Взаимодействия между людми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучение эффективности использования техники мотивационных высказываний в процессе взаимодействия для достижения поставленной цели.
Теоретическая гипотеза: Использование в процессе взаимодействия техники мотивационных высказываний позволяет сделать его более эффективным.
Независимая переменная: Наличие/отсутствие в процессе взаимодействия мотивационного
высказывания.

Содержание

Общий план эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Планирование эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
3.ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3.1 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3.2 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
5. ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
6. ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
8. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . 14
9.ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Пилотажное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 574.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

,СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Общий план эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 1. Планирование эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

            1. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

            2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

           3.ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

          3.1 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

         3.2 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

        4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

        5. ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

        6. ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

        7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

        8. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . 14

        9.ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Глава 2. Пилотажное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

       2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . .

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

 

 

 

Общий план эксперимента.

 

     Цель: Изучение эффективности использования техники мотивационных высказываний в процессе взаимодействия для достижения поставленной цели.

    Теоретическая гипотеза: Использование в процессе взаимодействия техники мотивационных высказываний позволяет сделать его более эффективным.

    Независимая переменная:  Наличие/отсутствие в процессе взаимодействия мотивационного

высказывания.

    Зависимая переменная: эффективность взаимодействия в процессе достижения поставленной цели.

    Экспериментальная гипотеза:

Основная гипотеза: использование мотивационных высказываний в процессе взаимодействия  позволяет склонить незнакомого человека уступить свою очередь.

Гипотеза об отсутствии влияния: использование мотивационных высказываний в процессе взаимодействия  не позволяет склонить незнакомого человека уступить свою очередь.

   Статистическая гипотеза:

Нулевая гипотеза (Н0): в ситуациях с использованием мотивационных высказываний и в ситуациях, где они не используются, нет значимых различий в количестве успешных исходов в результате взаимодействия.

Альтернативная гипотеза (Н1): в ситуациях с использованием мотивационных высказываний количество успешных исходов значимо больше, чем в ситуациях без использования мотивационных высказываний.

   Характер эксперимента: Естественный

   Экспериментальная схема:

   R х1О

   R х2О

Где х1 и х2 – условия независимой переменной.

   Качественная характеристика выборки: Студенты с первого по пятый курс мужского и женского пола в возрасте от 17 до 25 лет.

   Количественная характеристика выборки: Минимальное количество человек в выборке – 80 (в каждой группе не менее 40 человек).

  Условия проведения эксперимента: эксперимент проводится в естественных условиях. В качестве экспериментальной ситуации берется ситуация очереди в библиотеке, т.к. данная ситуация является актуальной, широко распространенной, а следовательно привычной в среде студентов.

   Технология проведения эксперимента: Специально подобранная и подготовленная команда ассистентов (6-10 человек, мужчины и женщины в возрасте от 17 до 25 лет) должны будут взять\сдать книжки в библиотеке без очереди. Причем каждый из них в части замеров будут использовать технику мотивационного высказывания (реальную и сомнительную форму), а в части обходиться без нее (просьба в мягкой и жесткой форме без указания причин).

Каждый экспериментатор должен выполнить замеры среди одинакового количества мужчин и женщин. Причем каждый новый замер происходит в отрыве от предыдущего, т.е. не допускается несколько попыток с разными людьми одной очереди. Результаты каждого замера заносятся в бланк.

   Методы измерения: регистрация результата воздействия.

   Необходимый материал и техническое обеспечение:

     •  Бланки (заполняются экспериментатором)

     •  1-2 книги для сдачи в библиотеку (для каждого экспериментатора)

     • схема распределения испытуемых (для каждого экспериментатора)

    Ожидаемый практический эффект: экспериментальное изучение техники мотивационных высказываний позволит раскрыть закономерности, лежащие в основе этой техники, а, следовательно, даст возможность ее усовершенствовать, либо создать на основе выявленных закономерностей новую технику или прием эффективного взаимодействия, а также помогут определить направление и цели дальнейшего исследования закономерностей эффективного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

1. Актуальность исследования

Проблема эффективного взаимодействия между людьми всегда была актуальна. Человек существо социальное и лишь общество делает человека человеком. Потому уже с давних времен философы и ученые интересуются различными аспектами человеческих взаимоотношений. Однако, несмотря на большой интерес к этой проблеме, взаимодействие между людьми остается одной из самых сложных сфер в жизни каждого человека. Это отчасти можно объяснить тем, что любое взаимодействие означает встречу не просто двух людей, а по существу двух разных миров с разными ценностями, принципами и мотивами. Эти миры, как правило, не совпадают, а зачастую прямо противоположны, что значительно усложняет процесс общения, а, следовательно, и достижения целей каждого из вступивших в этот процесс.

Вместе с тем, любой человек стремится к поставленным целям, а раз это невозможно без умения эффективного общения, то у людей возникает потребность раскрыть его особенности, закономерности, лежащие в основе подобного взаимодействия.

 

2. Постановка проблемы исследования.

В настоящее время психологами выделены и широко применяются различные техники и приемы эффективного общения. Зачастую они появлялись в результате психотерапевтической практики или в процессе анализа консультационной практики. Будучи первоначально выделены интуитивно, они были обобщены и в настоящее время широко применяются. Вместе с тем отсутствие экспериментального изучения этих техник и приемов не позволяет выявить действительные закономерности, лежащие в основе их эффективности.

