Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:02, реферат
Инновации в школе - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата.
Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы .
Нижегородский
институт менеджмента и бизнеса
ДОКЛАД
по дисциплине
«Научно-технический прогресс и инновационный путь развития экономики России»
на тему
«Проблемы развития инноваций в
школах России»
выполнила студентка
магистратуры по
направлению экономика
Трепаха
Алена
Нижний Новгород 2011 год
Инновации
в школе - это новые методики преподавания,
новые способы организации
Специфичность
инноваций в образовании
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование
инноваций приводит к
-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы .
В
качестве инновационной может
- разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся;
-разрабатывает
принципиально отличное от
-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий):
-наличие соответствующего исследовательского компонента;
-наличие
соответствующего проектного
-наличие
соответствующего
Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.
Инновационный
процесс в школе имеет очень
сложную структуру. Вследствие внедрения
инноваций в образовательный
процесс школа приобретает
Наличие инновационного потенциала связано с основными качествами личности педагога:
-
творческая способность
- интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень грамотности;
- открытость к новому и к инакомыслию, базирующееся на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления.
-
приятие личности ребенка и
его интересов, ориентация на
творчество как основу
Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:
-изменения
проводятся на общешкольном
-изменения
в школе предполагают новый
вариант решения актуальной
-процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;
-изменения
происходят в контексте
-изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;
-изменения
обусловливают новое
-изменения
носят системный и
Таблица 1. Виды инноваций в образовании
Виды | Сущность |
Технологические | Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении ( компьютерные технологии, сеть Интернет ) |
Методические | Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров |
Организационные | Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц ( вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах) |
Экономические | Инновации охватывают
положительные изменения в |
Социальные | Формы активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики, системы профессиональной подготовки повышения квалификации работников, системы вознаграждения и оценки результатов труда, улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; повышение уровня образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности |
Юридические | Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений |
Таблица 2. Инновационные технологии в образовании
Техологии | Сущность |
Внутрипредметные | Инновации, реализующие
внутри предмета, что обусловлено спецификой
его преподавания
(переход
на новые УМК и освоение
авторских методических |
Общеметодические | Внедрение в
педагогическую практику нетрадиционных
педагогических технологий, универсальных
по своей природе
(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) |
Административные | Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности |
Идеологические | Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций |
Направления инновационной деятельности в школах:
-совершенствование содержания образования;
-изучение
и внедрение в практику
-создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Более часто в наших школах встречается псевдоновизна. Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.
Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:
-в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»);
-в формальной смене названий и вывесок;
-в
конъюнктурном воссоздании
-в
формальном привлечении в
-в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб (методологических, социологических) и формальных экспертных советов.
Новые, инновационные технологии все больше и глубже проникают в повседневную жизнь. Даже такая консервативная сфера, как организация учебного процесса в школе, ощущает влияние современных информационных технологий и внедряет инновационные проекты в свою повседневную деятельность.
Одной из таких инноваций являются электронные школьные дневники, которые предложил ввести в школы президент России Дмитрий Медведев в 2008 году. Но, как и любое новое, нестандартное, эти проекты сталкиваются с проблемами внедрения. В данном случае столкнулись с проблемой внедрения инноваций в школах.
Первый опыт использования электронных школьных дневников – как Интернет-дневников, так и СМС-дневников – в общеобразовательных школах (а также в лицеях, гимназиях и т.д.) в большинстве своем напоминает старую русскую пословицу: «Первый блин – комом».
Анализ причин неудачного старта на отечественном рынке информационных электронных сервисов такой, казалось бы, нужной и полезной услуги для школы и, в первую очередь, родителей учащихся показал удивительный результат.
Но сначала о реакции отдельных категорий участников образовательного процесса.
Во-первых, учащиеся. Эта категория пользователей систем электронных дневников, внешне показывая свое негативное отношение к данному виду электронных сервисов, отнеслось к новым системам с определенной долей интереса: им это не в диковинку, они быстро разобрались с системами, они получили еще один «клуб по интересам». Их не устраивает только слабый набор информации и то, что родители получают альтернативный канал получения информации об их школьной жизни (дневник уже не «забудешь» ).
Во-вторых, родители учащихся. Удивительно, но электронный сервис, изначально ориентированный и, как казалось, необходимый для родителей школьников оказался части родителей не нужен. Другая, Интернет-активная часть родителей, сторонники систем электронных школьных дневников, хотят видеть оперативную и актуальную информацию в системе, и очень разочаровываются, когда не находят в системе необходимые данные: домашние задания детей, оценки, сообщения на доске объявлений, невозможность связаться с учителем через систему и др.
В третьих, учителя. В большинстве своем, системы созданы для того, чтобы помочь учителю «достучаться» до родителей. Чтобы дать учителю и школе современный инструмент, с помощью которого можно поднять уровень информационного обеспечения учебного процесса. Системы рассчитаны на непосредственную работу учителя с системой. А воспринимаются большинством учителей как нечто чуждое школе, только увеличивающее загрузку учителя.
В-четвертых, администрация школы. Директоры и завучи школ, воспользовавшихся электронными школьными дневниками, видят в системах информационную поддержку своей работе, но, при этом, сетуют на то, что системы создают лишнюю загрузку учителю, и стараются перенести работу по наполнению системы электронных школьных дневников на выделенных лаборантов (сотрудников школы) или даже на самих разработчиков системы.
А теперь об удивительном результате: большинство школ не готово к внедрению подобных электронных сервисов в свой учебный процесс, не смотря на готовность администрации. Сегодня внедрение систем электронных школьных дневников держится лишь на энтузиазме директоров отдельных школ.
Внедрить
системы электронных дневников
сверху трудно, а подчас и невозможно
– процесс внедрения
Родители, даже нуждаясь в услугах электронных школьных дневников, не готовы оплачивать эти услуги.
Вывод здесь однозначен – электронные школьные дневники в наших школах заработают лишь тогда, когда во внедрении этого электронного сервиса будут нуждаться (именно нуждаться) все участники образовательного процесса: и администрация школы, и учителя, и родители учащихся (мнение самих школьников в этом случае можно не учитывать – оно априори будет негативно). При хорошей поддержке учебного процесса школы техническими средствами: вычислительной техникой, сетевым оборудованием и технологиями, мультимедийной техникой и др.
Мы
придем к пониманию необходимости
информатизации школы в этом направлении
и внедрении в школьную жизнь
инноваций. Но не сейчас – со временем.
Причины
затруднений при внедрении
Информация о работе Проблемы развития инноваций в школах России