Структура и содержание инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1 Инновация, как экономическая категория………………………………………………4
1.1 Сущность и содержание инноваций……………………………………………….5
1.2 Функции инноваций………………………………………………………………...6
1.3 Классификация инноваций…………………………………………………………8
2 Содержание и структура инновационного процесса……..……………………….……9
2.1 Инновационный процесс…………………………………………………………...11
2.2 Формы инновационного процесса…………………………………………………13
2.3 Этапы развития инновационного процесса……….………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат инновационный процесс.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

♦ продуктовая  инновация; 

♦ процессная инновация. 

Продуктовая инновация охватывает внедрение  новых или усовершенствованных  продуктов. Поэтому продуктовые  инновации подразделяют на два вида: 

♦ базисная продуктовая инновация; 

♦ улучшающая продуктовая инновация. 

Процессная  продуктовая инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать при имеющейся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления. 
 

Функции инноваций 

Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства н реализации нововведений.

Сущность  категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в  данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в  новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса. 

Исходя  из этого можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции: 

♦ воспроизводственную; 

♦ инвестиционную; 

♦ стимулирующую. 

Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная  выручка, полученная от продажи инновации  на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации  и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для  извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация инноваций 

Среди встречающихся в экономической  литературе подходов к классификации  инноваций наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают разработки Г. Менша, Х. Фримена, А.И. Пригожина, а  также ряд коллективных исследований российских ученых, проведенных по зарубежным источникам. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным положением для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера, составившая основу его теории инновационного развития.

Совершенствуя свою теорию, Й. Шумпетер продолжал разрабатывать проблемы классификации нововведений. В вышедшей в 1939 г. работе «Конъюнктурные циклы» он выделил базисные и вторичные нововведения в каждом классе, использовав понятие «кластер» для определения какой-либо группы, совокупности нововведений, отличающейся целостностью, взаимообусловленностью, общностью технических, технологических, квалификационных, организационных и других характеристик. Важнейшим фактором, по мнению Й. Шумпетера, был все тот же предприниматель как носитель всякого прогресса, а его основной характеристикой - качества руководителя, обеспечивающие успех в принятии управленческих решений в процессе производственной и предпринимательской деятельности. Это положение и сейчас используется в концепции динамической личности предпринимателя и менеджера.

Традиционно, в самом общем виде, все инновации делятся на две основные категории - технологические и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относятся все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

 Инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относятся к нетехнологическим инновациям.

В научной  литературе существует множество подходов к раскрытию сущности классификационных  различий инноваций. Каждый из них отражает ту или иную сторону рассматриваемого объекта. Наиболее распространенным в работах отечественных и зарубежных исследований является предметный подход к классификации инноваций, выделяющий следующие виды:

•  продуктовые (product innovations) - новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления; 

•  процессные, которые, в свою очередь, делятся  на технологически (technological innovations) - новые  технологии производства продукции; организационно-управленческие (organizational-managerial innovations) - новые методы организации работ и управления производством и социальные. 

Достаточно  полную классификацию инноваций  предложил российский ученый А.И. Пригожий. 

1. По  распространенности:

•  единичные,

•  диффузные. 

2. По  месту в производственном цикле:

•  сырьевые,

•  обеспечивающие (связывающие),

•  продуктовые. 

3. По  преемственности:

  • замещающие,
  • отменяющие,
  • возвратные,
  • открывающие,
  • ретровведения.
 

4. По  охвату ожидаемой доли рынка:

•  локальные,

•  системные,

•  стратегические. 

5. По  инновационному потенциалу и  степени новизны:

•  радикальные,

•  комбинаторные,

•  совершенствующие. 

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Инновационная деятельность не ограничивается только деятельностью по освоению инноваций, но и предполагает содействие в реализации инновационного процесса, а именно - управленческую, инвестиционную и информационную деятельность.

На сегодняшний  день принципиальную сложность представляет отбор перспективных конкурентоспособных  предложений и их продвижение. Поэтому  возникла проблема разработки методов  и принципов такого отбора. Для её решения необходимо начинать с классификации инноваций, чтобы оценить научно-технический уровень инновации, её эффективность (коммерческая, народно-хозяйственная). 
 

Содержание  и структура инновационного процесса 

Наиболее  характерное определение инновации как процесса дано в работах Б.Санто: «Инновация - это такой общественный-технический-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий». Б.Санто также отмечает, что во всех случаях инновация означает новую инициативу, которая требует тем более глубоких изменений, чем сильнее она отклоняется от прежнего направления развития.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Аналогичное мнение высказывается и рядом  Санкт-Петербургских ученых. Во многом сходное мнение о сущности инновации  высказывается другим коллективом  авторов, которые определяют инновации  как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки.

Вышеозначенные  подходы, определяющие инновацию как результат инновационного процесса, на наш взгляд, являются достаточно обоснованными, но вместе с тем в приводимых определениях нововведения имеются некоторые погрешности и шероховатости. Так, в вышеназванных определениях инновации отождествляются с новой продукцией, технологией, новыми социальными услугами или новыми «потребительскими стоимостями», что, несомненно, является важнейшей составной частью содержания такого термина как инновация. Однако, наряду с приводимыми формами, инновация может выражаться в новых методах организации производственного процесса, сбыта готовой продукции, материально-технического снабжения, маркетинга и т.д., т.е. вне чисто технической стороны, связанной с производством продукции. Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта». Далеко не бесспорным является тезис о том, что «новшество внедряется с целью изменения объекта управления». На наш взгляд, целью изменения является достижение какого-то результата, а не сами изменения. Изменение является скорее средством достижения определенного результата.

В начале XX в. в экономической науке нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. После «великой депрессии» начала 30-х годов становится популярным среди американских менеджеров понятие «инновационная политика фирмы», а после Второй мировой войны она стала одним из важнейших элементов стратегии большинства фирм развитых капиталистических стран. В нашей стране проблематика нововведений на протяжении ряда лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП), где начал активно использоваться и сам термин «нововведение».

 Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation, буквальный перевод которого означает «введение новаций», т.е. процесс использования новшеств. С момента принятия к распространению новшество (novation) приобретает новое качество, становится нововведением (инновацией).

Инновация начинается с возникновения, замысла  генерации новой перспективной  идеи и воплощается в новый  товар, продукцию, технологию, новую  организационную форму с высоким  конечным результатом в виде эффекта завоевания рынка, увеличения прибыли

Важно подчеркнуть, что инновации - это  не только и не столько технические  новшества, но и интеллектуальные прорывы  в создании необходимых институтов, социальном и технологическом конструировании.

Инновация начинается с генерации новой, перспективной идеи и заканчивается моментом получения прибыли от её реализации на рынке.

Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных  и взаимообусловленных отдельных  элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

Итак, инновация  понимается нами как конечный результат  научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога и внедренный в производство. Иными словами, искомый результат представляет собой некое новшество. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. Благодаря нововведениям предприятие приобретает конкурентные преимущества, перепрофилируется на выпуск конкурентоспособной продукции, активизирует свою производственную деятельность.

Само  же новшество, т.е. научная, научно-техническая  разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность, как в конкретной экономике, так и в других областях.

Информация о работе Структура и содержание инновационного процесса