Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы
Ø организация деятельности учащихся;
Ø регулирование (стимулирование) процесса обучения;
Ø контроль (стимулирование активности и самостоятельности);
Ø оценивание;
Ø анализ результатов решения педагогической задачи.
§
4. Виды обучения и
их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы – постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания.
Догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.
Объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.
Самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.
Глава
2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
Образование
как целостное
явление – одна
из наиболее значимых
подсистем общества,
поэтому его законы
это продукт внутренней самоорг
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. В обучении находят свое применение законы диалектики:
Ø закон единства и борьбы противоположностей;
Ø закон переход количественных накоплений в качественные изменения;
Ø закон отрицания отрицаний.
Большое
значение для организации и
Ø категории сущности и явления;
Ø единство содержания и формы;
Ø категория необходимости;
Ø категории случайности;
Ø категории времени.
Эффективность
процесса обучения закономерно зависит
от тех условий, в которых он протекает
(материальных, гигиенических, социально-психологических).
К числу значимых условий обучения
относится профессионализм
§ 2. Принципы обучения
Принципы
обучения – это исходные дидактические
положения, которые отражают протекание
объективных законов и
Знание принципов обучения даёт возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отбросить содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д.Ушинским:
Ø обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;
Ø обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
Ø порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении;
Ø обучение должно развивать самодеятельность, активность, инициативу;
Ø обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким;
Ø преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитания оставалось, ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных принципов. Такое их деление условно: значение каждого из них не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер методических приёмов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила – его отдельные стороны.
Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи теории с практикой, обучения с жизнью).
Принципы гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развитие национального характера, формирования национальных ценностей и разработка доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, её духовности и социальной зрелости.
Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворить социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях русского этноса, его ментальны структурах, приоритетах национальной политики и культуры.
Согласно принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными факторами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию её современных достижений и перспектив развития. Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, программ и учебников, а так же требуют использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Педагогическое взаимодействие, основываясь на принципе научности, должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, творчества.
Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и прежде всего, с развитием креативных, индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу, но и формирует личностные свойства и качества, как организованность, самостоятельность, усидчивость, деловитость, трудолюбие, дисциплинированность.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической или практической подготовки учащихся в общеобразовательной школе.
Фундаментальность
в обучении предполагает научность,
полноту и глубину знаний и
требует систематичности
Содержание
образования, согласно данному принципу,
должно отражать преобразования в экономике,
политике, культуре, то есть в том
социальном контексте, в котором
протекает жизнедеятельность
Изучение
самых современных и
Принцип последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.
Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействий субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.
Последовательность
и систематичность в обучении
позволяют разрешить
Развитие системного подхода к обучению позволило более чётко сконструировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым предметам.
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Это обучение обусловлено тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны его общению и взаимодействию с другими людьми, с другой – своему стремлению к обособлению.
Традиционное обучение в своей основе является групповым, так как оно организуется для учебных групп до 30-40 человек, а проведение лекций – для целых «потоков» курса, факультета (до 100-300 человек).
Групповое
обучение, отражая общность интересов
обучаемых, создаёт условия диалога,
обеспечивает совместный поиск наиболее
продуктивных способов решения задач,
создает условия для проявления
взаимопомощи, повышает чувство ответственности,
социальную и личностную значимость
при благоприятных
Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. это означает, что наряду с групповыми формами обучения следуют применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых.
Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов