Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Современный характер инноваций в профессиональном образовании России, свидетельствует об активном вхождении страны в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов, моделей развития институтов системы образования и формировании структурных сдвигов рынка рабочей силы. Повышение качества подготовки специалистов в регионах является важной предпосылкой перехода к интенсивной модели воспроизводства рабочей силы, оптимизации профессионально-квалификационной структуры, более полного удовлетворения спроса предприятий реального сектора экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Роль образовательных институтов в повышении конкурентоспособности групп рабочей силы………………………………..5
1.1. Миссия государственных вузов………………………………………6
1.2. Миссия частных вузов………………………………………………...7
2. Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы………………………………………………..8
2.1. Особенности инноваций в образовательном процессе……………...9
2.2. Инновационная роль работодателей в подготовке специалистов...12
3. Взаимодействие системы образования и рынка рабочей силы, а также инновационное образование на примере Самарской области……15
Заключение……………………………………………………………….19
Библиографический список……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Самарский Государственный Экономический  Университет

Кафедра: «Теоретическая экономика и международные  экономические отношения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Современные проблемы экономической  науки»

на тему: 

«Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы» 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    Студентка 1 курса

                    Магистратура

                    Направление экономика

                    Коновалова  Я.Р.

                    Проверил:

                    к.э.н., доцент

                    Левченко Л.В. 
                     
                     

Самара 2010 г.

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Роль образовательных  институтов в повышении  конкурентоспособности  групп рабочей  силы………………………………..5

     1.1. Миссия государственных вузов………………………………………6

     1.2. Миссия частных вузов………………………………………………...7

     2. Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы………………………………………………..8

     2.1. Особенности инноваций в образовательном  процессе……………...9

     2.2. Инновационная роль работодателей  в подготовке специалистов...12

     3. Взаимодействие системы образования и рынка рабочей силы, а также инновационное образование на примере Самарской области……15

     Заключение……………………………………………………………….19

     Библиографический список……………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ввведение

     Современный характер инноваций в профессиональном образовании России, свидетельствует об активном вхождении страны в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов, моделей развития институтов системы образования и формировании структурных сдвигов рынка рабочей силы. Повышение качества подготовки специалистов в регионах является важной предпосылкой перехода к интенсивной модели воспроизводства рабочей силы, оптимизации профессионально-квалификационной структуры, более полного удовлетворения спроса предприятий реального сектора экономики.

     Развитие  структуры рынка рабочей силы тесно связано с инновациями: техническими, системными, образовательными. Одной из основных причин, сдерживающей технологическую модернизацию российской экономики, является недостаточный уровень подготовки специалистов, необходимый для развития интенсивной модели экономического роста и реализации инновационной стратегии. Неэффективное функционирование системы подготовки и переподготовки кадров создает несбалансированность профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке рабочей одним профессиям и избытку предложения рабочей силы по другим профессиональным группам. Это происходит из-за разрыва связей между системой образования и производством, реформирования и коммерциализации высшего образования, недостаточной информации о потребностях в специалистах, неэффективного мониторинга рынка рабочей силы.

     Система высшего профессионального образования  нуждается в реформировании образовательных  институтов, в более качественном мониторинге, совершенствовании планирования и прогнозирования структуры потенциально и реально востребованных профессионально-квалификационных групп, изменении системы госзаказа на подготовку специалистов. Использование вузами для подготовки специалистов традиционных образовательных технологий приводит к ситуации сохранения устойчивой динамики структурной безработицы в младших возрастных группах. Высокие барьеры при входе на рынок рабочей силы для молодых специалистов формируются в результате низкого уровня профессиональных навыков, отсутствия опыта работы, не достаточного использования технологий самопрезентации, не использования глобальных и локальных информационных ресурсов при поиске первого рабочего места. Механизмы управления структурой предложения рабочей силы с участием государственных и частных образовательных институтов обеспечивают более качественное удовлетворение отраслевого спроса на рабочую силу в национальной экономике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль образовательных  институтов в повышении  конкурентоспособности  групп рабочей  силы.

       Повышение конкурентоспособности профессионально — квалификационных групп рабочей силы обеспечивает ускоренный переход к инновационной модели развития экономики России. Роль образовательных институтов с разной формой собственности заключается в том, чтобы использовать эффекты адаптационных возможностей взаимодействия системы образования с институтами рынка рабочей силы на основе внедрения системных, институциональных, структурных, финансовых, технологических, педагогических и социальных инноваций. Развитие инновационного сектора российской экономики требует специалистов более высокого профессионального уровня, способных создавать новые технологии для производства конкурентных товаров и услуг. Современные инновации в профессиональном образовании основаны на сотрудничестве образовательных и экономических институтов в национальной экономике, обеспечивают более высокий уровень подготовки специалистов, сочетая традиционные и инновационные модели образования. Для модернизации системы профессионального образования важен правильный выбор путей реформирования образовательных институтов, развития социально-экономического партнерства бизнеса и вузов в подготовке высококвалифицированных специалистов на основе взаимовыгодного сотрудничества. Реализация инноваций в системе высшего профессионального образования формирует открытую модель коммуникативного и образовательного пространства, определяет экзогенные и эндогенные факторы структурных сдвигов рынка рабочей силы в России.  
Формирование системы профессионального образования на основе сочетания государственных и частных вузов позволяет более гибко корректировать структуру предложения специалистов, своевременно учитывая динамику требований работодателей и спрос на новые профессионально-квалификационные группы, оперативно регулировать качество подготовки специалистов через единую государственную систему лицензирования образовательных институтов, целевое и нормативное финансирование.
 

     1.1. Миссия государственных вузов.

     Миссия  государственных вузов в национальной образовательной системе заключается в выполнении государственного заказа на высококвалифицированных специалистов определенных профессиональных групп, ориентированных на занятость в отдельных отраслях национальной экономики. Государственные вузы за счет эффективного целевого бюджетного финансирования нацелены, в первую очередь, на сохранение и развитие ведущих научных школ мирового уровня, подготовку специалистов для стратегически значимых отраслей экономики, обеспечивающих конкурентоспособность страны на международных технологических рынках.

     К таким отраслям относятся: фундаментальные  и прикладные научные исследования, ядерная энергетика и другие направления, необходимые для обслуживания инновационной  деятельности, обеспечения национальной технологической и экономической  безопасности. Аккумулирование инвестиционных ресурсов для развития сложной научно-исследовательской и экспериментальной базы государственных вузов является необходимой предпосылкой для подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих технологический прорыв в базовых технологиях: информационно-коммуникационных и электронных, технологиях производства новых материалов и нанотехнологиях, биотехнологиях и медицинских технологиях, ядерных и других новых технологиях.

     Эффективная подготовка специалистов ведущих научных направлений при целевом финансировании обеспечивает снижение инвестиционных рисков государства в управлении структурными сдвигами рынка рабочей силы.  
 

     1.2. Миссия частных  вузов.

     Частные вузы обладают более высоким уровнем  гибкости и мобильности в привлечении финансовых ресурсов, формировании структуры предложения специалистов разных профессионально-квалификационных групп, обеспечивают более полный охват сегментов рынка рабочей силы.

     Миссия  частных вузов в национальной образовательной системе заключается в удовлетворении внутреннего отраслевого спроса на специалистов, в подготовке квалифицированных специалистов малого и среднего бизнеса, сферы услуг, трансакционного сектора экономики и других видов деятельности, которые не требуют большого объема инвестиционных ресурсов и фундаментальной научной подготовки. Динамичная модель развития частных вузов позволяет расширить за относительно короткий период времени подготовку наиболее востребованных профессионально-квалификационных групп, сформировать предложение специалистов, требующих неклассической подготовки, что приводит к развитию и усложнению сегментации рынка рабочей силы. Однако, частные вузы, преследуя коммерческие цели в своей деятельности, могут усилить дисбаланс профессионально-квалификационных групп. Поэтому деятельность частных образовательных институтов нуждается в более гибком государственном регулировании на основе анализа структурных диспропорций рынка рабочей силы с учетом региональных интересов.  
 
 
 
 
 
 
 

     2. Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы.

     Важную  роль в оценке образовательных услуг  играет сегментация рынка рабочей  силы. Молодежный рынок является одним  из индикаторов эффективности функционирования образовательной системы страны, который выявляет роль вуза в развитии системы подготовки специалистов. Развитие новых профессионально-квалификационных групп вносит активную положительную динамику в расширение молодежного рынка рабочей силы по сравнению с другими, относительно устойчивыми сегментами за счет использования гибких форм занятости и самозанятости.

     Доступность качественного образования для  молодежи создает предпосылки для  снижения структурной и застойной  безработицы, вовлечения в образовательные  процессы новых возрастных групп.  
Образование является предпосылкой для формирования интеллектуальной ренты как доминирующего источника национального дохода страны и формирования инновационной модели развития национальной экономики1.

     Мировой опыт свидетельствует, что творческий потенциал рабочей силы является главным источником национального богатства страны, а его деформация ведет к невосполнимым потерям национального дохода страны. Творческий потенциал рабочей силы определяется уровнем образования и профессиональной подготовки специалиста, нравственным здоровьем нации, духовными ценностями. Для реализации этих ценностей необходима модель образования, позволяющая связать эти ценности с личными и групповыми интересами, через активное формирование образовательной среды вуза, учитывающей мотивы экономического поведения разных субъектов рынка. Представленные ценности в современной модели образовательного пространства реализуются через личностные и групповые формы в процессе активного формирования профессиональной культуры специалиста.

     2.1. Особенности инноваций в образовательном процессе.

     Особенность инноваций в образовательном  процессе вуза заключается в том, что они имеет циклический  характер и преемственность, требуют  постепенных преобразований. Современные  инновации в образовательном  процессе предоставляют свободу выбора методов образования, гибкость и большое число возможных альтернативных вариантов технологий передачи знаний. Новые тенденции в российском образовании, такие как непрерывность, интегрированность, стандартизация, регионализация составляют основу педагогических инноваций в современном образовательном процессе.

Информация о работе Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы