Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:15, реферат
Сейчас очевидно, что решение перечисленных проблем, равно как и создание эффективных реакторов-размножителей на быстрых нейтронах, генерирующих дополнительные объемы ядерного топлива и способных, как следовало из оптимистичных прогнозов 60—70-х гг., к началу следующего столетия снять с повестки дня проблему топливообеспечения атомной энергетики, потребует неопределенно длительного периода времени. В этой связи интенсификация усилий отдельных стран и международных организаций по созданию и масштабному внедрению экономически конкурентоспособных и экологически чистых энергоустановок, базирующихся на возобновляемых источниках энергии ВИЭ), представляется очень актуальной.
Важнейшим направлением деятельности ADEME является разработка рекомендаций для Правительства по улучшению законодательно-правовых и финансово-экономических условий развития ВИЭ в стране.
В качестве недавнего примера успешной деятельности ADEME в сфере продвижения ВИЭ можно отметить отбор проектов, предусматривающих расширение использования дров для энергетических нужд. В результате было отобрано 18 проектов, на реализацию которых было выделено около 15 млн. долл. бюджетных средств на 1995—1998 гг., что составило примерно 15 % от планируемых суммарных инвестиционных затрат.
Решение технико-экономических
проблем развития ВИЭ в значительной
степени зависит от интенсивности
и масштабов научно-
В США основным заказчиком
НИОКР в сфере ВИЭ является
Министерство энергетики, причем значительная
часть выделяемых им средств направляется
на фундаментальные исследования в
таких отраслях, как аэродинамика,
физика твердого тела, процессы горения,
ферментация. Результаты этих исследований
содействовали решению многих технологических
проблем в ветроэнергетике, фотоэлектричестве,
геотермальной энергии и
Одна из крупнейших программ НИОКР Министерства энергетики США связана с использованием биомассы для производства моторного топлива. По мнению разработчиков этой программы, партнерство Правительства США с частным сектором в этой области должно позволить увеличить выработку жидкого моторного топлива из сельскохозяйственных, лесных и промышленных отходов к 2020 г. более чем в 80 раз по сравнению с современным уровнем, за счет чего годовое замещение импортной нефти составит около 44 млн. т.
Результаты НИОКР уже в ближайшие годы способны привести к снижению себестоимости производства электроэнергии на высокотемпературных геотермальных электростанциях на 20 %, а на ГеоТЭС, работающих на среднетемпературных геотермальных источниках,—на 40 %. Это поможет промышленности увеличить к 2000 г. мощность геотермальных станций США до 4 млн. кВт. Важную роль Министерство энергетики США играет и в стимулировании развития рынков сбыта для установок на ВИЭ.
В целом по странам-членам
МЭА бюджетные ассигнования на НИОКР
в сфере ВИЭ составляют в настоящее
время порядка 8 % от общего объема государственного
финансирования НИОКР в энергетическом
секторе. Этот показатель сопоставим с
уровнем государственных
Таблица 2
Государственное финансирование
НИОКР в сфере ВИЭ в странах-
млн. долл. (в ценах 1994 г.)
1983 г. |
1986 г. |
1989 г. |
1991 г. |
1993 г. |
1994 г. | |
Всего в странах МЭА, |
1046,2 |
662,7 |
569,5 |
638,3 |
711,4 |
703,0 |
В том числе | ||||||
США |
383,4 |
210,4 |
131,3 |
160,8 |
215,4 |
274,0 |
Япония |
225,2 |
179,8 |
144,8 |
140,4 |
139,4 |
128,2 |
Канада |
60,8 |
18,2 |
11,7 |
9,3 |
9,6 |
8,8 |
Германия |
94,3 |
63,9 |
93,9 |
122,2 |
142,2 |
98,5 |
Швеция |
54,3 |
24,1 |
20,1 |
11,3 |
13,7 |
15,3 |
Италия |
48,8 |
41,3 |
40,5 |
35,4 |
26,1 |
40,9 |
Великобритания |
28,6 |
22,1 |
27,0 |
28,9 |
23,7 |
16,8 |
Данные табл. 2 свидетельствуют
о том, что за период с 1983 по 1994 г.
государственные ассигнования на работы
в области возобновляемых источников
в большинстве ведущих
Приоритетной статьей расходов в структуре государственного финансирования странами-членами МЭА на НИОКР в сфере ВИЭ на протяжении целого ряда лет остаются расходы на развитие солнечной энергетики, доля которых в 1994 г. составляла 67,5 %. Динамика бюджетных расходов по различным направлениям развития ВИЭ в странах-членах МЭА приведена в табл. 3.
Таблица 3
Основные статьи государственных
расходов на НИОКР в сфере ВИЗ
в странах МЭА в 1983—1994 гг.
1983 г. |
1986 г. |
1989 г. |
1991 г. |
1993 г. |
1994 г. | |
Всего, млн долл. в ценах 1994 г. |
1046,2 |
662,7 |
569,5 |
638,3 |
711,4 |
703,0 |
В том числе | ||||||
солнечная энергия |
463,7 |
322,4 |
286,4 |
327,2 |
448,1 |
474,5 |
ветровая энергия |
118,5 |
86,4 |
81,0 |
88,3 |
82,5 |
65,9 |
энергия океанских течений |
34 |
11,8 |
10,3 |
10,9 |
4,2 |
3,1 |
биомасса |
197,5 |
115,7 |
91,9 |
101,6 |
83,7 |
81,0 |
геотермальная энергия |
232,7 |
126,5 |
99,9 |
106,1 |
84,2 |
69,6 |
гидростанции (установки единичной мощности >10 МВТ) |
— |
— |
— |
3,5 |
7,3 |
7,6 |
малые ГЭС(< 10 МВТ) |
— |
— |
— |
0,6 |
1,4 |
1,1 |
Снижение объемов
Важное значение приобретает финансирование НИОКР и демонстрационных проектов различными существующими международными организациями, такими как «Глобальный экологический фонд», «TACIS», «USAID» и другие. Целесообразно рассмотреть вопрос создания нового международного «Солнечного фонда» под эгидой ЮНЕСКО.
В настоящее время субсидии в традиционную энергетику в мире ежегодно составляют многие миллиарды долларов. Это приводит к тому, что цена на энергию для огромного числа ее потребителей оказывается ниже полных затрат на ее производство, передачу и распределение. Основными негативными результатами такой политики являются неэффективное, а зачастую и просто расточительное использование энергии на конечной Стадии ее потребления и сдерживание темпов экономически обоснованного расширения использования ВИЭ.
Рекомендации по улучшению
финансового климата в сфере
ВИЭ были разработаны Мировым
Энергетическим Советом, который считает,
что для повышения их экономической
конкурентоспособности
В части инвестиционной поддержки
важна роль государства, которое
может взять на себя инициативы по
аккумулированию и привлечению
необходимого капитала. Хорошие перспективы
видятся в создании целевых инвестиционных
компаний (ИК) по внедрению ВИЭ. Участие
государства в таких компаниях
в качестве учредителя является весьма
желательным обстоятельством в
качестве фактора надежности и демонстрации
государственной
В настоящее время большую заинтересованность в создании ИЭСК проявляет Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР), который рассматривает ИЭСК как основную форму поддержки энергосберегающих проектов в странах Восточной Европы и СНГ. В этой связи представляет интерес обращение Директора Департамента Энергосбережения ЕБРР Жамэ от 10.04.96 к министру науки и технической политики РФ Б. Салтыкову с предложением о создании в России ИЭСК по инвестированию в проекты по ВИЭ и энергоэффективности.
Значительная часть уставного
капитала ИЭСК должна формироваться
коммерческими банками с
Говоря о прямом участии государства в формировании уставного капитала первой ИЭСК, следует подчеркнуть, что речь, по существу, идет о поддержке демонстрационного проекта, на примере которого можно сделать вывод о жизнеспособности предлагаемой схемы инвестирования в ВИЭ. З
Создание государством экономических стимулов для развития ВИЭ включает в себя такие меры, как предоставление правительственных льгот, субсидий и грантов, а также обеспечение (установление) таких цен на энергию, произведенную на базе ВИЭ, которые покрывают издержки производства, гарантируют определенную прибыль и по которым электроэнергетические компании обязаны покупать ее у производителей.
В Дании, например, независимые производители электроэнергии на биогазе и энергии ветра, продающие ее через национальную распределительную сеть, с 1992 г. получили право на субсидию в размере 4,2 цента за 1 кВт -ч, которая покрывает существенную часть издержек производства и повышает ее экономическую конкурентоспособность. Правительственные субсидии в Дании предоставляются также на электроэнергию, производимую с использованием муниципальных, древесных и сельскохозяйственных отходов. Кроме того, правительство Дании предоставляет необлагаемые налогом гранты проектам, ориентированным на перевод станций районного теплоснабжения с органического топлива на биомассу или биогаз.
В Канаде в конце 1994 г. была открыта льготная кредитная линия в размере 50 млн. долл. для проектов в области производства этанола на основе биомассы. Значительные налоговые льготы (налог на порцию этанола в бензиново-этаноловой смеси снижается на 7,3 цента за литр) представляет федеральное правительство страны при использовании этанола в качестве моторного топлива. В некоторых провинциях Канады при его использовании предоставляются и скидки по дорожному налогу, доходящие до 8 центов за литр.
В Финляндии объем
В Швеции инвестиционные гранты,
предоставляемые
Информация о работе Ресурсная и технологическая база возобновляемых источников электроэнергии