Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
Каждому
возрастному этапу развития соответствуют
определённые сдвиги в психическом
и личностном развитии. С возрастом
большое значение приобретают индивидуально-
Принцип
соответствия обучения возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся
требует, чтобы содержание, формы
и методы организации их деятельности
соответствовали возрастным этапам.
Уровень познавательных возможностей
и личностного развития определяет
организацию учебной
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем её направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер.
Обучение,
имеющее в своей основе репродуктивное
учение, оставляет невостребованным
личностный потенциал обучаемых, их
творческое отношение к учебной
деятельности, личную инициативу, самостоятельность
мышления. В настоящее время
Принцип
доступности обучения при достаточном
уровне его трудности требует
учета в его организации
Однако обучение не должно быть излишне лёгким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.
Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Каменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы и действия с ними), экспериментальную (опыты эксперимента), объёмную (макеты), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звуковую (аудиоматериалы), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (словесные описания событий, фактов, действий).
Взаимосвязь различных принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности.
Глава
3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся.
Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учитель посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
При
групповых формах обучения учитель
управляет учебно-
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы задания.
При коллективной работе наблюдаются следующие признаки:
Ø класс осознаёт коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку;
Ø организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителем;
Ø действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;
Ø есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
С
позиции целостности
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Он выделяет:
Ø комбинированные, или смешанные, уроки;
Ø уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;
Ø уроки закрепления и повторения знаний;
Ø уроки обобщения и систематизации изученного;
Ø уроки выработки и закрепления умений и навыков;
Ø уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
§ 3. Методы обучения
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели.
Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев).
Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических (дидактических) задач.
Методы учения – это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определённого типа учебных задач.
Основные
методы обучения имеют различные
формы их воплощения и средства реализации.
Названные методы являются общими для
обучения любому предмету, но в каждом
из них они приобретают
Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.
Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Информационно-рецептивный метод | Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. | Восприятие
знаний. Осознание знаний. Запоминание
(преимущественно произвольное) |
Репродуктивный метод | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания). |
Метод
проблемного изложения |
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. | Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). |
Эвристический метод | Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка. |
Исследовательский метод | Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов. |
Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов