Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:06, реферат
Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких
аспектах:
как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
как процесс осуществления инновационной деятельности;
как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти
мероприятия.
Таким образом, выбор портфеля инновационных работ должен рассматриваться как весьма сложная проблема, требующая опыта, знаний, здравого смысла, хорошего представления о возможностях персонала и вероятности успеха внедрения инноваций, экономических познаний и умения выбирать стимулы деятельности научных работников и менеджеров подразделений.
В настоящее время в России всего около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями.
В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями:
сокращение затрат на инновации;
нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;
резкое сокращение численности научно исследовательских групп, коллективов, школ институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;
отсутствие
гибкости в работе существующих материально-технических,
производственно-экономических
чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);
ограниченность распространения инноваций (внедрение на одной-двух
фирмах);
чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций; отсутствие заинтересованности в инновациях;
практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние 10-
15 лет;
развал отраслевой и академической науки;
отсутствие промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого
сектора.
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Поэтому руководителю-инноватору постоянно необходимо определять, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечивать нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации для того, чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он должен выявлять, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности фирмы.
В деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход. который и является в конкретных условиях оптимальным. Поэтому специфика инновации как объекта предполагает особый характер труда инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий подход, аналитические способности), он должен бать профессионалом, знать: производственную область инновации; состояние рынка новшества, инноваций инвестиций;
организацию
инновационной деятельности по разработке
и освоению новых видов продукции,
оказанию услуг и выполнению работ; финансово-экономический
анализ инновационно-производственной
и инвестиционной деятельности; основы
трудовых отношений и мотивации труда
персонала; правовое регулирование и виды
государственной поддержки инновационной
деятельности и др. Особое внимание должно
уделяться подготовке и принятию решения
в целом и на каждом этапе его прохождения.
Приемы инновационного менеджмента
Приемы инновационного менеджмента - это способы воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на разработку, производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций.
По характеру воздействия на инновации различают следующие методы инновационного менеджмента: маркетинговых воздействий, бенчмаркинг, инжиниринг и реинжиниринг инноваций, брэнд-стратегию, ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер и другие.
Рассмотрим подробно эти методы.
Маркетинг инноваций - это процесс, который включает в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывания служб сервиса.
Маркетинговый метод управления заключается в проведении шести принципиальных этапов:
1 этап: Общеэкономический анализ рынка, заключающийся в исследовании макроэкономических факторов, имеющих отношение к спросу на новшества, в т.ч. населения, темпов его роста, душевого дохода и потребления, индекса потребительских цен, темпов инфляции и пр. Сюда же относится изучение юридических и институциональных условий, а также практики законодательства.
2 этап:
Анализ экономической
конъюнктуры, который предполагает
изучение проявления на рынке факторов
и условий воспроизводства в их
взаимосвязи с внешней и внутренней средой.
К ним относятся: факторы спроса,
предложения, цены; экономические,
социальные, политические
и научно-
технические условия, а также
аспекты управляемости, предсказуемости
и
направленности конъюнктурообразующих
факторов.
3 этап: Специальное исследование рынка, которое включает:
а) изучение
поведения продуцентов, продавцов и покупателей
на рынке
реализации данной инновации;
б) анализ возможностей рынка и его секторов;
в) изучение
инноваций по их привлекательности, качеству,
доходности и
другим характеристикам;
г) анализ реализации инноваций;
д) изучение конкурентов;
е) выбор ниши, т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка для данной
инновации.
4 этап:
Разработка стратегии
проникновения новшества, включающая
формирование конкурентной
стратегии новшества,
основанной на
формировании каналов сбыта и позиционировании
нового товара.
Позиционирование означает систему определения места новшества в ряду товаров, уже имеющихся на рынке (качественно новый товар, товар-имитатор, товар-субститут и т.д.).
5 этап:
Разработка оперативных
маркетинговых мероприятий, которые
тесно увязаны с жизненным циклом новшества
на рынке:
на стадии зарождения для присутствия инноваций на рынке необходимо сформировать адекватные каналы продаж с целью акцентирования и диффузии инновации;
на стадии роста - обеспечение стимулирования инновационного товара (агрессивная реклама и т.д.);
на стадии зрелости - изменение конкурентной стратегии (переход на стратегию лидерства в издержках, подготовка новой модификации либо создание принципиально нового продукта).
6 этап:
Оценка издержек и дохода
от маркетинга, производится на
основе анализа постоянных и переменных
затрат производства и продаж,
определения ценовой эластичности но
доходам, изучения ценовой политики
конкурентов.
Бенчмаркинг представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.
Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.
Бенчмаркинг бывает двух видов:
Для осуществления бенчмаркинга обычно создается специальная рабочая группа, проводящая сравнительный анализ инноваций и вырабатывающая
рекомендации по совершенствованию и реализации различных аспектов деятельности организации.
Функциональный бепчмеркинг включает:
8) контроль
и оценка эффективности внедренных изменений.
Инжиниринг
инноваций - это
набор приемов, используемых
компаниями для проектирования и развития бизнеса в соответствии с намеченными целями. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Она направлена на организацию бизнеса на конкурентной основе. Методики инжиниринга включают:
пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
По сложности и значению решаемых методами инжиниринга задач его можно разделить на два класса:
1) эволюционные,
ведущие к
постепенным улучшениям,
усовершенствованиям, имеющие вид рационализации
деловых процессов;
2) рациональные,
ведущие к глобальным изменениям, имеющие
вид
изобретений новых деловых процессов.
Второй класс задач решается методами реинжиниринга, представляющего собой разновидность инжиниринга.
Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких (скачкообразных) улучшений в таких решающих показателях деятельности, как стоимость, качество, сервис и темпы роста. Инновационный характер реинжиниринга заключается в том, что разрабатывается совершенно новый деловой процесс, а его реализация дает дерево последующих инноваций в состоянии других элементов производственно-хозяйственной системы организации. С другой стороны, реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии. Объектом реинжиниринга является один из организационных элементов: технология деловых процессов.
Реинжиниринг направлен на решение особо сложных задач, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, при этом показатели улучшаются не на 10 - 50%, а на 100 - 500% и более.
Выделяют три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно:
1) организации, находящиеся в кризисном состоянии, т.е. на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы;
2) фирмы,
разрабатывающие инновационные
стратегии развития,
которые в текущий
момент не находятся
в кризисном положении,
но
руководители предвидят
неизбежность возникновения
трудноразрешимых
проблем, связанных с появлением новых
конкурентов, изменением требований
клиентов, изменением поведения отраслевых
конкурентов, изменением поставок
ресурсов, изменением состояния макросреды;