Роль информации и информационных технологий в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики. В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Без них экономика и отдельно взятых предприятий, и целого государства будет оставаться среди отстающих.

Содержание

Введение с.3
Глава 1 Сущность информации и информационных технологий
1.1 Информация как экономический ресурс с. 5
1.2 Понятие информационных технологий в экономике с. 7
1.3 Значение информации и информационных технологий в экономике с. 9
Глава 2 Современные информационные технологии: особенности и
направления развития.
2.1 Классификация информационных технологий (ИТ) в экономике с.13
2.2 Реализация ИТ в экономике с.15
2.3 Направления и тенденции развития ИТ в мире с.18
Глава 3 Особенности развития информационных технологий в экономике России
3.1 Развитие отрасли ИТ в России с.21
3.2 Информационные технологии в сфере государственных услуг с.24
3.3 Проблемы развития информационных технологий и пути их решения с.26
3.4 Направления развития международного сотрудничества в сфере информационных технологий с.29
Заключение с.31
Список литературы с.33

Работа содержит 1 файл

курсоваяя работа.docx

— 482.00 Кб (Скачать)

     2) увеличением объемов передаваемых  организациями сторонним специализированным  компаниям заказов, связанных  с развитием и обслуживанием  используемых ИТ, в результате  роста дефицита квалифицированных  кадров в этой сфере и стремления  многих компаний сократить затраты  и сконцентрироваться на основных  направлениях своей деятельности.

     К основным тенденциям развития мирового рынка ИТ относится также уменьшение доли продаж компьютерного оборудования и комплектующих в его общем  объеме и опережающий рост объемов  продаж услуг в сфере ИТ по отношению  к программным продуктам. Уменьшение затрат на приобретение компьютерного  оборудования является следствием снижения спроса потребителей на технику с  улучшенными функциональными и  эксплуатационными характеристиками, так как ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей. Увеличение доли услуг в структуре мирового рынка ИТ происходит в результате роста комплексности и сложности  используемых ИТ-систем, требующих  не только значительных затрат на их установку  и развитие, но и наличия у персонала  уникальных технических навыков  по их повседневному обслуживанию и  администрированию. Привлечение сторонних  организаций для передачи им функций, связанных с ведением и обслуживанием  ИТ-систем и инфраструктуры, также  является важным фактором увеличения объема рынка услуг в сфере  ИТ.

     Другим  характерным явлением на рынке ИТ является перемещение производства из развитых стран в страны, характеризующиеся  низкой стоимостью труда и благоприятными условиями налогообложения, что  особенно актуально для производства программного обеспечения, не требующего создания сложной инфраструктуры. Наличие  во многих странах развитой и доступной  для широкого круга компаний телекоммуникационной инфраструктуры позволяет обеспечить удаленное предоставление услуг  в этой сфере, в том числе зарубежным компаниям.14

     12 апреля 2011 г. Всемирный экономический  форум (ВЭФ) опубликовал рейтинг  стран по развитию информационных  технологий в 2010 – 2011 гг. Лидерами  продолжают оставаться Швеция  и Сингапур. Третье место заняла  Финляндия, замыкают пятерку Швейцария  и США. 

     В первую десятку лидеров рейтинга входят почти все скандинавские  страны, включая Данию (7) и Норвегию (9), но за исключением Исландии (16 место). Экономики «Азиатских тигров» следуют  за Сингапуром и продолжают расти  в рейтинге: Тайвань и Корея  улучшают свои позиции на 5 мест каждая (до 6 и 10, соответственно), близко к лидерам  находится и Гонконг (12). Китай, после  нескольких последовательных лет быстрого развития, занял в рейтинге 36 место.

     Китай развивает ИТ успешнее всех остальных стран БРИК, и опережает Индию (48), Бразилию (56) и Россию (77), отмечается в отчете ВЭФ.

     Россия, по данным отчета, поднялась в рейтинге на 3 позиции. К сильным сторонам страны относится благоприятная  среда для развития ИТ-инфраструктуры (42 место), а также достаточно высокий  уровень готовности населения к  использованию ИКТ (59 место) и непосредственного  использования ИКТ населением (55 место).

     В то же время, ряд проблем препятствуют распространению ИТ: в том числе  неразвитый рынок (118 место), законодательное  регулирование (111 место), низкие уровни готовности к использованию ИТ и  непосредственного использования  ИКТ со стороны бизнеса и госсектора. Индекс развитости ИТ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей  компаний. Всего в рейтинге ВЭФ  исследуются 138 стран.15

     В отличие от традиционных отраслей производства, в которых международное разделение труда уже сложилось, формирование мировой инфраструктуры отрасли  ИТ еще не закончено, что оставляет  России возможность значительно  увеличить свою долю на этом рынке. 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

    1. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ИТ В РОССИИ

     Формирование  российского сектора ИТ фактически началось 15 лет назад одновременно со становлением рыночной экономики. Период жесткого регулирования рынка телекоммуникаций, когда расширение спроса во всех его  сегментах опиралось на стихийно формировавшиеся экономические  стимулы, завершился после финансового  кризиса 1998 г., который на время ограничил  темпы роста отрасли. Концепция  развития российского телекоммуникационного рынка, принятая в 2000г., и оптимизация регулирования его отдельных сегментов дали рынку новый толчок, а экономический рост расширил внутренний спрос на телекоммуникационные услуги. В результате темпы прироста отрасли значительно превышали показатели промышленных отраслей.

     Для Российской Федерации опережающее  развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики  и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления.

     К благоприятным факторам развития российского  рынка ИТ относятся продолжающийся экономический рост и высокий  базовый уровень образования  населения. Экономический подъем, рост управленческой культуры и появление  у компаний свободных инвестиционных ресурсов приводит к увеличению доли корпоративных расходов на реализацию масштабных проектов внедрения ИТ в  общей структуре затрат. Высокий  уровень образования значительной части населения является важным ресурсом обеспечения потребностей отрасли в квалифицированных  специалистах и пользователях в  сфере ИТ.16

     Этими факторами и обусловлен стремительный  рост внутреннего спроса на ИТ в  России. Темпы роста в российской отрасли информационных технологий с 2000 года ежегодно превышают темпы  роста экономики страны в среднем  в 4 раза. В 2006 году объем отрасли  вырос на 20 процентов по отношению  к 2005 году и превысил 1 трлн. 160 млрд. рублей. В рейтинге развития информационных технологий в 2010-2011 годах Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия занимает 77-е место из 138 стран. Возглавляют рейтинг Швеция и Сингапур, 3-е место занимает Финляндия, 4-е - у Швейцарии и 5-е - у США.

     Согласно  данным исследования, в 2010 году IT-отрасль возобновила рост, но еще не достигла докризисного уровня. По оценкам экспертов "РИА-Аналитика", после падения в 2009 году на 12-14%, рост отечественного IT-рынка в 2010 году составил 13-15% - до уровня 570-580 миллиардов рублей. Прогноз темпов роста IT-рынка в 2011 году – 15-20%.  Посткризисное оживление российской экономики в первую очередь отразилось на ведущих компаниях, которые смогли увеличить свою долю рынка за счет налаженного доступа к государственным и окологосударственным проектам (Приложение 5). К 2010 году реализация государственной политики в области ИКТ позволила обеспечить повышение плотности телефонной сети в полтора раза, увеличить обеспеченность населения компьютерами с 10 до 43 на 100 человек, долю пользователей сети Интернет  - с 15 до 45 процентов, долю отрасли ИТ в структуре ВВП  - с 5 до 10 процентов. Это также позволило добиться роста доли ИТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов.

     Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы рынка ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента объема всего ВВП  России. Для сравнения, в США объем  рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов и составляет более 5 процентов от ВВП. При этом в общей структуре  российского рынка импортное  аппаратно-технологическое обеспечение  составляет львиную долю, в то время  как рынок услуг ИТ составляет лишь 30 процентов, а рынок программных  продуктов – 14 процентов от общего объема.

     На  экспорт в настоящее время  приходится всего 14 процентов объема российского рынка ИТ. Для сравнения, в других странах, имеющих динамично  развивающиеся отрасли ИТ, доля экспорта преобладает в общей структуре  и составляет, например, 70 процентов  в Израиле и 80 процентов в Индии.

     Значительный  рост экономики России в последние  годы, либерализация условий экономической  деятельности предприятий ведут  к активной интеграции российской экономики  в мировую, участию в глобализации экономических процессов, а главное  – участию в новой экономике  глобального информационного общества. Информационные технологии и связь  становится теми элементами, которые  не только объединяют огромную территорию России, но и объединяют людей. Неразрывность  государственного информационного  пространства, доступ максимального числа граждан к информации, информационному обмену  - это залог не только экономического и социального развития, но и государственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности. 17

     Активным  потребителем продукции и услуг  в сфере ИТ в Российской Федерации  является государство. Как и в  развитых странах, доля спроса со стороны  государства в течение последних 5 лет на российском рынке ИТ достигала 30 процентов, что стало существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько  крупных компаний, находящихся под  контролем государства (ОАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Активным источником спроса на рынке ИТ являются также  предприятия финансовой и нефтегазовой отрасли, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают  по объемам расходов на ИТ.18

     Российский  рынок ИТ ждет изменение структуры  и рост объема Российский рынок ИТ кардинально отличается от соответствующих рынков развитых стран по структуре и объему (Приложение 6).

 • Рынок ИТ в России в 2009 году (ситуация кардинально не изменилась в 2010 г. По оценкам Аналитического департамента Банка Москвы) составлял лишь 1.2 % от ВВП, что является крайне низким показателем по сравнению со странами Западной Европы (2.8 %) и по миру в целом (2.5 %).

 •   Структура рынка в России отличается высокой долей «компьютерного оборудования» (55 %). При этом в странах Западной Европы половину рынка составляют ИТ-услуги, а доля «железа» лишь немногим превышает 30 %.

 • Российский рынок ИТ является неконсолидированным. Доля лидера рынка – IBS Group – составляет 6-7 %. Вышеуказанная структура и объем российского рынка ИТ говорят о высоком потенциале роста данного сектора. Причем, опережающими темпами будут увеличиваться сегменты ИТ-услуг и разработки программного обеспечения..

     Таким образом, отечественный рынок ИТ отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран. Такое положение вызвано общеэкономическими причинами: последствием спада производства в 1990-х годах, неготовностью многих предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низким уровнем материального благосостояния основной части населения. Вместе с тем, развитие отрасли ИТ в России сдерживается дополнительно целым рядом других барьеров. Прогноз развития российского ИТ-рынка 2010-2015 год представлен в Приложении 7. 

    1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УСЛУГ

     Необходимо  отметить, что в последние годы в России предпринимаются меры по активизации использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения  эффективности и качества государственных  и муниципальных услуг. Мировой  опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет  гражданам и бизнесу доступ к  высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость  этих услуг.

      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 25 декабря 2007 года № 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям" признано необходимым обеспечить с 1 января 2008 года переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). Создание технических компонент ОГИЦ осуществляется Мининформсвязи России и Росинформтехнологии в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)".Основными целями создания ОГИЦ являются:

  • оптимизация взаимодействия органов государственной власти друг с другом, с населением и организациями на базе высокотехнологичных сервисов;
  • обеспечение регламентированного и свободного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими услугах;
  • обеспечение дистанционного оказания государственных услуг на базе сведений, содержащихся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления.

Информация о работе Роль информации и информационных технологий в современной экономике