Выбор инновационной стратегии на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Инновационная стратегия. 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Инновационный процесс 7
1.3. Классификация инноваций 10
2. Разработка и внедрение нового продукта. 12
2.1. Понятие «нового продукта» 12
2.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 13
2.2.1. Этап генерации идей 14
2.2.2. Отбор идей 16
2.2.3. Разработка замысла и его проверка 17
2.2.4. Этап экономического анализа 19
2.2.5. Разработка товара 20
2.2.6. Пробный маркетинг 21
2.2.7. Коммерческая реализация товара 24
3. Методы научной оценки ИП 25
3.1. Задачи и основные приемы 25
3.2. Методы отбора инновационных проектов 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент курсовая работа.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

      При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее  свойство систем - эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.

      Одинаковые  по величине затраты, осуществляемые в  разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций.

      Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

      Разность  между будущей стоимостью и текущей  стоимостью называется дисконтом.

      Коэффициенты  дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:

      at=(1+I)tp ,

где I - процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);

      tp - год приведения затрат и результатов (расчетный год);

      t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

      При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем tp=0 и, следовательно,

      

      При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).

      Метод начисления по сложным процентам заключается в том, что в первом периоде начисление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для начисления процентов постоянно меняется. Иногда данный метод называют «процент на процент».

      Чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше современная величина будущих доходов.

      С помощью дисконтирования определяется чистая текущая стоимость проекта. Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом» (W).

      Общее правило при принятии решения  таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, - выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один из способов обоснования эффективности инноваций.

      Кроме чистого приведенного дохода, для  отбора инновационных проектов используют и другие показатели: срок окупаемости (Ток); период окупаемости (Пок) внутреннюю норму доходности (Вд); рентабельность (R).

     Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью  перечня критериев заключается  в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных  критериев и по каждому  критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.

     Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в  зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При  составлении перечня критериев  необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации,  ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.

     Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

     1.  Цели организации, стратегия,  политика и ценности.

  • Совместимость проекта с текущей стратегией организации  и долгосрочным планом.
  • Оправданность изменений в стратегии организации  (в  случае, если этого требует принятие проекта).
  • Соответствие проекта отношению организации к риску.
  • Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.
  • Соответствие  проекта  требованиям  организации  с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект).
  • Соответствие  проекта потенциалу роста организации.
  • Устойчивость положения организации.
  • Степень  диверсификации организации (то есть количество отраслей,  не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой  осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства),  влияющая на устойчивость ее положения.
  • Влияние больших финансовых затрат  и  отсрочки  получения прибыли на современное состояние дел в организации.
  • Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных,  а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

      2. Финансовые критерии

  • Размер  инвестиций  (вложения в производство,  вложения в маркетинг;  для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).
  • Потенциальный годовой размер прибыли.
  • Ожидаемая норма чистой прибыли.
  • Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.
  • Стартовые затраты на осуществление проекта.
  • Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов.
  • Наличие финансов в нужные моменты времени.
  • Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.
  • Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях.
  • I0.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.
  • Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста  доходов  фирмы, или доход от года к году будет колебаться).
  • Период времени,  через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.
  • Возможности  использования  налогового  законодательства (налоговых льгот).
  • Фондоотдача, то есть отношение среднего годового валового дохода,  полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных  издержек,  не  зависящих от изменения загрузки производственных  мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого,  то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).
  • Оптимальность структуры затрат на продукт,  заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

     3. Научно-технические критерии (для  проектов НИОКР)

  • Вероятность технического успеха.
  • Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей).
  • Уникальность продукции (отсутствие аналогов).
  • Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.
  • Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.
  • Стоимость и время разработки.
  • Возможные  будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии.
  • Воздействие на другие проекты.
  • Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)
  • Потребности  в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

     4. Производственные критерии

  • Необходимость  технологических  нововведений для  осуществления проекта.
  • Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).
  • Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).
  • Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.
  • Потребность  в  дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
 
 

     5. Внешние и экологические критерии.

  • возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов.
  • Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.
  • Возможное влияние перспективного законодательства на проект.
  • Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.
 

     При выборе проекта, оценке его эффективности  следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки  данного учебного пособия, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

     Под неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе  сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта  неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

     При оценке проектов  наиболее  существенными  представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков.

     1.Риск, связанный с нестабильностью  экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли

     2.Внешнеэкономический   риск (возможность введения ограничений  на торговлю и поставки, закрытия  границ и тому подобное)

     3.Неопределенность  политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе

     4.Неполнота  или неточность информации о  динамике технико-экономических  показателей, параметрах новой  техники и технологии

     5.Колебания  рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,

     6.Неопределенность  природно-климатических условий,  возможность стихийных бедствий

     7.Производственно-технологический  риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому  подобное)

     8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников

     9. Неполнота  или неточность  информации о финансовом положении  и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

         Наиболее точным является метод  формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

  1. описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;
  2. преобразование исходной информации о факторах  неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или  об  интервалах  их изменения;
  3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.

Информация о работе Выбор инновационной стратегии на предприятии