Тональная пороговая аудиометрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:17, доклад

Описание работы

Тональная пороговая аудиометрия осуществляется с помощью аудиометров, производимых различными фирмами и отличаю¬щихся друг от друга по функциональным возможностям управ¬ления. Аудиометры создают тоны постоянной, достаточно боль¬шой интенсивности в широком частотном диапазоне и с неогра¬ниченным временем звучания. Современный тональный аудио¬метр состоит из генератора электрических колебаний, магазина затухания (аттенюатора) и градуированных излучателей (теле¬фонов).

Работа содержит 1 файл

тональная аудиометрия и скрининг слуха.docx

— 48.00 Кб (Скачать)

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая  аудиометрия осуществляется с помощью  аудиометров, производимых различными фирмами и отличающихся друг от друга по функциональным возможностям управления. Аудиометры создают тоны постоянной, достаточно большой интенсивности в широком частотном диапазоне и с неограниченным временем звучания. Современный тональный аудиометр состоит из генератора электрических колебаний, магазина затухания (аттенюатора) и градуированных излучателей (телефонов).

В настоящее  время для проведения аудиометрического  обследования наиболее часто используются стационарные клинические аудиометры SD-50 и АС-40 (рис. 22, 23).

Аудиометр SD-50 является микропроцессорным, программируемым пользователем двухканальным устройством для обследования слуха в клинической практике с использованием тонального, речевого и шумовых сигналов. Он обеспечивает получение точных данных о состоянии слуховой функции для выявления различных видов патологии слуха.

Аудиометр SD-50 позволяет:

• измерять пороги слуха при воздушном проведении в диапазоне частот от 0,125 до 16 кГц с максимальной интенсивностью по частотам 60—120 дБ;

•  измерять пороги слуха при костном проведении в диапазоне частот от 0,125 до 8 кГц  с максимальной интенсивностью по частотам 35 — 80 дБ;

•  проводить  ряд надпороговых тестов: Лангенбека, Люшера, Фоулера, Кархарта, Штенгера, тест SISI, тест на определение порогов дискомфорта;

•  определять состояние разборчивости речи при  проведении речевой аудиометрии  по различным методикам, включая  исследования в свободном звуковом поле.

С помощью 12-программных  клавиш пользователь может произвольно комбинировать и изменять способы тестирования. Измеренные данные для составления тонально-речевой аудиограммы вводятся в промежуточную память и могут считываться с жидкокристаллического индикатора.

 

В аудиометре АС-40 в одном корпусе объединены двухканальный клинический аудиометр  и диагностический высокочастотный аудиометр. Прибор имеет возможность подключения к компьютеру через интерфейс RS232C, а также сохранения аудиограмм в памяти. АС-40 позволяет проводить:

• полный набор  тестов для измерения по воздушной  и костной проводимости;

•  речевую  аудиометрию с возможностью слежения за процессом обследования по монитору.

В школах-интернатах и в небольших сурдологических  центрах чаще можно встретить  поликлинические аудиометры. Они  меньше по размеру, транспортабельны, а также обладают разнообразными функциональными возможностями для проведения обследования слуха. К таким приборам относятся тональный речевой аудиометр SD-25 (рис. 24) и поликлинический аудиометр AD-28 (рис. 25).

Аудиометр SD-25 используется для оценки состояния слухового анализатора у лиц различных возрастных групп и позволяет измерять:

•  пороги слуха при воздушном проведении в диапазоне частот от 0,125 до 12 кГц  с максимальной интенсивностью по частотам 80-120 дБ;

•  пороги слуха при костном проведении в диапазоне частот от 0,250 до 6 кГц  с максимальной интенсивностью по частотам 45 — 80 дБ;

•  пороги слуха с использованием маскировки узкополосным шумом с максимальной интенсивностью до 100 дБ;

•  проводить  надпороговую аудиометрию, включая  тест S1SI, тест Фоулера, тест Штенгера, тест на определение порогов дискомфорта;

•  проводить  речевую аудиометрию с использованием магнитофона или CD-плейера, подключаемого к входу аудиометра.

Широко используемый в практике поликлинический двухканалъный  аудиометр AD-28 отличается современным дизайном, снабжен монитором и выходами для аудиометрии в свободном поле.

Прибор позволяет  проводить:

•  обследование по воздушной и костной проводимости, речевую аудиометрию;

• тестовые исследования с использованием сигналов в виде чистого тона или трели с маскировкой узкополосным или речевым шумом, а также возможностью синхронизации;

•  речевую  аудиометрию с использованием микрофона  на гнущемся держателе или сигнала, подаваемого на вход для подключения магнитофона.

Пороговая тональная аудиометрия по воздушному проведению

Порогом восприятия тона считается минимальная интенсивность звукового раздражителя, при которой у обследуемого появляется ощущение звука и которая воспринимается им в 50 % предъявлений.

Исследование  начинается с лучше слышащего  уха. При невозможности определить, какое ухо слышит лучше, как правило, исследования начинают с правого уха. Надеваются воздушные телефоны (наушники), маркированные согласно всемирно признанному стандарту для правого уха красным цветом, для левого — синим. Наушники должны плотно прилегать к ушным раковинам, не создавая излишнего давления, центр их телефона располагается на уровне входа в наружный слуховой проход.

Исследователь проводит инструктаж обследуемого, добиваясь  полного понимания требуемых  от него действий.

Основой методики является предъявление чистого тона одной частоты. Исследование начинается с определения порога слышимости тона частотой 1000 Гц — этот тон чаще воспринимается более четко, чем другие. Звук плавно усиливают шагом в 5 дБ до тех пор, пока обследуемый не подтвердит слышимость сигнала (нажатием кнопки, надеванием кольца пирамидки, поднятием руки и т.д.). Затем интенсивность звука уменьшается на 20 дБ и вновь постепенно усиливается, останавливаясь на каждом шаге в 5 дБ не менее чем на 1 — 2 с. Для точного определения порогов эти действия повторяются два-три раза, значения порогов наносятся на аудиограмму.

Тем же методом  приступают к определению порогов  слышимости других тонов, вначале более высоких — 2000, 3000, 4000, 8000 Гц, а затем более низких — 500, 250, 125 Гц. Исследование заканчивается повторным определением порога слышимости тона на 1000 Гц, так как первое предъявление было ориентировочным и могло оказаться недостаточно точным. Затем исследование проводится на втором ухе.

Пороговая тональная  аудиометрия по костному звукопроведению

Тональная аудиометрия  по костному звукопроведению обеспечивает прямое определение чувствительности улитки, а также возможное наличие кондуктивного компонента на каждой из исследуемых частот. Вместо воздушных телефонов используется костный вибратор.

Исследование  начинают с опыта Вебера, чтобы  определить ухо, которое лучше воспринимает костное звукопроведение. Костный  телефон помещают на середину лба. Обследуемый  должен определить, где слышен звук — на середине лба, в правом или левом ухе. Считается, что ухо, в котором латерализуется звук при опыте Вебера, лучше воспринимает костное звукопроведение. С него и приступают к дальнейшему исследованию.

Костный телефон  устанавливают на сосцевидный отросток (прибор не должен касаться ушной раковины). Так же как и при определении порогов при воздушном звукопроведении, порогом служит наименьшая интенсивность, воспринимаемая испытуемым в 50 % случаев. Рекомендации по предъявлению частот те же, что и при воздушном звукопроведении.

Результаты  обследования каждого уха по воздушному и костному звукопроведению отмечаются на аудиограмме.

Скрининг  слуха

Скрининг слуха новорожденных

Авторы: Петер Беттхер и Барбара Богнер

Перевод: Эльвира Крамер

Введение

В отличие от возможностей предыдущих поколений в настоящее время  можно смело сказать, что для  развития детей с врожденным нарушением слуха основной проблемой является не само нарушение слуха, а в большей  степени момент его выявления  и начала абилитации. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем  выше шансы при его лечении. Успехи в развитии диагностики, техники  и терапии дают возможность детям  с нарушением слуха развиваться  наравне с нормально слышащими  детьми. Как правило, нарушение слуха  не может быть излечено, однако существующие патологии не причинят ребенку вреда, если будут своевременно компенсированы. 
Целью этого изложения является стремление пробудить понимание большого значения аудиологического скрининга новорожденных. Речь идет о том, чтобы предоставить родителям убедительные аргументы для того, почему ни в коем случае нельзя отказываться от проведения этого обследования. Будет разъяснено, почему раннее выявление нарушений слуха так важно и какие шансы напрямую связаны с ранней диагностикой и последующей абилитацией (ранним вмешательством). Также будет представлено, какие методы измерения применяются и какие условия необходимо учитывать дополнительно для успешного проведения неонатального скрининга слуха.

Методы

Читатели  должны самостоятельно приобрести основные знания по неонатальному скринингу  слуха. Они должны уметь использовать эти знания при консультировании родителей. Основные учебные цели сформулированы в начале каждой главы. Кроме того, читатели имеют возможность проверить  свои вновь приобретенные знания, ответив на контрольные вопросы  теста по каждой главе.

Глава 1 – Почему так важно раннее выявление  нарушений слуха

Важнейшие цели обучения:

  • знать факторы риска нарушений слуха у детей раннего возраста;
  • знать, что аудиологический скрининг новорожденных является действенным и современным средством для раннего выявления нарушений слуха при рождении;
  • осознавать, что система слуха созревает в зависимости от предлагаемого ей раздражения;
  • понимать, что через ранний диагноз можно значительно уменьшить последствия нарушений слуха.

1.Факторы риска и частота  нарушений слуха у детей раннего  возраста

Из  тысячи новорожденных примерно от одного до двух детей рождаются с патологией слуха или приобретают ее в  период новорожденности. Не во всех случаях  можно выяснить причину такого нарушения. Причиной примерно половины случаев  появления нарушений слуха являются определенные факторы риска. Они  могут возникать до рождения (пренатально), во время родов (перинально) или после  рождения (постнатально). Потенциальными факторами риска являются (Хильдман 2008):

  • генетические дефекты, приводящие к частым проявлениям нарушений слуха в определенных семьях
  • генетические синдромы
  • аномалии развития головы, лица и ушей
  • инфекции во время беременности, например, краснуха, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия
  • экстремальная незрелость при недоношенности (вес при рождении <1500 г)
  • при проведении искусственного дыхания длительное время (дольше 8 часов)
  • критическая гипербилирубинемия (сильно выраженная желтуха новорожденных)
  • применение ототоксичных медикаментов (наносящих вред внутреннему уху)
  • менингит (воспаление оболочки головного мозга)
  • все заболевания или состояния, при которых требуется нахождение ребенка в неонатальном отделении интенсивной терапии в течение 48 или более часов

При наличии одного из этих факторов риска  можно исходить из того, что как  минимум у 1-3 из 100 новорожденных  наряду с другими заболеваниями  может наблюдаться нарушение  слуха.

1.2 Чувствительные фазы созревания  слуховой системы

Слуховое  восприятие при рождении развито  не полностью. Для того, чтобы система  слуха могла выполнять свою функцию  в полном объеме, необходимо созревание слуховых путей после рождения. Эти  процессы созревания протекают по определенным временным рамкам, чувствительным (критическим) периодам, имеющим разную продолжительность для различных процессов. Они протекают успешно лишь в том случае, если в этих фазах осуществляется соответствующая стимуляция и происходит стабилизация осознанных нейронных соединений через звуковое раздражение (Клинке 2008). Поэтому для лечения нарушений слуха у детей раннего возраста есть узкие временные рамки. Для предотвращения необратимых последствий необходимо начинать абилитацию не позднее окончания чувствительной (критической) фазы созревания системы слуха, примерно к завершению первого года жизни. Если лечение нарушений слуха у детей раннего возраста посредством слухопротезирования или слухоулучшающих операций начато не своевременно, т.е. в течение первых шести месяцев жизни, если профессиональное раннее вмешательство вводится не своевременно, то следствием этому могут стать нарушения речевого развития, задержки процесса обучения с эмоциональными, психосоциальными и когнитивными последствиями и проявлениями в семейной жизни ребенка, во время получения школьного образования и освоения профессией. 
По статистике международных исследований нарушения слуха у детей без неонатального скрининга обычно выявляются в возрасте примерно 21-47 месяцев. Следовательно, лечение нарушений слуха у детей раннего возраста в большинстве случаев начинается уже после завершения чувствительной (критической) фазы созревания. Существует целый ряд подтверждений тому, что чем раньше начинается медицинское и техническое обеспечение детей с нарушением слуха, тем лучше они развиваются по всем параметрам развития. В их распоряжении своевременно появляются соответствующие средства, благодаря которым речевая система и система слухового восприятия слабослышащих детей может развиваться равноценно развитию нормально слышащих детей (Йошинаго-Итано 2003).

1.3 Заключение

Раннедетские  врожденные нарушения слуха относительно часто сравнивались с другими  врожденными заболеваниями в  детском возрасте. Дети с нарушением слуха, как и все люди, располагают  системой освоения слуховым восприятием. Поэтому они могут научиться  слышать также, как и все остальные  дети. Предпосылкой этому является диагностика нарушения слуха  в течение первых 6 месяцев жизни  и проведение раннего терапевтического вмешательства/абилитации.

Информация о работе Тональная пороговая аудиометрия