Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
- изучение теоретических основ венчурного финансирования;
- анализ венчурного финансирования инновационных проектов на примере регионального венчурного фонда Новосибирской области;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности венчурного финансирования.
Данная цель предопределила решение следующих задач:
- выявить особенности функционирования венчурного финансирования:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт венчурного финансирования;
- проанализировать современное состояние рынка венчурного финансирования;
- оценить эффективность функционирования регионального венчурного фонда Новосибирской области;
- разработать рекомендации по повышению эффективности венчурного финансирования (на примере РВФ Новосибирской области).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность венчурного финансирования 5
1.2 Особенности функционирования венчурного финансирования 7
1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта венчурного финансирования 14
2 АНАЛИЗ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕНЧУРНОГО ФОНДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) 20
2.1 Анализ современного состояния рынка венчурного финансирования в России 20
2.2 Сравнительный анализ деятельности региональных венчурных фондов МЭР и венчурных фондов РВК 25
2.3 Оценка эффективности функционирования региональных венчурных фондов (на примере РВФ Новосибирской области) 29
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РВФ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) 34
3.1 Организационно-правовые аспекты функционирования и развития венчурного финансирования 34
3.2 Прогноз развития венчурного финансирования (на примере РВФ Новосибирской области) 36
3.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности венчурного финансирования (на примере РВФ Новосибирской области) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
в) управленческая группа. Инструменты, которые способствуют совершенствованию управления государственной собственностью в разных видах в интересах развития высокотехнологического комплекса, активизации инновационной деятельности в стране. Здесь можно отметить политику протекционизма, продвижение продукции на внешние рынки, подготовка и переподготовка управленческих кадров [23,c. 49].
До 1999 года в российском законодательстве и нормативной базе не содержалось никаких упоминаний о «венчурной» деятельности. Впервые этот термин прозвучал в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 годы» в декабре 1999 года. Основные моменты данной программы:
а) нормативное – принятие нормативно-правовых актов, отвечающих за эффективное развитие индустрии венчурного инвестирования в научно-технической сфере.
б) экономическое – определение финансовых средств для венчурного инвестирования. Был осуществлен взнос в Венчурный инвестиционный фонд из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки. Далее средства планировалось привлекать у частных инвесторов.
в) организационное – создание федеральных, региональных, отраслевых венчурных инвестиционных институтов и других элементов венчурного инвестирования.
В 2002 году был разработан новый проект: «Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)». Данный проект уточнял ранее поставленные цели, а именно:
- создание при научных учреждениях агентств по трансферту технологий, подготовки кадров для венчурного инвестирования, образование сети консультационных структур типа западных «коучинг-центров».
- Создание венчурных фондов с участием государства, корректировка законодательства.
- Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. (Создание сети бирж для высокотехнологичных компаний, проведение венчурных ярмарок).
- Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.
Следующим шагом на пути к созданию юридической базы для венчурного инвестирования стало Постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 года N31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». В данном постановлении «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ).
Государство начинает делать шаги для улучшения условий рынка для венчурного финансирования. Этому способствует реализация концепции создания технопарков в России как коммерчески выгодного симбиоза капитала и научного потенциала (в Новосибирской области ярким примером является строительство и развитие технопарка Академгородка). Государство принимает участие в страховании венчурных рисков в стратегически важных научных и технологических направлениях. Создается инновационная инфраструктура. Это Центр технологического обеспечения технопарка Академгородка, это Центр коммерциализации лазерных и оптоволоконных технологий, это программы поддержки, это площадки – выставки, ярмарки, семинары, где можно наладить диалог с представителями власти и крупными промышленными компаниями, которые потенциально являются заказчиками.
Большую роль в развитии венчурного финансирования в Новосибирской области играет содействие Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности. В Новосибирской области не один, не два – а 32 проекта, полностью упакованных для венчурного инвестора. И здесь надо отдать должное Фонду поддержки науки – именно его специалисты взяли на себя львиную долю работы по организации этой «упаковки». С позапрошлого года, когда региональный венчурный фонд еще даже не был сформирован, начались отбор и подготовка компаний. Раз в неделю рабочая группа при участии руководителей известных, успешных, давно зарекомендовавших себя на рынке инновационных фирм собиралась и рассматривала предложенные проекты. Причем брали не те, что на поверхности, на слуху, отмечены во всех каталогах, - поясняет директор Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности Борис Ивлев. – В поисках интересных, небанальных, незатасканных разработок мы обращались в вузы и академические институты, приходили в лаборатории, встречались с научными коллективами.
Мало того, фонд взял на себя большую часть расходов по созданию бизнес-планов. Ведь именно грамотно подготовленный бизнес-план – главное «оружие» компании в борьбе за венчурные инвестиции. Без такого документа ни один венчурист с вами дела иметь не станет.
Но
хорошо составленный, подробно прописанный,
привлекательный для инвестора
бизнес-план – удовольствие не из дешевых.
И когда областная
Неудивительно,
что Новосибирская область
В целях ликвидации «венчурной безграмотности» в Новосибирске для инноваторов регулярно проводятся семинары, конференции и коучинги с привлечением специалистов из РАВИ и РВК. Эксперты рассказывают, как сформировать проектную команду, как организовать переговоры с инвестором, как провести презентацию бизнес-плана, и так далее, и тому подобное. Да и Сибирская венчурная ярмарка оказалась весьма удачной площадкой для обучения участников инновационного бизнеса. В конце концов, помимо мастер-классов, тренингов и семинаров, лучший учитель – это опыт. А на венчурной ярмарке можно попробовать собственные силы в привлечении инвестиций.
