Стимулирование инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретическая часть………………………………………………….………. 7
1.1 Основные формы стимулирования инновационной деятельности……… 7
1.2 Зарубежный опыт стимулирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………………………………. 12
1.3 Цели стимулирования инновационной активности……………………… 14
1.4 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…… 16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………... 21
2.1 Краткая история создания и развития…………………………………….. 21
2.2 Организационная структура управления предприятием……………….. 23
2.3 Описание ассортимента…………………………………………………… 28
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия на основе концепции "4Р"……………………………………………………………………………… 30
2.5 Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы за 2008-2010 гг…………………………………………………………………… 33
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании. SWOT – анализ……….. 35
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………. 38
3.1. Анализ проблем организации инновационной деятельности на ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» и пути их решения………………………… 38
3.2 Создание отдела по инновационному развитию……………………….. 42
3.3 Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий …………………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………………. 48
Список используемой литературы…………………………………………… 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инновации моя.docx

— 157.76 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет (КубГТУ)

 

Кафедра производственного и регионального менеджмента

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

На тему: «Стимулирование инновационной деятельности на предприятии»

(на примере  ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебедкин  В.Д.»)

 

Выполнил студент группы 4 курса

Соколов Данил

Работа допущена к защите__________________________

Руководитель курсовой работы,

Профессор Беляев Юрий Михайлович

Защищена ___________________ оценка ___________________________

Члены комиссии ___________________________

                             ___________________________

 

 

 

 

 

Краснодар

2011

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет

(КубГТУ)

 

Кафедра производственного и регионального менеджмента

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

По специальности    080507 – Менеджмент организации

Студенту                   Соколову Данилу

 

Тема  курсовой работы: «Стимулирование инновационной деятельности на предприятии» (на примере ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.»)

 

Руководитель  курсового проектирования,

Профессор Беляев Юрий Михайлович

 

Срок представления 

завершенной курсовой работы руководителю – «__»___________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Курсовая  работа 51 страниц, 2 рисунок, 8 таблицы, 23 источника.

Тема: «Стимулирование инновационной деятельности на предприятии ПК «Русь модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.» »

Объект: ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебедкин  В.Д.»

Цель: Анализ инновационной деятельности на предприятии ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.» выявление слабых сторон, определение проблем и путей их решения.

Изучены теоретические вопросы новаторской деятельности в России и за рубежом. Дана характеристика объекта работы, проанализированы основные технико-экономические показатели и инновационной деятельность компании. Проведен анализ предполагаемых потребителей. Были оценены основные конкуренты и конкурентная среда на рынке.

Сформулированы  предложения по разработке и внедрению новой управленческой структуры, новаторской и стимулирующей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………   5

1 Теоретическая часть………………………………………………….……….   7

1.1 Основные формы стимулирования  инновационной деятельности………  7

1.2 Зарубежный опыт стимулирования  научно-технической и инновационной  деятельности……………………………………………………………………. 12

1.3 Цели стимулирования инновационной  активности……………………… 14

1.4 Оценка эффективности организации  инновационной деятельности…… 16

2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………... 21

2.1 Краткая история создания  и развития…………………………………….. 21

2.2 Организационная структура управления  предприятием……………….. 23

2.3 Описание ассортимента…………………………………………………… 28

2.4 Анализ конкурентоспособности  предприятия на основе концепции  "4Р"……………………………………………………………………………… 30

2.5 Анализ технико-экономических  показателей деятельности фирмы  за 2008-2010 гг……………………………………………………………………   33

2.6 Анализ сильных и слабых  сторон компании. SWOT – анализ………..     35

3. Разработка рекомендаций по  совершенствованию инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………. 38

3.1. Анализ проблем организации  инновационной деятельности на  ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» и пути их решения…………………………  38

3.2 Создание отдела по инновационному  развитию………………………..   42

3.3 Обоснование экономической эффективности  предложенных  мероприятий …………………………………………………………………… 45

Заключение…………………………………………………………………….  48

Список используемой литературы…………………………………………… 50

 

 

 

 

 

Введение

 

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного  противостояния субъектов хозяйственной  деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная  деятельность предприятия. Мировая  практика показывает, что успеха достигает  не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а  тот, кто выходит на рынок с  новой, как минимум, модифицированной продукцией.

Смена поколений  продукции происходит с явным  ускорением.

Конкурентные  преимущества в существенной мере достигаются  в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы  из некоторого исходного состояния  к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся как к народному хозяйству в целом, так и к отдельным субъектам бизнеса или их группам. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства. Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних или малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наибольшие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого достаточно ограничены. Этим определяется и характер инновационной деятельности в малом бизнесе, её процессная или продуктовая направленность.

Оценивая  роль малого и среднего бизнеса в  национальной экономике, следует установить необходимость и возможность  его инновационного развития. Инновационные  процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса в современных условиях. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.

Вместе  с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы  планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными  являются вопросы о характере  инноваций по содержанию и масштабам  применительно к субъектам малого и среднего бизнеса, о роли информационной составляющей в развитии предприятий, возможности и целесообразности объединения усилий субъектов в  интересах локальных и масштабных задач, о методическом инструментарии организации и стимулирования инновационной  деятельности предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическая часть

 

1.1 Основные формы стимулирования инновационной деятельности

 

В развитых и динамично развивающихся странах  широко применяются различные меры государственного стимулирования инновационной  деятельности в малом и среднем  бизнесе. В их числе законодательные, финансовые, налоговые, имущественные  механизмы стимулирования и поддержки  малых предприятий, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Наряду  с этим широко используются возможности  организационного, консультационного  и научно-технического взаимодействия крупных предприятий, высших учебных  заведений и исследовательских  центров с инновационными малыми предприятиями в целях ускоренной реализации новых разработок и их дальнейшей успешной коммерциализации.

В мировой  практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной  деятельности в секторе малого бизнеса:

- создание  специальных национальных программ  конкурсной поддержки малых инновационных  предприятий, работающих по государственной  научно-технической тематике (США;  Япония; Германия; Франция и др.);

- прямое  финансирование (субсидии, займы), которые  достигают 50% расходов на создание  новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

- предоставление  ссуд, в том числе без выплаты  процентов (Швеция);

- дотации  (практически во всех развитых  странах);

- создание  фондов внедрения инноваций с  учетом возможного риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

- создание  частных инвестиционных и венчурных  фондов для финансирования инновационных  проектов (практически во всех  развитых и развивающихся странах);

- безвозмездные  ссуды, достигающие 50% затрат на  внедрение новшеств (Германия);

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США, Япония и др. страны);

- отсрочка  уплаты пошлин или освобождение  от них, если изобретение касается  экономии энергии (Австрия);

- предоставление  ряда льгот и преференций, способствующих  активизации взаимодействия малых  предприятий, НИИ, университетов  и крупных предприятий при  реализации инновационных проектов;

- бесплатное  ведение делопроизводства по  заявкам индивидуальных изобретателей,  бесплатные услуги патентных  поверенных, освобождение от уплаты  пошлин (Нидерланды, Германия и Япония).

Кроме того, во многих странах одним из важнейших  финансовых инструментов поддержки  инновационных МСП, являются государственные  контракты от различных правительственных  организаций на проведение НИОКР. Такие  контракты предполагают тщательное согласование всех основных характеристик  инновационных проектов, ожидаемые  результаты, сроки исполнения и необходимые  затраты. Обычно сумма предполагаемых затрат фиксируется до начала работ, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и  субвенции обычно предоставляются  для поддержки радикальных и  рисковых проектов, реализуемых инновационными МП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных  НИОКР. Государственные контракты  обязательно предусматривают следующие  важнейшие требования:

- получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;

- предоставление заказчиком необходимого исполнителю кредитования на весь период выполнения работ;

- гарантии  заказчика на приобретение будущих  результатов работы исполнителя.

Наиболее  эффективной и распространенной в последние два десятилетия  частной формой интенсификации инновационной  деятельности в условиях рыночной экономики  является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных  с большим риском. Венчурная деятельность направлена на временное объединение  капиталов нескольких юридических  и (или) физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и  эффективных предприятий по доводке  и коммерческой реализации отдельных  инновационных проектов. После успешного  завершения таких проектов эти предприятия  либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные  продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают  активную предпринимательскую деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Сущность венчурной деятельности в  инновационной сфере заключается  в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и  интеллектуальным потенциалом с  целью возможного получения в  будущем прибыли от реализации инновационных  идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. Обобщающим показателем самых различных  форм риска является финансовый риск предпринимателя и инвесторов, оцениваемый  возможными потерями в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Основными  составляющими этой деятельности являются венчурное финансирование, поиск перспективных инновационных идей и предпринимателей, способных их реализовать и успешно коммерциализировать. Поэтому венчурный капитал чаще всего направляется в те отрасли, где проявляется возможность быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль. Примером может служить: компьютеризация управления, информационные технологии, создание носителей электронной информации (CD, DVD, flash и др.), мобильные средства связи, жидкокристаллические мониторы, средства скоростного доступа в Интернет и др.

Жесткая экономическая логика потребовала  применения таких организационно-управленческих решений, которые должны способствовать реализации многообещающих, но рискованных  инновационных проектов и их дальнейшей коммерциализации и позволили бы минимизировать финансовый риск отдельных  инвесторов, сохранив при этом их заинтересованность в достижении поставленных целей. Этот подход материализовался в конечном итоге в венчурных механизмах финансирования предпринимательских  инновационных проектов. Венчурное  финансирование сводится к способствованию  роста конкретного инновационного бизнеса путем предоставления определенных денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий  пакет акций. Принципиальной особенностью венчурного инвестирования является то, что распорядитель венчурного фонда, не вкладывая собственные средства в акции приобретаемой инновационной  компании, является посредником между  синдицированными (коллективными) инвесторами  и предпринимателем. Распорядитель  фонда или венчурный капиталист самостоятельно принимает решение  о выборе того или иного объекта  для инвестирования, он участвует  в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению деловой активности фонда. Однако окончательное  решение о финансировании той  или иной инновационной компании принимает инвестиционный комитет  фонда, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге получаемая венчурным фондом прибыль принадлежит только инвесторам, а не распорядителю фонда, который имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.

Информация о работе Стимулирование инновационной деятельности на предприятии