Сущность инновационной деятельности предприятия и особенности её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.

Содержание

Сущность и функции инновационной деятельности________________3
Содержание понятия «инновация»_________________________3
Виды инноваций_________________________________________5
Инновационные процессы________________________________7
Жизненный цикл и функции инноваций____________________10
Особенности реализации инновационной деятельности____________13

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.28 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Сущность инновационной  деятельности предприятия и особенности  её реализации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

  1. Сущность и функции инновационной деятельности________________3
    1. Содержание понятия «инновация»_________________________3
    2. Виды инноваций_________________________________________5
    3. Инновационные процессы________________________________7
    4. Жизненный цикл и функции инноваций____________________10
  2. Особенности реализации инновационной деятельности____________13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 . Сущность и функции инновационной деятельности 

1.1 Содержание понятия "инновация"

Инновации и  инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она  не только охватывает практическое использование  научно-технических разработок и  изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей.

В оксфордском  толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в  результате чего новатор или его  компания получают преимущество перед  конкурентами".

Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции  производимого, состоящая в новом  соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании  новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых  организационных форм.

К этому можно  добавить, что инновация - это новый  продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет  целью привлечь потребителя, удовлетворить  его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное  развитие:

рыночная  конъюнктура и  конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями  инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или  продуктов, которые направлены на обеспечение  устойчивого и долгосрочного  экономического роста. К ним относятся:

усовершенствование  или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом  изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики;

изменения в  социальной структуре для повышения  социального статуса личности и  достижения оптимального соотношения  личных и общественных интересов;

модификации сложившейся  системы управления, позволяющие  улучшать деятельность предприятий  и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям.

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны  друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить  соответствующие изменения и  в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве  инновации базируются на одновременном  целенаправленном сочетании и использовании  самых различных видов знания ради получения новых областей его  экономического применения.

Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных  работ по повышению эффективности  какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся  открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный  продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

Новшество в  виде новых знаний, подходов, приемов  приобретает новое качество и  превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.

1.2. Виды инноваций

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения  и по характеру.

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

По масштабам  распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, в компании) инновации.

По характеру  они могут быть эволюционными  и радикальными.

Эволюционные  нововведения происходят непрерывно и  в своем большинстве являются следствием идей и предложений, поступающих  из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эволюционных нововведений целиком подчинен общественным потребностям, формируется платежеспособным спросом  и ограничивается возможностями  технологического потенциала той системы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического  опыта и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению  и анализу информации о предпочтениях  потребителей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позволяют  совершенствовать продукты и технологии с помощью инноваций

Эволюционные  инновации можно классифицировать по предмету приложения, воздействию  на процесс производства и деятельность компаний, а также по характеру  удовлетворяемых потребностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

Инновация-продукт - новшество в виде принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бывает связано с освоением или созданием новых рынков.

Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

К инновациям, влияющим на процесс производства и деятельность компаний на рынке, относятся технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

В сфере услуг  инновациями являются принципиально  новые или существенно усовершенствованные  методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут  быть обеспечены прежними производственными  методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора  с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Достаточно часто  компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание  компании. Особое место занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских  характеристик продуктов, а имитирующих  их.

К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие  новые потребности и развивающие  существующие.

Инновации могут  не только сохранять и совершенствовать технологические и рыночные возможности  фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации  иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также  рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи.

Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности  рынка. Они связаны прежде всего  с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими  тенденциями, открывает новую общую  концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления  достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального  мира. Они являются основой для  формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых  отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная  поддержка. Процесс их внедрения  является длительным и сопровождается значительным риском. Радикальные инновации  подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение  принципиально новой техники  и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению  базисных инноваций. Такие инновации  обеспечивают важные технические улучшения  продуктов, технологических процессов.

1.3. Инновационные процессы

Необходимым условием экономического роста и повышения  качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и  ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная  активность зависит от выбора стратегии  и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и  использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные  процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации  и управления - многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в  соответствии с критериями сложившейся  структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво-рения  текущего и перспективного платежеспособного  спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление  от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что  инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную  политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную  инфраструктуру и инновационные  программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических  отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных  и государственных структур) и  видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия  в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые  для функционирования и развития производства.

Шумпетер следующим  образом определил функциональное назначение инновационной сферы:

коммерческий  анализ потенциальных потребителей инноваций;

поиск перспективных  идей, источников функционирования;

организация создания и внедрения новшества;

Информация о работе Сущность инновационной деятельности предприятия и особенности её реализации