Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

Содержание

Введение 3
1. Электроэнергетическая отрасль Украины. 4
2. Новая энергетическая стратегия Украины 8
3. Механизм реализации энергетической политики 12
4. Роль энергосбережения в мировой практике 14
5. Энергосбережение: Украинский путь. 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

энергосбережение.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Новая региональная энергетическая политика должна будет обеспечить сочетание естественного стремления регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) при сохранении единства ТЭК Украины как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции стран - путем дальнейшего развития единых энергетических систем совершенствования действующих и создания новых межрегиональных и межотраслевых топливно-энергетических связей и баз. Региональная энергетическая политика будет учитывать принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса различных зон страны.

Новая техническая политика в области энергетики будет ориентироваться  на:

  • коренное повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов;
  • эффективную децентрализацию энергоснабжения и деконцентрацию источников энергии, приближение их к потребителям энергии;
  • экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей;
  • разработку качественно новых технологий для устойчивого развития энергетики (энергетически чистых угольных и безопасных атомных электростанций, эффективных технологий использования новых источников энергии и т.д.).

Главным средством достижения целей и реализации приоритетов  Энергетической стратегии является формирование энергетического рынка, контролируемого государством с  помощью:

  • ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию перекосов цен на энергоносители и другие товары при постепенном переходе к ценам на топливо, соответствующим в качестве верхнего предела ценам мирового рынка, а нижнего - ценам самофинансирования предприятий; уменьшение налогов на обрабатывающую промышленность и сферу услуг за счет рентных платежей и налогов на сверхприбыль топливных предприятий;
  • формирования конкурентной среды в энергетике путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
  • совершенствования законодательства и разработки достаточно полной системы нормативных актов в виде Энергетического кодекса, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью.

3. Механизм реализации энергетической политики

Ценовая и налоговая политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер экономики Украины. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо. Поэтому Стратегией предусмотрена гибкая и дифференцированная ценовая политика.

Ценовая и налоговая  политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных  поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер российской экономики. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо.

Формирование конкурентной среды в ТЭК будет направлено на снижение издержек производства и  повышение качества предоставляемых потребителю энергетических услуг. Оно будет осуществляться главным образом путем разгосударствления предприятий ТЭК преимущественно через акционирование. С развитием рыночных отношений все большее значение будет иметь приватизация действующих предприятий ТЭК и создание новых частных и акционерных структур. При этом государство через Минтопэнерго будет осуществлять контроль за эффективностью использования производственных фондов и природных ресурсов в топливно-энергетическом комплексе независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов.

Предоставляя определенные преимущества мелкому и среднему бизнесу, государство одновременно будет поощрять образование крупных  интегрированных энергокомпаний, охватывающих различные стадии производства, преобразования и распределения энергоресурсов, и оказывать поддержку формирующимся трансрегиональным структурам.

Важной частью создания конкурентной среды в энергетике является продуманный и тщательно  организованный процесс создания рыночных отношений в "естественных" монополиях: газоснабжении, электроэнергетике и централизованном теплоснабжении. Предусматривается реализовать в этих сложных физико-технических системах конкурентные отношения производителей и потребителей на основе принципа свободного доступа к сетям при сохранении преимуществ созданных в стране единых энергетических систем и государственного контроля цен.

Система стимулов и условий  для энергосбережения и повышения  эффективности использования энергии  необходима для реализации огромного  потенциала экономии энергии в Украине.

Мировой опыт последних  десятилетий показал, что интенсификация энергосбережения невозможна без кратного роста цен на энергию. Но тот же мировой опыт свидетельствует о  недостаточности только ценовых  импульсов для проведения эффективной энергосберегающей политики. Необходимы дополнительные экономические и чисто нормативные меры, а также большая информационная и пропагандистская работа с тем, чтобы энергосбережение пришло на смену энергорасточительству как общему стилю жизни общества.

К дополнительным экономическим стимулам относятся льготные кредиты и налоговые льготы на осуществление энергосберегающих мероприятий и производство энергоэффективного оборудования и материалов, а также создание специальных фондов энергосбережения для предоставления этих льгот и аккумулирования необходимых средств для инвестиций.

Информационное обеспечение  энергосбережения включает его массовую популяризацию среди населения  и обучение персонала, создание доступных  банков энергосберегающих мер, технологий и оборудования, автоматизированных банков данных по нормативно-технической документации, проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.

4. Роль энергосбережения в мировой практике

Реализация в различных странах мира национальных и региональных программ, переход к приоритетной государственной политике всестороннего энергосбережения позволили в течение пяти - десяти лет на 20-40% и более снизить потребление ТЭР на единицу продукции, стабилизировать или замедлить темпы их потребления в условиях экономического роста, улучшить экологическую обстановку. Энергоэкономичность технологий и изделий являются в настоящее время одним из основных показателей их конкурентоспособности.

Политика энергосбережения захватывает все более широкий круг стран. Китай, Индия, Бразилия и другие страны, где происходит бурный рост экономики и спроса на энергию, в условиях кризисного роста цен на углеводородное сырье также неизбежно будут переходить к политике энергосбережения. В развитых странах расширяется сфера применения и совершенствуются инструменты повышения энергоэффективности экономики, как показывает, в частности, принятый недавно в США Energy Policy Act 2005.

