Современные информационные компьютерные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………... 1
2. Понятие информационной технологии………………………………………………….. 1-3
3. Современные информационные технологии и их виды……………………………….. 3-9
4. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения…………………………………………………………………………………. 9-13
5. Заключение…………………………………………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Актуальным на сегодняшний день остается вопрос терминологии – происходит путаница понятий, а ведь близкие по смыслу и пересекающиеся понятия не являются идентичными. Самым объемлющим термином является информационные технологии (ИТ). В широком смысле он подразумевает под собой способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании ИТ выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею. Вообще значение разнообразных социальных технологий, в том числе информационных, по мере развития общества все возрастает. Связано это с технологизацией человеческой деятельности, а технология, будучи включенной в систему общественных отношений, становится фактором различных социальных модификаций и трансформаций, влияя на разнообразные структуры и подсистемы общества.

    К ИТ относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Собственно интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась "вручную". Так, изобретение печатного станка (традиционной ИТ), хотя и расценивается как революционный переворот в системе существовавших способов социального наследования, так как дало возможность безграничного роста производства "бумажной" информации и механизма ее размножения, но не затронуло способов переработки и использования информации, которые по-прежнему зависели от физиологических данных человека. Именно это свойство книгопечатания и породило противоречие между возможностями накопления информации и возможностями ее переработки и использования. Специфика же современных ИТ заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ является компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии. В отличие от всех других технологий, реализуемых исключительно в сфере материального производства и предметной деятельности, и, соответственно, лишь опосредованно влияющих на духовную деятельность, современные ИТ являются культурогенными и гносеогенными. Реализуя свою культурогенную функцию, современные ИТ, проникая во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание, оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.

    Возникновение современных ИТ имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, то есть программных продуктов и комплекса научных дисциплин, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества. Следовательно, роль современных ИТ не сводится к чисто количественным показателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ - радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества.

    В связи с выше данным определением следует определить когнитивные информационные технологии – как технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека, таких как воображение и ассоциативное мышление.

    В узком смысле информационная технология (теория обработки информации) [information technology] – это система методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку отображение и выдачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Можно выделить, что информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

  • предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные (информация);
  • целью процесса является получение информации;
  • средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
  • процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
  • выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
  • критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

    Более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации. Основными принципами компьютерных технологий являются:

  • наличие дружественного интерфейса в работе пользователя и компьютера;
  • интерактивный режим работы с компьютером (интерактивность – это   обеспечение возможности взаимодействия компьютерной программы и человека, возможности диалога “партнеров” в решении определенной задачи);
  • качественная индивидуализация;
  • интегрированность программных продуктов;
  • гибкость процесса изменения постановок задач и данных.

    Нельзя не дать определение такому важному понятию как инструментарий информационной технологии – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы с которыми позволяет достичь создателем или пользователем данного продукта поставленную цель.

    Проанализировав ряд работ, попытаемся дать типизацию инструментария информационных технологий и выделим следующие виды программного обеспечения находящие своё применение в специальном образовании (Таблица I).

    Исходя из имеющихся, разрабатываемых и теоретически обоснованных программных продуктов, можно обозначить основные области, где информационные технологии становятся важным инструментом и находят своё применение (Таблица II).  

Инструмент диагностики Инструмент обучения детей Инструмент  социальной и трудовой адаптация Инструмент педагога и психолога
Комплексное обследование для установления вида и степени дисфункции

(экспертные  системы и системы диагностики)

Развивающие программы  как средство познавательно – исследовательской деятельности.

Коррекционные технологии.

Извлечение  информации для своих нужд (Интернет и телекоммуникационные технологии), досуговая среда развития и обучения и достижения социальной полноценности Инструмент  получения (тесты) и накопления психолого – медико – педагогического опыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры и школы),

объект  обучения,

Ранняя  диагностика и обследования детей  различными специалистами Освоение пользовательских азов и специальных программ (screen reader, jaws,) ЭВМ – посредник - вспомогательное средство установки коммуникативного контакта, средство обеспечения канала связи с внешним миром Профессиональная  реабилитация Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов.
Выявление влияния обучения на развитие ребенка Индивидуализация  в рамках группового обучения   Инструмент  связи педагогики и психологии Интеграция информатики и специальной педагогики

 

  Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умение использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ИТ.

    Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

    • большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
    • интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается их работоспособность, активизируется познавательная деятельность;
    • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
    • создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку.
    • учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами.
    • качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений.
    • возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей.
    • изменение ситуации взаимодействия: учитель – ученик, ситуация меняется на: учитель + ученик – компьютер – происходит смена акцента взаимодействия.
    • насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

    Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

    С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

    Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

     Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

    Таким образом, была так же сделана попытка уточнить терминологию, связанную с использованием информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями; сделать обзор программного обеспечения и областей их применения в системе современного специального образования. Данные вопросы было важно уточнить, так как непонимание терминологии влечет за собой проблемы в конструктивном сотрудничестве между учеными, педагогами и психологами ведущими свои разработки в области применения ИТ в специальном образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные информационные компьютерные технологии