Стимулирование инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретическая часть………………………………………………….………. 7
1.1 Основные формы стимулирования инновационной деятельности……… 7
1.2 Зарубежный опыт стимулирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………………………………. 12
1.3 Цели стимулирования инновационной активности……………………… 14
1.4 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…… 16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………... 21
2.1 Краткая история создания и развития…………………………………….. 21
2.2 Организационная структура управления предприятием……………….. 23
2.3 Описание ассортимента…………………………………………………… 28
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия на основе концепции "4Р"……………………………………………………………………………… 30
2.5 Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы за 2008-2010 гг…………………………………………………………………… 33
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании. SWOT – анализ……….. 35
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………. 38
3.1. Анализ проблем организации инновационной деятельности на ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» и пути их решения………………………… 38
3.2 Создание отдела по инновационному развитию……………………….. 42
3.3 Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий …………………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………………. 48
Список используемой литературы…………………………………………… 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инновации моя.docx

— 157.76 Кб (Скачать)

 

 

Как мы можем видеть из таблицы 1.3 в 2009 году произошел резкий скачек по всем основным показателям: Объем выпускаемой продукции, прибыль от реализации, чистая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность продукции и другие показатели. Однако в 2010 году наметилась тенденция к снижению практически по всем показателям, за исключением себестоимости продукции, что говорит о высочайшем качестве продукции, и дополнительных затрат. Но, не смотря на этот факт, руководство «Русь Модерн» продолжает расширение фирмы, набираю новых сотрудников, из чего можно сделать вывод что у руководства далеко идущие планы в вопросе развития данного предприятия.

 

2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании. SWOT – анализ

Далее проведем оценку внутренней среды, а также анализ сильных, слабых сторон предприятия и возможных угроз, называемый SWOT – анализ.

Данный анализ акцентирует внимание на том, что стратегия предприятия  должна оптимально сочетать возможные  внешние угрозы и внутренние возможности  компании.

Таблица 4 – SWOT-анализ инновационной деятельности ПК «Русь модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.»

 

S

W

O

T

1

2

3

4

5

1

Ориентация только на инновационные виды товара.

Жесткое иерархическое построение структуры управления.

Децентрализация руководства и делегирование  управленческих полномочий.

Блокирование инновационных процессов  по пути к высшему звену руководства.

2

Применение современных технологий производства и техники.

Слабая маркетинговая деятельность.

Привлечение венчурных инвестиций.

Не защищенность интеллектуальной собственности фирмы.

3

Благоприятная среда для инвестиций.

Отсутствие патентоведчиской работы.

Оперативная переналадка оборудования, для производства новых видов  продукции.

Чрезмерный контроль на всех стадиях.

1

2

3

4

5

4

Высокая квалификация рабочего персонала.

Износ части основных производственных фондов

Повышение квалификации руководящего состава.

Мероприятия по развитию научно-технического прогресса воспринимаются как угроза корпоративным личным интересам

5

Создание собственной, уникальной продукции.

Старшее поколение не понимает необходимости инновационных преобразований.

Создание маркетингового и инновационного отдела.

Низкий спрос на инновационные  товары из-за плохой изученности рынка  и его потребностей.


 

 

Таблица  4.1 – Матрица («S») сильных сторон.

     Влияние на     

                организацию                                                 

 

Вероятность

Ураганное

 

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

3; 5

 

4

 

средняя

1

 

2

 

низкая

       

 

 

Таблица 4.2 – Матрица («W») слабых сторон.

     Влияние на     

                организацию                                                 

 

Вероятность

Ураганное

 

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

2

     

средняя

5

3

1

 

низкая

   

4

 

 

 

Таблица 4.3 – Матрица («О») возможностей

     Влияние на     

                организацию                                                 

 

Вероятность

Ураганное

 

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

 

3

   

средняя

4; 5

 

2

 

низкая

     

1


 

Таблица 4.4 – Матрица («Т») угроз

     Влияние на     

                организацию                                                 

 

Вероятность

Ураганное

 

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

4

     

средняя

 

1; 5

2

 

низкая

     

3


 

На основе данных SWOT анализы мы можем найти уязвимые места, существующие и потенциальные проблемы, а так же пути их решения или профилактики. Наметить пути дальнейшего развития фирмы и необходимые для этого мероприятия.

 

 

 

 

 

3. Разработка рекомендаций по  совершенствованию инновационной  деятельности на предприятии.

 

 

3.1. Анализ проблем организации инновационной деятельности на ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» и пути их решения

 

 

Предприятие ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» обладает линейно-функциональной структурой управления (Рисунок 1), которая характеризуется «шахтным» принципом построения и специализацией управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (производство, финансы, персонал и др.). По каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Линейно-функциональная структура управления нашла широкое  применение на промышленных предприятиях массового и крупносерийного  производства, где аппарат управления выполняет часто повторяющиеся  и не меняющиеся функции управления.

Организация представляет собой жесткое иерархическое построение, что не позволяет в полной мере развивать инновационную деятельность на предприятии. Необходимо создать особую форму инновационной и творческой активности – интеллектуальная самоуправляющаяся ассоциация, основанная на принципах:

  • организационного проектирования;
  • модульной специализации.

Кроме того, инвестиционная деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

1) техническое  перевооружение и реконструкция;

2) развитие  стендовой базы.

На сегодняшний  день на предприятии ПК «Русь модерн» отсутствует маркетинговый отдел, очень слабо проводятся маркетинговые исследования. Не ведется патентоведческая работа. В следствии чего возникает ряд проблем:

  • отсутствие полной и своевременной информации о потребностях рынка;
  • создание заведомо не рентабельной продукции;
  • упущенная прибыль из-за отсутствия патентных прав на собственные разработки (инновации);
  • снижение конкурентоспособности продукции, в виду ее «копирования»  основными конкурентами;
  • слабое расширение рынков сбыта, относительно малая доля новых клиентов;

Предприятие может начать развитие инновационной деятельности с установления тесной взаимосвязи с наемным патентоведом, а в дальнейшем создание патентного отдела на предприятии. Немедленно необходимо создания мощного маркетингового отдела, это поможет не только снизить потери, но и увеличить прибыль в будущем.

На предприятии  нет ориентации на децентрализацию  и самостоятельность подразделений, что не обеспечивает их маневренность, оперативность, множественность форм организации, разнообразие новых методов, технологий, продуктов и услуг, гибкость структур и методов управления.

Финансирование  проектов осуществляется только за счет внутренних ресурсов. Это говорит о том, что предприятие не развивает связей с инвесторами. При высокой адапитвности предприятия к запросам рынка главными барьерами, ограничивающими доступ конкурентов на рынок, выступают способность организации создавать конкурентные преимущества, в качестве которых должны выступать :

  • Научно – технический опыт фирмы;
  • Уровень и новизна технологий;
  • Патентная монополия;
  • Наличие исследовательской базы;
  • Высокая квалификация персонала.

 

Для инновационного процесса необходима опора на венчурный капитал, интегрированный  с многочисленными финансовыми, научными и государственными институтами. Это поможет фирме выйди на новый уровень в производстве и реализации продукции.

На предприятии  не сознаются условия для работы и привлечения высококвалифицированных  сотрудников. Заработная плата не является мотивирующей для привлечения молодого потенциала.

В процветании  ПК «Русь модерн» решающую роль должен играть приоритет ценностей, творческого подхода, инновационного развития, который должен сопровождаться профессиональным ростом и повышением престижа трудовой деятельности.

В ситуациях, связанных с организацией и управлением  мероприятий по развитию научно-технического прогресса рабочие и служащие зачастую воспринимают их не столько  как шанс, сколько как угрозу корпоративным  личным интересам. Сопротивление инновациям обусловливается широким кругом причин. В их числе:

  • социальной политике,
  • давление внешней среды со стороны поставщиков и потребителей,
  • ограниченность финансовых ресурсов,
  • краткосрочный коммерческий интерес.

Социальная  обстановка такова, что старшее поколение  не понимает всей необходимости осуществления  инновационных преобразований на предприятии. Поэтому, необходимо не только привлекать молодые кадры, но и проводить «воспитательные» работы среди коллектива и объяснять всю необходимость внесения изменений. Молодые кадры необходимо обучать и организовывать курсы по повышению квалификации, особенно для руководящего состава. В этой связи можно использовать разработанную Международной организацией труда модульную систему. Внедрив данную систему на производство можно сэкономить время и средства на переобучение кадров. Таким образом нововведения будут внедрятся на производство быстрее.

Руководство организации стремится применять  жесткий тоталитарный контроль, что  приносит больше вреда, нежели пользы. Наибольший эффект даст ориентация на гибкие партнерские связи.

Гибкость  методов управленческого воздействия должна распространяться на большинство функций управления (планирование, мотивация, контроль и координация), а также на объекты управления.

В основу инновационного производства должны лечь гибкость, изменчивость и адаптивность систем, переналаживаемость и перепрофилирование производственных мощностей.

Гибкость  и изменчивость технологий необходимо сочетать с возможностью организации  производства по горизонтали на основе параллельного функционирования различных  стадий инновационного процесса.

На предприятии  существует проблема износа основных производственных фондов. Ежегодно, на обновление станочной базы предприятие  вкладывает большие средства, но все  же этого не достаточно. Около 20% всего оборудования на предприятии являются устаревшими.

В общем  виде свойства инновационной организации  после внесений изменений можно  представить в следующем виде схемы (рис.2).

 

Рис. 2 Свойства инновационной организации будущего ПК «Русь модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.»

Сегодня перед Россией стоит очень  сложная и масштабная задача - инновационное  развитие. Предприятиям необходимо точно  также проектировать, как и любую  систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход организаций в это  состояние, определить необходимые  ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только в этом случае можно рассчитывать на успех и на высокие результаты в международном сотрудничестве.

 

3.2 Создание отдела по  инновационному развитию

Информация о работе Стимулирование инновационной деятельности на предприятии