Имеются оценки, что за 1986-2015 г.г. энергосбережение может сэкономить массу топлива, потребленную за всю предыдущую историю человечества - 200 млрд. тонн условного топлива, и это должно обеспечить 2/3 прироста мировой потребности в ТЭР.

5. Энергосбережение: Украинский путь.

Эксперты американского Центра возобновляемой энергии и сбалансированных технологий (CREST), проведя исследования в странах Центральной и Восточной Европы, определили: самая страшная «болезнь», оставленная социализмом, - это экстенсивный характер экономики, зачастую неуемное потребление природных ресурсов и энергии. По мнению американцев, для нашего региона одной из важнейших задач является переход от экстенсивного использования энергии к интенсивному, т.е. - энергосбережение. Подсчитано, что в Украине потенциал энергосбережения достигает 40%. Хотя, как это ни парадоксально, по данным Минстата в последние годы в стране наблюдается повышение уровня потребления энергии, сопровождаемое неуклонным снижением уровня и объемов производства. За годы, минувшие после распада СССР, нигде на его бывших бескрайних просторах не предпринималось никаких попыток практического внедрения сбалансированных неядерных стратегий энергосбережения. А ведь именно в контексте необходимой для постсоветских стран структурной перестройки экономики можно было бы сделать это с наибольшими шансами на успех. Что касается конкретно Украины, то, как считают эксперты Национального технического университета, государству прежде всего необходимо научиться управлять энергоиспользованием. Поскольку потребление энергоресурсов в стране (за годы независимости) характеризуется относительно высокой энергоемкостью и диспропорцией между потреблением энергии и объемами производства товаров (услуг) для населения. Так, по сравнению с государствами Европейского союза Украина затрачивает на единицу валового продукта в 2-5 раз (а то и в 10 раз!) больше энергии. А по данным ООН, доля Украины в мировом энергопотреблении составляет почти 2,5%, тогда как население Украины - лишь 1% человечества.

Эксперты CREST и Государственного комитета Украины по энергосбережению предлагают этому 1% человечества научиться БЕРЕЧЬ энергию путем рационального ее использования, а предприятиям уменьшить затраты энергии путем соответственной модернизации производств. Вообще, в Законе Украины об энергосбережении дано следующее понятие: «Энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в народном хозяйстве, которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов». Эксперты Национального технического университета «расшифровали» столь «наукоемкое» определение так: «Главной целью энергосбережения должно стать снижение энергозатрат на производство продукции и, соответственно, снижение материалоемкости». Для этого необходимо научиться УПРАВЛЯТЬ использованием (потреблением) энергии и производить альтернативные виды топлива, чтобы замещать природный газ и нефть. На сегодня Украина вполне способна производить биогаз из отходов сельского хозяйства и генераторный газ – из тех же сельскохозяйственных отходов, из горючих промышленных отходов, из мусора. Специалисты Госкомитета по энергосбережению предлагают добывать метан угольных месторождений (Донбасс, Червоноградский угольный бассейн) и т.п. Но как обычно, отечественная альтернативная энергетика на пути своего развития наталкивается на «денежный барьер»: Украина не имеет финансовой возможности «в момент» отказаться, например, от атомной энергетики - слишком много денег потрачено на строительство комплексов АЭС. Реструктуризация угольной промышленности, начатая правительством при содействии международных финансовых институтов, требует и времени, и капиталовложений, и продуманной социальной политики. Так что правильное управление производством и потреблением энергии на уровне отдельной семьи - отдельного жилого дома или промышленного предприятия - района - города - области (региона) Украины - это первейшая альтернатива. Вернее, первый шаг страны к интенсивному использованию энергии. Его просто надо СДЕЛАТЬ.

 

Заключение

С каждым годом на бытовые  нужды расходуется всё большая  доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Между тем, многие месторождения в обжитых местах уже исчерпаны, а новые приходится искать и обустраивать в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Обходится всё это очень недёшево. Поэтому именно экономия становится важнейшим источником роста производства. Расчёты показали, а практика подтвердила, что каждая единица денежных средств, истраченных на мероприятия, связанные с экономией электроэнергии, даёт такой же эффект, как в два раза большая сумма, израсходованная на увеличение её производства.

Одной из важных причин недостаточной  конкурентоспособности отечественной  продукции на мировом рынке является ее высокая энергоемкость. При рационализации энергопользования снимется непосильный  для ТЭК и разорительный для  страны рост спроса на энергоносители, что позволит добиться экономического эффекта, пятикратно окупающего затраты на энергосбережение.

В последующей перспективе  структурная политика должна обеспечить возможность широкого использования  как традиционных, так и новых  энергетических ресурсов.

Энергетическая стратегия, описанная в данной работе, ставит целью радикально уменьшить использование материальных, трудовых и природных ресурсов на обеспечение нужд общества в энергии, а также усовершенствовать уже существующий ТЭК путём его модернизации и внедрения новых альтернативных источников энергии.

 

Список используемой литературы

  1. Стенограмма выступления Президента Украины на заседании Кабинета Министров 1 марта 2006 года.
  2. www.google.ua
  3. www.rambler.ru
  4. В. Качан «Розміщення продуктивних сил України” , Київ “Вища школа”, 1999р.
  5. Г. Оганян «Энергоносители – головная боль Украины» // «Экономика Украины» №11, 1999г.
  6. Г. Бурлак «Нефтеперерабатывающая промышленность Украины: состояние и перспективы» // «Экономика Украины», №7, 2000г. с19-24.

Информация о работе Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины