности личных симпатий и антипатий, способных повлиять на ход эксперимента и на его результат независимо от характера воздействия. Кроме того, у каждого экспериментатора индивидуальный стиль взаимодействия и понимания условий проведения эксперимента, это тоже может отразиться на полученных результатах. Данный факт говорит о необходимости четкого инструктажа и проверки усвоения экспериментаторами их задачи, но в свою очередь подобная роль организатора порождает возможность его влияния на ход эксперимента, он может неосознанно натолкнуть исполнителя на гипотезу и тем самым повлиять на результат.
На ход эксперимента могут повлиять индивидуальные особенности испытуемых. Такие как: природная застенчивость (в результате человек будет уступать очередь независимо от формы просьбы); личные симпатии-антипатии; пол (точнее его совпадение или не совпадение с полом экспериментатора); возраст (слишком большая разница в возрастах испытуемого и экспериментатора, может создать у более старшего испытуемого ощущение превосходства, а, следовательно, снизит шансы на успех экспериментатора); настроение.
Эффект аудитории (или эффект социальной фасилитации): присутствие любого внешнего наблюдателя (например, студенты, стоящие в очереди) изменяет поведение человека.
Так как в эксперименте исследуется процесс взаимоотношений между людьми, то наиболее опасными побочными переменными являются индивидуальные особенности испытуемых и экспериментатора.
Сопутствующее смешение в данном эксперименте не возможно, так как процесс взаимодействия не рассматривается как сложное сочетание факторов.
7. Экспериментальный контроль
7.1. Характер эксперимента
В данном случае выбран естественный эксперимент, так как это способствует повышению внешней валидности полученных данных. Выбор связан с тем, что задачей экспериментатора является моделирование процессов реальной жизни. Подобный эффект достигается благодаря тому, что испытуемые не подозревают о своем участии в эксперименте, а следовательно не могут намерено или неосознанно повлиять на результаты эксперимента.
Данная ситуация достаточно распространена в обычной жизни и не вызовет подозрений у испытуемых, а следовательно они будут максимально естественны и непосредственны в своих реакциях.
7.2.Описание способов контроля за факторами, нарушающими внутреннюю валидность эксперимента.
Контроль за факторами времени:
Для контроля над факторами времени следует значительно увеличить выборку (≈ 100 — 200 человек). Данная мера позволит сгладить индивидуальные различия в ситуациях замера за счет их усреднения с увеличением объема выборки. Так же для контроля над такими побочными переменными как индивидуальные особенности испытуемых и экспериментаторов в бланке регистрации замеров отводится столбик «Примечания», куда заносятся наблюдения экспериментатора. Подобная мера позволит отследить влияние данной побочной переменной и при необходимости исключить (что позволяет объем выборки) замеры, в которых она присутствует.
Так же с целью контроля над влиянием индивидуальных особенностей экспериментаторов необходимо подобрать несколько экспериментаторов (не менее 10) так, чтобы среди них было равное количество мужчин и женщин в возрасте от 18 до 25 лет. Каждый из них должен произвести одинаковое количество замеров как у испытуемых своего, так и противоположного пола. Кроме того, каждый из экспериментаторов участвует в сборе данных с использованием всех четырех форм независимой переменной экспериментального воздействия. Это позволит сгладить влияние индивидуальных особенностей экспериментатора.
Для предотвращения искажения результатов из-за неосознанного влияния экспериментаторов в связи с тем, что они подозревают о выдвигаемой гипотезе, экспериментаторы делятся на две группы одной из которых «намекается», что гипотезой является основная экспериментальная гипотеза, а другой в качестве истинной гипотезы приводится контргипотеза. Таким образом, если по истечении эксперимента полученные в разных группах данные не будут значимо отличаться, то можно говорить, что данная побочная переменная не оказала существенного влияния на результаты исследования.
7.3. Экспериментальная схема.
В данном эксперименте используется межгрупповая схема. Одной группе испытуемых экспериментаторы в процессе взаимодействия предлагают мотивационные высказывания, в другой — нет. Сравнивается же количество успешных случаев (достижение цели) в первой и во второй группе.
Нужно отметить, что эксперимент предполагает четыре формы независимой переменной, а следовательно, всю выборку при необходимости можно перегруппировать в четыре группы и сравнить количество эффективных случаев взаимодействия между каждыми из них попарно, что позволит выявить закономерности, лежащие в основе эффективности техники мотивационных высказываний.
Схема эксперимента:
В первом варианте экспериментальная схема имеет следующий вид:
R x1 0
R x2 0
Где х1 и х2 – условия независимой переменной
Рандомизация по возрастному и половому признаку.
Схема для второго варианта (дополнительного более качественного анализа):
R x1 0
R x2 0
R х3 0
R x4 0
В данном эксперименте нет необходимости в предварительном тестировании.
Интроиндивидуальная схема не подходит, т.к. она потребовала бы уведомления испытуемых об участии в эксперименте, что может привести к искажению их реакции под действием фактора социальной желательности, а также потому, что в этом случае на результаты могут повлиять факторы последовательности.
Поэтому естественный характер эксперимента вынуждает использовать именно межгрупповую схему без предварительного тестирования.
7.4. Определение количества испытуемых и экспериментальных проб.
Минимальное количество человек в выборке – 80 (в каждой группе не менее 40 человек). Это обусловлено:
Выбранным критерием для статистической обработки (t – критерий Стьюдента);
Наличием факторов, нарушающих внутреннюю валидность, которая контролируется за счет увеличения выборки;
В ходе эксперимента предлагается осуществить от 80 до 100 замеров, которые будут проводиться 6-10 экспериментаторами. Необходимо учитывать, что весь объем испытуемых надо будет поделить на 2 (4) группы по характеру экспериментального воздействия и инструкции экспериментаторам. При этом должны образовываться выборки, объем которых позволит сгладить как индивидуальные особенности испытуемых и экспериментаторов, так и многочисленные факторы фона, не поддающиеся контролю со стороны организаторов эксперимента.
8. Статистическая обработка результатов эксперимента.
8.1.Статистическая гипотеза
Сформулировать Н0 и Н1.
Н1: В ситуациях с использованием мотивационных высказываний количество успешных исходов значимо больше, чем в ситуациях без использования мотивационных высказываний.
Н0: В ситуациях с использованием мотивационных высказываний и в ситуациях, где они не используются нет значимых различий в количестве успешных исходов в результате взаимодействия.
Ожидаемые результаты, доказывающие Н1: