Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1 Классификация технических средств обучения…………………...5
Глава 2 Виды технических средств обучения и их характеристика
Экранные средства обучения и воспитания………………………………...9
Технические устройства экранной статической проекции…………….....13
Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания…………………….…16
Компьютер как современное техническое средство обработки информации…………20
Мультимедийная аппаратура…………………………………………….…28
Заключение …………………………………………………………………..…..30
Список литературы …………………………………………………………..…31
Министерство образования науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра
Курсовая работа
по дисциплине: информационные технологии ФКС
На тему :
Виды
технических средств обучения и их
характеристики
Выполнил :
Проверил :
Дата сдачи :___________
Оценка :______________
Тула 2011
Содержание
Введение
………………………………………………………………………...
Глава 1 Классификация технических средств обучения…………………...5
Заключение
…………………………………………………………………..…..
Список
литературы …………………………………………………………..…31
Введение
Внедрение
технических средств обучения в
образовательный процесс
Бурное
развитие в последние годы новых
информационных технологий в России
и за рубежом наложило определенный
отпечаток на развитие личности современного
учащегося. Мощный поток новой информации,
применение компьютерной технологии,
распространение различных технических
средств оказывают большое влияние на
воспитание подрастающего поколения и
их восприятие окружающего мира. Существенно
изменяется и характер обучения в современном
учебном заведении. Применение технических
средств обучения в образовательном процессе
стало насущной потребностью сегодняшней
школы. В современной педагогике становится
особо актуальной задача научного обоснования
создания и использования ТСО. Ее решение
требует и школа и современная промышленность,
которая разрабатывает и выпускает
аппаратуру.
Никакие технологии не в состоянии "сами собой" обучить или научить кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.
Образовательный
процесс в современной
Целью данной работы является рассмотрение важнейших средств обучения, как неотъемлемого компонента образовательного процесса.
Задачи:
1) рассмотреть классификацию технических средств обучения;
2) определить основные функции технических средств обучения;
3) выявить дидактические требования по применению педагогом технических средств обучения на занятии;
4) рассмотреть
методики использования
Процесс
обучения – сложное единство деятельности
учителя и деятельности учащихся
направленных к общей цели – вооружению
обучающихся знаниями, умениями, навыками,
к их развитию и воспитанию.
Глава
1 Классификация
технических средств
обучения
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации.
Перечислим их основные классификации:
1) по
функциональному назначению (характеру
решаемых учебно-
2) принципу устройства и работы;
3) роду обучения;
4) логике работы;
5) характеру воздействия на органы чувств;
6) характеру предъявления информации.
По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.
Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.
К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы. По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные. По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования. По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от . качества и объема обратной связи. По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО. По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
Функции
ТСО в учебно-воспитательном процессе
многообразны. Они взаимодополняющие,
взаимообусловленные, и выделение их достаточно
условно. Не все функции могут быть присущи
тому или иному ТСО в полном объеме.
Первая из функций ТСО - коммуникативная,
функция передачи информации. Вторая -
управленческая, предполагающая подготовку
учащихся к выполнению заданий и организацию
их выполнения (отбор, систематизация,
упорядочивание информации), получение
обратной связи в процессе восприятия
и усвоения информации и коррекцию этих
процессов. Третья - кумулятивная, т. е.
хранение, документализация и систематизация
учебной и учебно-методической информации.
Это осуществляется через комплектование
и создание фоно- и видеотек, накопление,
сохранение и передачу информации с помощью
современных информационных технологий.
Четвертая - научно-исследовательская
функция, связана с преобразованием получаемой
с помощью ТСО информации учащимися с
исследовательской целью и с поиском вариантов
использования технических средств обучения
и воспитания педагогом, моделированием
содержания и форм подачи информации.
Начнем с рассмотрения экранных средств обучения и воспитания. Проекция (от лат. projectio - выбрасываю вперед) - оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.
Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов. Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и топографическую, статическую и динамическую.
При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации. При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации. Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта. Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины. Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.
Информация о работе Виды технических средств обучения и их характеристики