Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:48, реферат
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.
Введение 3
1. Электроэнергетическая отрасль Украины. 4
2. Новая энергетическая стратегия Украины 8
3. Механизм реализации энергетической политики 12
4. Роль энергосбережения в мировой практике 14
5. Энергосбережение: Украинский путь. 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Новая региональная энергетическая политика должна будет обеспечить сочетание естественного стремления регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) при сохранении единства ТЭК Украины как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции стран - путем дальнейшего развития единых энергетических систем совершенствования действующих и создания новых межрегиональных и межотраслевых топливно-энергетических связей и баз. Региональная энергетическая политика будет учитывать принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса различных зон страны.
Новая техническая политика в области энергетики будет ориентироваться на:
Главным средством достижения целей и реализации приоритетов Энергетической стратегии является формирование энергетического рынка, контролируемого государством с помощью:
Ценовая и налоговая политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер экономики Украины. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо. Поэтому Стратегией предусмотрена гибкая и дифференцированная ценовая политика.
Ценовая и налоговая политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер российской экономики. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо.
Формирование конкурентной среды в ТЭК будет направлено на снижение издержек производства и повышение качества предоставляемых потребителю энергетических услуг. Оно будет осуществляться главным образом путем разгосударствления предприятий ТЭК преимущественно через акционирование. С развитием рыночных отношений все большее значение будет иметь приватизация действующих предприятий ТЭК и создание новых частных и акционерных структур. При этом государство через Минтопэнерго будет осуществлять контроль за эффективностью использования производственных фондов и природных ресурсов в топливно-энергетическом комплексе независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов.
Предоставляя определенные
преимущества мелкому и среднему
бизнесу, государство одновременно
будет поощрять образование крупных
интегрированных
Важной частью создания конкурентной среды в энергетике является продуманный и тщательно организованный процесс создания рыночных отношений в "естественных" монополиях: газоснабжении, электроэнергетике и централизованном теплоснабжении. Предусматривается реализовать в этих сложных физико-технических системах конкурентные отношения производителей и потребителей на основе принципа свободного доступа к сетям при сохранении преимуществ созданных в стране единых энергетических систем и государственного контроля цен.
Система стимулов и условий
для энергосбережения и повышения
эффективности использования
Мировой опыт последних десятилетий показал, что интенсификация энергосбережения невозможна без кратного роста цен на энергию. Но тот же мировой опыт свидетельствует о недостаточности только ценовых импульсов для проведения эффективной энергосберегающей политики. Необходимы дополнительные экономические и чисто нормативные меры, а также большая информационная и пропагандистская работа с тем, чтобы энергосбережение пришло на смену энергорасточительству как общему стилю жизни общества.
К дополнительным экономическим стимулам относятся льготные кредиты и налоговые льготы на осуществление энергосберегающих мероприятий и производство энергоэффективного оборудования и материалов, а также создание специальных фондов энергосбережения для предоставления этих льгот и аккумулирования необходимых средств для инвестиций.
Информационное обеспечение энергосбережения включает его массовую популяризацию среди населения и обучение персонала, создание доступных банков энергосберегающих мер, технологий и оборудования, автоматизированных банков данных по нормативно-технической документации, проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Реализация в различных странах мира национальных и региональных программ, переход к приоритетной государственной политике всестороннего энергосбережения позволили в течение пяти - десяти лет на 20-40% и более снизить потребление ТЭР на единицу продукции, стабилизировать или замедлить темпы их потребления в условиях экономического роста, улучшить экологическую обстановку. Энергоэкономичность технологий и изделий являются в настоящее время одним из основных показателей их конкурентоспособности.
Политика энергосбережения захватывает все более широкий круг стран. Китай, Индия, Бразилия и другие страны, где происходит бурный рост экономики и спроса на энергию, в условиях кризисного роста цен на углеводородное сырье также неизбежно будут переходить к политике энергосбережения. В развитых странах расширяется сфера применения и совершенствуются инструменты повышения энергоэффективности экономики, как показывает, в частности, принятый недавно в США Energy Policy Act 2005.
