Проблемы развития инноваций в школах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Инновации в школе - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата.
Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы .

Работа содержит 1 файл

инновации в школах.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

по дисциплине

«Научно-технический  прогресс и инновационный путь развития экономики России»

на тему «Проблемы развития инноваций в  школах России» 
 
 

выполнила студентка   

магистратуры  по    

направлению экономика  

Трепаха Алена     
 
 
 
 
 

     Нижний  Новгород 2011 год

     Инновации в школе - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные  программы, методы оценивания образовательного результата.

     Специфичность инноваций в образовании проявляется  в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

     -инновация  всегда содержит новое решение  актуальной проблемы;

     -использование  инноваций приводит к качественному  изменению уровня развития личности  учащихся;

     -внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы .

     В качестве инновационной может рассматриваться  школа, которая (А.Н. Тубельский ):

     - разрабатывает  или  реализует  отличную от общепринятой в  большинстве  школ  модель организации жизнедеятельности учащихся;

     -разрабатывает  принципиально отличное от традиционного  содержание образования;

     -разрабатывает  новое содержание и способы  деятельности педагога.

     Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий):

     -наличие  соответствующего исследовательского компонента;

     -наличие  соответствующего проектного компонента;

     -наличие  соответствующего управленческого  компонента.

       Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.

     Инновационный процесс в школе имеет очень  сложную структуру. Вследствие внедрения  инноваций в образовательный  процесс школа приобретает способность  достигать более высоких, чем прежде, результатов своей деятельности.

     Наличие инновационного потенциала связано  с основными качествами личности педагога:

     - творческая способность генерировать  новые идеи и проектировать  их в практической деятельности;

     - интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень грамотности;

     - открытость к новому и к  инакомыслию, базирующееся на  толерантности личности, гибкости  и панорамности мышления.

     - приятие личности ребенка и  его интересов, ориентация на  творчество как основу совместной деятельности.

       Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

     -изменения  проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является  вся школьная организация, а  не отдельные ее элементы. Преобразовывается  не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

     -изменения  в школе предполагают новый  вариант решения актуальной педагогической  или организационно-педагогической  проблемы;

     -процесс  изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

     -изменения  происходят в контексте реализации  разработанной школой модели  организации жизнедеятельности  учащихся, отличной от общепринятых  в большинстве других школ;

     -изменения  касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

     -изменения  обусловливают новое содержание  и способы деятельности педагога;

     -изменения  носят системный и целенаправленный  характер, являются результатом  постоянного обновления и саморазвития  на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. 
 

     Таблица 1. Виды инноваций в образовании

Виды Сущность
Технологические Новшества касаются различных технических средств  и оборудования, используемого в  обучении ( компьютерные технологии, сеть Интернет )
Методические Новшества в  сфере образования, охватывающие процесс  преподавания естественнонаучных и  гуманитарных дисциплин от дошкольного  воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров
Организационные Освоение новых  форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц ( вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах)
Экономические Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании , мотивации  и оплате труда и оценке результатов  деятельности в образовании
Социальные Формы активизации  человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики, системы  профессиональной подготовки повышения квалификации работников, системы вознаграждения и оценки результатов труда, улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; повышение уровня образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности
Юридические Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все  виды деятельности образовательных  учреждений
 

Таблица 2. Инновационные технологии в образовании

Техологии Сущность
Внутрипредметные Инновации, реализующие внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания 

(переход  на новые УМК и освоение  авторских методических технологий)

Общеметодические Внедрение в  педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных  по своей природе

(разработка  творческих заданий учащихся, проектная  деятельность)

Административные Решения, принимаемые  руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной  деятельности
Идеологические Инновации вызваны  обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных  инноваций
 

     Направления инновационной деятельности в школах:

     -совершенствование  содержания образования;

     -изучение  и внедрение в практику современных  педагогических технологий;

     -создание  системы работы с одаренными  детьми;

     -совершенствование  системы управления;

     -информатизация  образовательного процесса.

     Более часто в наших школах встречается  псевдоновизна. Феномен «псевдоновизны»  заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.

       Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:

     -в  подстраивании  нововведений  под прежние отжившие нормы  («приручение новшеств»);

     -в  формальной смене названий и  вывесок;

     -в  конъюнктурном воссоздании исторических  форм учебных заведений;

     -в  формальном привлечении в школу  титулованных научных руководителей  («заигрывании с научными структурами»);

     -в  массовом создании различных  «интеллектуализированных» служб (методологических, социологических) и формальных экспертных советов.

     Новые, инновационные технологии все больше и глубже проникают в повседневную жизнь. Даже такая консервативная сфера, как организация учебного процесса в школе, ощущает влияние современных информационных технологий и внедряет инновационные проекты в свою повседневную деятельность.

       Одной из таких инноваций являются электронные школьные дневники, которые предложил ввести в школы президент России Дмитрий Медведев в 2008 году. Но, как и любое новое, нестандартное, эти проекты сталкиваются с проблемами внедрения. В данном случае столкнулись с проблемой внедрения инноваций в школах.

       Первый опыт использования электронных школьных дневников – как Интернет-дневников, так и СМС-дневников – в общеобразовательных школах (а также в лицеях, гимназиях и т.д.) в большинстве своем напоминает старую русскую пословицу: «Первый блин – комом».

     Анализ  причин неудачного старта на отечественном  рынке информационных электронных  сервисов такой, казалось бы, нужной и полезной услуги для школы и, в первую очередь, родителей учащихся показал удивительный результат.

     Но  сначала о реакции отдельных  категорий участников образовательного процесса.

     Во-первых, учащиеся. Эта категория пользователей систем электронных дневников, внешне показывая свое негативное отношение к данному виду электронных сервисов, отнеслось к новым системам с определенной долей интереса: им это не в диковинку, они быстро разобрались с системами, они получили еще один «клуб по интересам». Их не устраивает только слабый набор информации и то, что родители получают альтернативный канал получения информации об их школьной жизни (дневник уже не «забудешь» ).

     Во-вторых, родители учащихся. Удивительно, но электронный  сервис, изначально ориентированный и, как казалось, необходимый для родителей школьников оказался части родителей не нужен. Другая, Интернет-активная часть родителей, сторонники систем электронных школьных дневников, хотят видеть оперативную и актуальную информацию в системе, и очень разочаровываются, когда не находят в системе необходимые данные: домашние задания детей, оценки, сообщения на доске объявлений, невозможность связаться с учителем через систему и др.

     В третьих, учителя. В большинстве  своем, системы созданы для того, чтобы помочь учителю «достучаться» до родителей. Чтобы дать учителю и школе современный инструмент, с помощью которого можно поднять уровень информационного обеспечения учебного процесса. Системы рассчитаны на непосредственную работу учителя с системой. А воспринимаются большинством учителей как нечто чуждое школе, только увеличивающее загрузку учителя.

     В-четвертых, администрация школы. Директоры  и завучи школ, воспользовавшихся  электронными школьными дневниками, видят в системах информационную поддержку своей работе, но, при этом, сетуют на то, что системы создают лишнюю загрузку учителю, и стараются перенести работу по наполнению системы электронных школьных дневников на выделенных лаборантов (сотрудников школы) или даже на самих разработчиков системы.

     А теперь об удивительном результате: большинство  школ не готово к внедрению подобных электронных сервисов в свой учебный  процесс, не смотря на готовность администрации. Сегодня внедрение систем электронных  школьных дневников держится лишь на энтузиазме директоров отдельных школ.

     Внедрить  системы электронных дневников  сверху трудно, а подчас и невозможно – процесс внедрения наталкивается  на нежелание учителей работать в  системе. Большинство школьных учителей не видят пользы в электронных  школьных дневниках.

     Родители, даже нуждаясь в услугах электронных  школьных дневников, не готовы оплачивать эти услуги.

     Вывод здесь однозначен – электронные  школьные дневники в наших школах заработают лишь тогда, когда во внедрении  этого электронного сервиса будут  нуждаться (именно нуждаться) все участники образовательного процесса: и администрация школы, и учителя, и родители учащихся (мнение самих школьников в этом случае можно не учитывать – оно априори будет негативно). При хорошей поддержке учебного процесса школы техническими средствами: вычислительной техникой, сетевым оборудованием и технологиями, мультимедийной техникой и др.

     Мы  придем к пониманию необходимости  информатизации школы в этом направлении  и внедрении в школьную жизнь  инноваций. Но не сейчас – со временем. 

     Причины затруднений при внедрении информационных технологий (Смирнова Елена Валентиновна, начальник лаборатории новых  информационных технологий, г. Ярославль):

Информация о работе Проблемы развития инноваций в школах России