Требования к написанию и оформлению реферата и дипломной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:17, творческая работа

Описание работы

ВКР должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.

Работа содержит 1 файл

refer.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 

      Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Все исследования, кроме поисковых, строятся на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В поисковых гипотезах чаще всего формальной гипотезы не имеется, т.к. их цель заключается в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы раскрыть гипотезу для будущих исследований.

В количественном отношении гипотез не может быть меньше, чем задач, а, как правило, под одну задачу выстраивается несколько  гипотез. Чем больше гипотез и  чем точнее они соответствуют  решаемым задачам, тем богаче будет  исследование и точнее и ценнее будет полученная информация. 
Гипотезы не должны противоречить друг другу. При их построении необходимо указывать, что они ограничиваются временными и пространственными рамками и поэтому носят вероятностный характер. Гипотеза должна быть предельно простой и исходить из простого и общего основания. Гипотеза должна отвечать целям исследования. Она должна быть объективно проверяемой. Полученные эмпирические данные должны соответствовать проверке выдвинутых гипотез.

     Гипотеза  в дипломе, который мы приводим в качестве примера формулировалась так: Мы предполагаем, что нарушения общения у детей-дошкольников с задержкой психического развития могут быть эффективно скорректированы при помощи методов ИТДТ.

 

      Задачи. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи могут быть основными и частными. Они логически связаны между собой, последние имеют неограниченное число и могут выдвигаться до конца исследования. Начинать надо с достаточно общих задач, а затем переходить к более частным. Иногда ставятся и дополнительные задачи в случае выдвижения дополнительных гипотез.

     Задачи  исследования-примера:

  • Изучение клинико-психологических характеристик задержки психического развития (ЗПР) и причин ее возникновения;
  • Рассмотрение особенностей общения детей, нормально-развивающихся, и детей, имеющих ЗПР;
  • Рассмотрение целей, задач и методов танцевально-двигательной терапии и возможности применения её в работе с данной категорией детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками;
  • Практическая работа с детьми, имеющими ЗПР, с применением методов танцевально-двигательной терапии для решения проблем общения данной категории детей.
 

      Методы. В разделе методологические основы и методы исследования приводятся названия теорий и концепций, положенных в  основу дипломного исследования, и применяемые методы. Также обычно указывается способ обработки результатов (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).

      Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы.

      Объём раздела «Введение» занимает не более  трёх страниц.

 

      Основная  часть работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и эмпирических (практических) глав, при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов и выводов по главе. При написании Реферата (как ВПК) теоретическая часть может быть описана кратко в одной главе). Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов.

      В параграфе «Методика исследования» (название главы определяется совместно  с руководителем) описываются: выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик.

      При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для  описания известных методов и  психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

      В раздел «Анализ результатов исследования»  результаты приводятся в форме, удобной  для быстрого и достаточно подробного ознакомления и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

      Далее дается всесторонний и объективный  анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

      Цель  раздела «Выводы исследования» - связать воедино содержание теоретической  и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

      Если  получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также  необходимо изложить. Это придает  достоверность и убедительность работе.

      Выводы  по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

 

      Заключение предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

 

      Список  использованной литературы представляет собой перечень использованной в процессе подготовки работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. В библиографическом списке не должно быть учебников.

      Библиографическое описание источника начинается с  фамилии автора, затем указываются  инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном  листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М и т.д.).

 

      Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов  конференций, авторефератов, диссертаций:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. // Общ. ред. М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - с. 400
  2. Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.  - 23 с.
  3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. - с. 295
  4. Проселкова М. Е. Формирование психопатологической симптоматики у детей депривационных условиях // Всероссийская научно-практическая конференция "Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: зашита, помощь, возвращение в жизнь": Материалы. - М., 1998. - с. 100-101.
  5. Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999, - 136 с.
  6. Суходольский Г. В. Математико-психологические модели деятельности. - СПб.: Петрополис, 1994. - с. 64 7. Amiel-Tison C., Grenier A. Neurological evaluation of the newborn and the infant. N. Y.: Аcad. Press, 1980. 118 р.
 

      Приложения. В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

      Каждое  приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

 

      Технические требования к оформлению ВКР

  1. Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторах Microsoft Word 1997 – 2003. Формат, бумаги А4 по ГОСТ 9327-60 (297x211 мм).
  2. Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое - 30мм, правое - 15мм, верхнее - 20мм, нижнее - 20мм. Расположение текста на листе – по ширине.
  3. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце. Перенос слов в заголовках и тексте не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм. (3-4 интервала).
  4. Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.
  5. Ссылки на использованные источники и литературу в тексте дипломной работы заключаются в квадратные скобки, сначала указывают номер источника по списку использованной литературы, потом, через точку с запятой, номер страницы ([8; с 243] или [8; с 243, 245, 289-294]). При перечислении источников каждый из них заключается в квадратные скобки ([8; 243], [11; 31-33], [17; 9]). При цитировании какого-либо автора из другого источника должна идти следующая ссылка: (цит. по [7 c 45]).
  6. Страницы дипломной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Каждая  глава, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы», «Приложение» начинается с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.
  7. Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.
  8. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию, номер страницы на титульном листе не ставят.
  9. Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).
  10. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
  11. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1- Изображение, предъявляемое испытуемым.
  12. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например. Рисунок 2-, либо Рисунок 2.3 - рисунок 3 в разделе 2.
  13. Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «рисунок».
  14. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела. Название таблицы следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
  15. Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться « Таблица 1», или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. При переносе части таблицы название помещают только над первой части таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, «Продолжение таблицы 1».
  16. Формулы и уравнения. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
  17. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки.
  18. Формулы в работе следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо раздела в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
  19. Формулы помещаемые в приложении должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В1). Если в работе приведена одна формула, ее нумеруют (1).
  20. Чистовой вариант дипломной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.
  21. За правильность приводимых в дипломной работе данных, выводов и доказательств отвечает студент - автор дипломной работы.
  22. Рекомендуемый объем дипломной работы по психологии (по Госстандарту) 70 – 85 страниц компьютерного набора.

Информация о работе Требования к написанию и оформлению реферата и дипломной работы