Данная работа не предполагает рассмотрение и анализ широкого круга подобных техник эффективного взаимодействия. Здесь рассматривается лишь техника мотивационных высказываний. Эта техника вызывает исследовательский интерес, так как использование ее в практической работе приводит к весьма противоречивым результатам. Вместе с тем несомненна ее эффективность. Потому есть основания полагать, что экспериментальное изучение техники мотивационных высказываний позволит раскрыть закономерности, лежащие в основе этой техники, а, следовательно, даст возможность ее усовершенствовать, либо создать на основе выявленных закономерностей новую технику или прием эффективного взаимодействия.

 

3. Теоретическая и практическая значимость результатов эксперимента.

Практические отрасли психологии, такие как психотерапия, консультирование, воспитание подрастающего поколения нуждаются в эффективных способах взаимодействия и влияния на клиента. Но для того, чтобы грамотно использовать те или иные формы эффективного взаимодействия, необходимо их тщательное предварительное теоретическое и экспериментальное исследование, которое позволит выявить закономерности, лежащие в основе их эффективности. Понимание этих закономерностей позволит улучшить применение уже существующих техник или создать новые. Благодаря этому, в свою очередь, обогатится и усовершенствуется процесс психотерапии и консультирования, а, следовательно, расширятся возможности оказания помощи клиенту.

Потому можно утверждать, что данные, полученные в ходе исследования, позволят раскрыть закономерности, лежащие в основе техники мотивационных высказываний. Это позволит наметить новые ориентиры для теоретических и экспериментальных исследований, а также усовершенствовать саму технику, либо уточнить возможности ее применения, а, следовательно, обогатить деятельность практических психологов эффективным инструментарием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Планирование эксперимента.

 

1. Цель эксперимента.

Изучение эффективности использования техники мотивационных высказываний в процессе взаимодействия для достижения поставленной цели.

2.Теоретическое обоснование.

2.1. Теоретическая гипотеза.

Использование в процессе взаимодействия техники мотивационных высказываний позволяет сделать его более эффективным.

2.2 Теоретическое объяснение исследуемой закономерности.

              В процессе взаимодействия могут использоваться разные формы высказываний, которые содержат в себе просьбу. И каждая форма несет свой определенный психологический смысл.

              Немотивационные высказывания не предполагают указания причин. Они могут иметь жесткую форму просьбы («пропустите меня вперед»), и мягкую крайне вежливую форму («вы не могли бы меня пропустить вперед»).  Такие формы используются очень часто в повседневной жизни. В процессе взаимодействия они не являются эффективными, так как не устанавливают личностную доверительную связь. 

              Мотивационные высказывания предполагают объяснение причин, по которым действие (просьба) совершается. По характеру причины мотивационные высказывания делятся на две формы: мотивационное высказывание с правдоподобной (реалистичной) причиной и мотивационное высказывание с неправдоподобной (сомнительной) причиной. 

Поскольку мотивационное высказывание предполагает объяснение причин просьбы или необходимости уступки, а так же ориентировано на ценности и потребности человека, то это свидетельствует об открытости и доверительном характере устанавливаемого взаимодействия. Это способствует повышению его эффективности и склонению оппонента на свою сторону («так как ты любишь рисовать различными карандашами, то я тебе предлагаю выбрать самые любимые цвета и нарисовать несуществующее животное», «так как я опаздываю на пару, пропустите мены, пожалуйста, вперед»). Также указание причин, по которому действие совершается, способствует тому, что они приписываются сложившимся обстоятельствам (даже в тех случаях, когда человек признает свою вину — «да я виноват, но уже ничего не изменишь») и снимают вину с просящего, а, следовательно, превращают его в жертву, заслуживающую сочувствия и помощи. Причем следует отметить, что эти механизмы действуют независимо от конкретного содержания мотивационных высказываний. Следовательно, уже сама схема мотивационного высказывания (1.вспомогательное слово + 2.причина + 3.предложенное действие) обеспечивает ее эффективность в процессе достижения поставленной цели.

3. 0перационализация переменных.

3.1 Независимая переменная.

Использование/не использование техники мотивационных высказываний. В одних случаях экспериментатор при обращении с просьбой объясняет ее причины, а в другой ситуации не мотивирует свою просьбу ничем.

Причем как мотивационные высказывания, так и немотивационные могут формулироваться в двух различных формах соответственно: реалистичной и сомнительной; мягкой и жесткой.

Таким образом экспериментатор в 25% случаев использует простую жесткую форму просьбы пропустить его вне очереди: «Пропустите меня вперед»; «Мне нужно срочно получить книжку» и т.д. В 25% — использует  «мягкую» просьбу в форме немотивационного высказывания, т.е. без указания причин, но в зависимой и крайне вежливой форме: «Вы не могли бы меня пропустить вперед» и т.д. В 25% случаев — использует мотивационные высказывания с правдопобными причинами «Так как я опаздываю на пару, пропустите меня, пожалуйста, вперед»; «Позвольте мне взять две книжки  вне очереди, потому что внизу меня ждет беременная жена, сегодня мы едем к ее родителям» и т.д. В 25% случаев — использует мотивационные высказывания с неправдопобной причиной (сомнительной) «Я стрелец, и так как сегодня Юпитер находится в созвездии Старых Псов, через пять минут у меня будет самое благоприятное время для сдачи экзамена, но для этого мне нужно взять пару книжек в качестве шпаргалок» и т.п.

Информация о работе Взаимодействия между людми