В конце 2009 г. было принято решение Минэкономразвития России о привлечении РВК к дополнительной экспертизе проектов региональных венчурных фондов с целью профессионализации контроля за процедурами, по которым управляющими компаниями региональных фондов отбираются проекты для инвестирования. Начиная с января 2010 г. все проекты, являющиеся соискателями инвестиций региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, в обязательном порядке направляются на экспертизу в ОАО «РВК». Также члены РВК входят в Попечительские советы региональных венчурных фондов.
Учитывая характер Новосибирска, отличающегося мощным промышленным сектором, высокой концентрацией фундаментальной науки, широкой базой профессионального образования, высоким геополитическим и транспортно-логистическим потенциалом, существенной развитостью телекоммуникацион-ных систем, насыщенностью финансово-кредитной инфраструктуры, а также большой общественной активностью населения и наличием значительного количества малых и средних предпринимательских структур, можно уверенно утверждать, что в условиях государственной экономической политики, ориентированной прежде всего на сырьевой сектор, где у города, как и у области, весьма скромное место, магистральным направлением устойчивого развития мегаполиса в первую очередь является становление и расширение наукоемкого производства и инновационного предпринимательства. Новосибирск один из немногих отечественных городов, способных сформировать то, что сегодня называется «экономикой, основанной на знаниях», в которой в едином цикле осуществляется создание собственно знаний и превращение знаний в эффективное производство. Такого рода экономика интенсивно развивается в передовых странах мира, принося им колоссальную прибыль. Основу финансирования новых продуктов, новых технологий и новых отраслей промышленности, то есть экономики, основанной на знании, составляет так называемый венчурный капитал.
Хотя
очевидно, что без формирования венчурного
бизнеса новосибирская
Для становления и развития системы венчурного финансирования в Новосибирске целесообразно иметь специальную программу, учитывающую состояние и особенности данной рыночной сферы.
Государству необходимо решить проблему «длинных» денег, т.к. дороговизна заемных средств затрудняет реализацию длительных (свыше семи лет) инвестиционных проектов, внести изменения в текущие ограничения фондового рынка (ликвидность, высокие накладные расходы при осуществлении фондовой деятельности, трудности с выводом на торги закрытых венчурных ПИФов). Модернизировать устаревшее российское таможенное и валютное регулирование, которое носит заградительный характер и совершенно не способствует продвижению российских инновационных продуктов на мировой рынок.
У нас в стране на долю высоких технологий приходится 0,3-0,5 процента ВВП, а в ряде развитых стран она достигает 70 %. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание экспертного сообщества предпринимателей, инвесторов, ученых и инженеров, создающих и развивающих инновационные компании, так называемого Консультативного совета. Одна из важнейших целей создания Совета – установление деловых связей между ведущими экспертами российского венчурного рынка. Пока сообщество венчурных технологических предпринимателей в России не только немногочисленно, но и очень разобщено. Через прямые контакты членов Совета друг с другом в ходе обсуждений и консультаций, которые будут проводиться по основным вопросам развития рынка, будут развиваться и связи между всеми участниками инновационной экосистемы.
Членами Консультативного совета должны быть ведущие, признанные эксперты рынка, и у каждого из них есть своя глобальная сеть деловых контактов. Сотрудничество внутри Совета неизбежно приведет к установлению связей между сетями, в которые входят профессионалы самых различных направлений. И это катализирует развитие новых инвестиционных проектов на венчурном рынке.
Но меры должно принимать не только государство, но и сами разработчики. Для более успешного сотрудничества с венчурными фондами необходимо сформировать команды, в которые будут входить не только ученые, но и маркетологи, менеджеры, экономисты, финансисты и другие специалисты, которые будут заниматься оформлением патента, маркетинговыми исследованиями, составлением бизнес-плана, поиском инвесторов и др.
В Новосибирске с большим количеством инновационных проектов, под столь мощный научно-образовательный комплекс необходимо увеличить размер РВФ с 400 миллионов (которые имеются в региональном венчурном фонде), до порядка двух миллиардов. Тогда инновационный процесс действительно сдвинется, тогда можно ожидать реальных результатов, ощутимых изменений в экономике.
Венчурное финансирование (англ. venture finance) – это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Венчурное финансирование в России находится сейчас на начальной стадии развития и нельзя не отметить ряд особенностей, одни из которых создают благоприятные условия для развития венчурного бизнеса, а другие существенно его сдерживают и ограничивают. К числу основных позитивных факторов следует отнести следующие:
- большое количество проектов, почти или уже доведенных до стадии коммерческого использования. Причем в ряде случаев запуск подобных проектов требует относительно небольшой доли собственно инвестиций, остальную часть необходимого финансирования могут составить средства на заемной основе.
- наличие существенного числа проектов, обладающих значительным экспортным потенциалом, что во многом облегчает задачу привлечения необходимых средств.
- наличие существенного научно-технологического отрыва от среднемирового уровня в ряде отраслей, которое пока сохраняется, несмотря на многолетнюю хроническую нехватку средств в сфере высоких технологий.
К факторам, сдерживающим развитие венчурного бизнеса относятся следующие: в условиях общеэкономической нестабильности российские компании вынуждены поддерживать конкурентоспособность за счет принципиально отличных от западных схем ведения бизнеса и организации финансовых потоков. В силу этого часто не удается представить инвестируемую компанию, как полноценный объект для инвестиций, что влечет за собой необходимость либо платить слишком высокую «цену» за инвестиции, либо является причиной неуспеха переговоров с инвестором.
Информация о работе Венчурное финансирование инновационных проектов