Виды технических средств обучения и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1 Классификация технических средств обучения…………………...5
Глава 2 Виды технических средств обучения и их характеристика
Экранные средства обучения и воспитания………………………………...9
Технические устройства экранной статической проекции…………….....13
Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания…………………….…16
Компьютер как современное техническое средство обработки информации…………20
Мультимедийная аппаратура…………………………………………….…28

Заключение …………………………………………………………………..…..30

Список литературы …………………………………………………………..…31

Работа содержит 1 файл

кр хитрый.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра  
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: информационные  технологии  ФКС 

На тему :

Виды  технических средств обучения и  их  характеристики  
 
 

Выполнил :                                                                    ст., гр.

Проверил :                                                                            Хитров  
 
 
 

Дата сдачи :___________

Оценка :______________ 
 
 
 

Тула 2011 
 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………...3

Глава 1      Классификация технических  средств обучения…………………...5

Глава 2     Виды технических средств обучения и их характеристика

    1. Экранные  средства обучения и воспитания………………………………...9
    2. Технические устройства экранной статической проекции…………….....13
    3. Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания…………………….…16
    4. Компьютер как современное техническое средство обработки информации…………20
    5. Мультимедийная аппаратура…………………………………………….…28

Заключение  …………………………………………………………………..…..30

Список  литературы …………………………………………………………..…31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Внедрение технических средств обучения в  образовательный процесс являются важной предпосылкой для совершенствования организации процесса обучения.

Бурное  развитие в последние годы новых  информационных технологий в России и за рубежом наложило определенный отпечаток на развитие личности современного учащегося. Мощный поток новой информации, применение компьютерной технологии, распространение различных технических средств оказывают большое влияние на воспитание подрастающего поколения и их восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер обучения в современном учебном заведении. Применение технических средств обучения в образовательном процессе стало насущной потребностью сегодняшней    школы. В современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО. Ее решение требует и школа и современная промышленность, которая разрабатывает  и выпускает аппаратуру.  

Никакие технологии не в состоянии "сами собой" обучить или научить  кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.

Образовательный процесс в современной профессиональной школе достигает наивысшей эффективности  при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики – через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве – важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.

Целью данной работы является рассмотрение важнейших средств обучения, как неотъемлемого компонента образовательного процесса.

Задачи:

1) рассмотреть  классификацию технических средств обучения;

2) определить  основные функции технических средств обучения;

3) выявить  дидактические требования по применению педагогом технических средств обучения на занятии;

4) рассмотреть  методики использования отдельных  видов наглядных пособий. 

Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1      Классификация  технических средств  обучения 

       Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

       В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые  делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

       Классифицировать  технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации.

       Перечислим  их основные классификации:

1) по  функциональному назначению (характеру  решаемых учебно-воспитательных  задач);

2) принципу  устройства и работы;

3) роду  обучения;

4) логике  работы;

5) характеру  воздействия на органы чувств;

6) характеру  предъявления информации.

       По  функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.

       Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

       Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

       Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

       Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

       Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

       К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы. По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные. По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования. По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от . качества и объема обратной связи. По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО. По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

       Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.  Первая из функций ТСО - коммуникативная, функция передачи информации. Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов. Третья - кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий. Четвертая - научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Экранные средства обучения и воспитания

 

       Начнем  с рассмотрения экранных средств  обучения и воспитания. Проекция (от лат. projectio - выбрасываю вперед) - оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.

       Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов. Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и топографическую, статическую и динамическую.

При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации. При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации. Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта. Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины. Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.

Информация о работе Виды технических средств обучения и их характеристики