Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:47, курсовая работа
Цель данной работы - изучение инновационной деятельности в туризме.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия инноваций в сфере туризма………...4
Содержание понятия «инновации»………………………...4
Жизненный цикл и функции инноваций…………………...6
Глава 2. Инновационная деятельность в туризме…………………
Содержание инновационной деятельности в туризме….
Структура и субъекты инновационной деятельности…
Инновационная деятельность как объект управления…..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников информации………
Приложения………………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия инноваций в сфере туризма………...4
Глава 2. Инновационная деятельность в туризме…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников информации………
Приложения……………………………………………………
Введение
Специфика инновационной сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как: особенности воспитания; возраст; культурные традиции населения, представителем которого является гость; понятие о комфорте; привычки; самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги; физиологические особенности организма и другие. Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста.
Цель данной работы - изучение инновационной деятельности в туризме.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
В
данной курсовой работе рассматриваются
следующие основные вопросы: содержание,
структура и особенности инновационной
деятельности в туризме. Раскрытие этих
вопросов, по моему мнению, позволит сделать
выводы о значимости инноваций для экономики
страны и выявить наиболее эффективные
формы организационной деятельности в
туризме.
Глава 1. Основные понятия инноваций в
сфере туризма
Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и особенностей их внедрения. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание туристической компании зависит от введения новых и совершенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономических способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество.
Появление
нововведений носит волнообразный
характер – одна инновация заменяется
другой, более продвинутой, обеспечивая
постоянное развитие социальной системы
[0, стр. 10].
Инновации
и инновационная деятельность традиционно
представляются как направление
научно-технического прогресса и
как процесс, связанный с внедрением
результатов научных
Термин «инновация» (от английского – innovation - нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные авторы, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.
Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
Некоторые авторы полагают, что инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. Следуя этому понятию, под инновацией мы будем понимать следующее: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов.
Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:
− научно-техническая новизна;
− практическая воплощенность (промышленная применимость);
− коммерческая
реализуемость [о, стр.12] .
Для того чтобы учесть
Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент). Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт. Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла. В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта. После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта) [0, стр.54] . Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала. Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.
Основные
функции инноваций: они вовлекают в производство
новые производительны силы, способствуют
повышению производительности
труда и эффективности производства,
сокращают различного род а затраты;
повышают уровень
жизни каждого человека
и общества в целом за счет
разнообразия и качества производимой
продукции и услуг, удовлетворения потребностей
населения; помогают привести в соответствие
структуру производства со структурой
изменившихся потребностей,
способствуют поддержанию равновесия
между спросом и предложением,
между производством и потреблением;
являются результатом применения
творческих возможностей и
знаний конкретной личности,
человеческого интеллекта[0, стр.55].
Глава 2. Инновационная деятельность в
туризме
Научно-техническая
революция не только стала материальной
основой формирования массового
туризма. Она оказала огромное влияние
на инновационную деятельность в
социально-культурный сервис и туризм
через высокие технологии, к числу
которых относятся новые
Появление
современных средств информации
и связи оказало глубокое влияние
на общественное производство и быт
людей. Современную туристскую деятельность
и работу туристских фирм нельзя представить
без Internet. Современная аудио-видео-
Таким
образом, инновационная деятельность
в сфере туризма направлена на
создание нового или изменение существующего
продукта, на совершенствование
Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации.
Анализ различных определений инноваций приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения, то есть:
Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям.
Основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются:
Экономическое содержание инновационной деятельности, можно раскрыть с помощью воспроизводственного подхода, выделив всю последовательность стадий, которые непрерывны и взаимосвязаны между собой (рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Стадии воспроизводства знаний
Воспроизводство инноваций представляет собой процесс, включающий все стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, непосредственно связанных с созданием и освоением новой продукции. Полный жизненный цикл нововведений не заканчивается внедрением, а включает также их «запуск» в серийное и массовое производство, сбыт, распространение и использование. Полный жизненный цикл инновации не завершается «пионерным» внедрением, а включает также запуск в серийное или массовое производство, сбыт, реализацию, распространение и использование нововведений.
Серийное производство — это изготовление относительно ограниченной и периодически повторяющейся или меняющейся номенклатуры промышленных изделий.