Имеются оценки, что за 1986-2015 г.г. энергосбережение может сэкономить массу топлива, потребленную за всю предыдущую историю человечества - 200 млрд. тонн условного топлива, и это должно обеспечить 2/3 прироста мировой потребности в ТЭР.
Эксперты американского Центра возобновляемой энергии и сбалансированных технологий (CREST), проведя исследования в странах Центральной и Восточной Европы, определили: самая страшная «болезнь», оставленная социализмом, - это экстенсивный характер экономики, зачастую неуемное потребление природных ресурсов и энергии. По мнению американцев, для нашего региона одной из важнейших задач является переход от экстенсивного использования энергии к интенсивному, т.е. - энергосбережение. Подсчитано, что в Украине потенциал энергосбережения достигает 40%. Хотя, как это ни парадоксально, по данным Минстата в последние годы в стране наблюдается повышение уровня потребления энергии, сопровождаемое неуклонным снижением уровня и объемов производства. За годы, минувшие после распада СССР, нигде на его бывших бескрайних просторах не предпринималось никаких попыток практического внедрения сбалансированных неядерных стратегий энергосбережения. А ведь именно в контексте необходимой для постсоветских стран структурной перестройки экономики можно было бы сделать это с наибольшими шансами на успех. Что касается конкретно Украины, то, как считают эксперты Национального технического университета, государству прежде всего необходимо научиться управлять энергоиспользованием. Поскольку потребление энергоресурсов в стране (за годы независимости) характеризуется относительно высокой энергоемкостью и диспропорцией между потреблением энергии и объемами производства товаров (услуг) для населения. Так, по сравнению с государствами Европейского союза Украина затрачивает на единицу валового продукта в 2-5 раз (а то и в 10 раз!) больше энергии. А по данным ООН, доля Украины в мировом энергопотреблении составляет почти 2,5%, тогда как население Украины - лишь 1% человечества.
Эксперты CREST и Государственного комитета Украины по энергосбережению предлагают этому 1% человечества научиться БЕРЕЧЬ энергию путем рационального ее использования, а предприятиям уменьшить затраты энергии путем соответственной модернизации производств. Вообще, в Законе Украины об энергосбережении дано следующее понятие: «Энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в народном хозяйстве, которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов». Эксперты Национального технического университета «расшифровали» столь «наукоемкое» определение так: «Главной целью энергосбережения должно стать снижение энергозатрат на производство продукции и, соответственно, снижение материалоемкости». Для этого необходимо научиться УПРАВЛЯТЬ использованием (потреблением) энергии и производить альтернативные виды топлива, чтобы замещать природный газ и нефть. На сегодня Украина вполне способна производить биогаз из отходов сельского хозяйства и генераторный газ – из тех же сельскохозяйственных отходов, из горючих промышленных отходов, из мусора. Специалисты Госкомитета по энергосбережению предлагают добывать метан угольных месторождений (Донбасс, Червоноградский угольный бассейн) и т.п. Но как обычно, отечественная альтернативная энергетика на пути своего развития наталкивается на «денежный барьер»: Украина не имеет финансовой возможности «в момент» отказаться, например, от атомной энергетики - слишком много денег потрачено на строительство комплексов АЭС. Реструктуризация угольной промышленности, начатая правительством при содействии международных финансовых институтов, требует и времени, и капиталовложений, и продуманной социальной политики. Так что правильное управление производством и потреблением энергии на уровне отдельной семьи - отдельного жилого дома или промышленного предприятия - района - города - области (региона) Украины - это первейшая альтернатива. Вернее, первый шаг страны к интенсивному использованию энергии. Его просто надо СДЕЛАТЬ.
С каждым годом на бытовые
нужды расходуется всё большая
доля электроэнергии, газа, тепла, воды;
в огромных масштабах растёт применение
бытовой электрифицированной те
Одной из важных причин недостаточной
конкурентоспособности
В последующей перспективе структурная политика должна обеспечить возможность широкого использования как традиционных, так и новых энергетических ресурсов.
Энергетическая стратегия, описанная в данной работе, ставит целью радикально уменьшить использование материальных, трудовых и природных ресурсов на обеспечение нужд общества в энергии, а также усовершенствовать уже существующий ТЭК путём его модернизации и внедрения новых альтернативных источников энергии.
Информация о работе Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины