Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

Содержание

Введение 3
1. Электроэнергетическая отрасль Украины. 4
2. Новая энергетическая стратегия Украины 8
3. Механизм реализации энергетической политики 12
4. Роль энергосбережения в мировой практике 14
5. Энергосбережение: Украинский путь. 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

энергосбережение.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственные приоритеты научно-технического развития»

на тему: «Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины»

Выполнила:

студентка группы МП-07м

Трифонова М.О.

Принял:

Кузин В.А.

 ДОНЕЦК 2007 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью  страны. На его развитие расходуется  более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукции Украины. ТЭК имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан Украины, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Экспоненциальный характер потребления природных ресурсов, в том числе энергетических, особенно в ХХ веке, ведет к их быстрому исчерпанию и резкому удорожанию, а экологические последствия  угрожают самому существованию человечества.

Мировой энергетический кризис 70-х годов XX века, вызвавший небывалый скачок цен на импортируемое топливо, заставил шире взглянуть на энергетическую проблему. Она рассматривается сейчас как составная часть глобальной комплексной проблемы "4Э": "энергетика - экология - экономика - энергосбережение".

Осознана неизбежность и неотвратимость энергосбережения как одного из условий выживания  цивилизации, нового эффективного источника  энергии и экономического роста  без негативных последствий для  экологии. Затраты на энергосберегающие мероприятия в среднем вдвое эффективнее, чем на поддержание и развитие мощностей топливно-энергетического комплекса (ТЭК), и эта разница увеличивается по мере роста цен на топливо и ужесточения экологических требований.

1. Электроэнергетическая отрасль Украины.

Электроэнергетические объекты, находящиеся на территории Украины входили до 1991г. в состав ОДУ ЮГА объединенной электроэнергетической  системы СССР с поддержанием всех необходимых электрических связей, определенных специальными расчетами.

В таком режиме электроэнергетическая отрасль Украины работала до конца 1993г., когда произошло окончательное выделение энергосистемы Украины в отдельный электроэнергетический узел. Указанное выделение повлекло за собой крайне негативные последствия, как для электроэнергетической отрасли страны, так и для всех без исключения потребителей электрической энергии (промышленность, объекты жизнеобеспечения, сельское хозяйство, мелкомоторные (специальный термин) и бытовые потребители).

Результат отделения электроэнергетической системы Украины проявился в виде ограничения электропотребления энергоемких промышленных предприятий, применения электроснабжающими организациями графиков веерных отключений бытовых потребителей (населения) во всех населенных пунктах Украины.

Кризисная ситуация в электроэнергетике во время искусственного отключения украинской территории от энергетических мощностей центральной части России была обусловлена набором нескольких основных причин:

  1. Электроэнергетическая система Украины никогда не рассматривалась как отдельная от общесоюзной.
  2. Не проводился расчет (анализ) баланса генерирующей и потребляемой электрической мощности части энергосистемы, расположенной на территории Украины.
  3. Не просчитывались объемы необходимого количества топлива добываемого в Украине для обеспечения бесперебойной работы собственных электрогенерирующих мощностей.
  4. Отсутствие опыта работы у электроснабжающих компаний в условиях рыночной экономики.

В результате использования  опыта организации электроэнергетической  отрасли в таких экономически развитых странах как Франция, Великобритания, Германия в Украине в настоящее время создана работоспособная структура электроэнергетики. Образованная структура смогла преодолеть последствия кризиса 90-х годов ХХ века и сейчас обеспечивает бесперебойное электроснабжение всех потребителей электроэнергии; продажу вырабатываемой электроэнергии за пределы Украины (Молдавия, Венгрия, Румыния, Болгария, Польша); выполнение регламентных работ на оборудовании энергообъектов; реконструкция, капитальный ремонт, строительство новых электрических сетей, ввод в эксплуатацию дополнительных генерирующих мощностей.

Сложившаяся структура  электроэнергетической отрасли  Украины выглядит следующим образом.

  1. Министерство топлива и энергетики Украины. Определяет стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса страны, осуществляет функции управления и контроля в энергетической отрасли.
  2. ГП (Государственное предприятие) «Энергорынок». Выполняет функции центрального государственного органа по вопросам взимания и распределения средств за потребленную электроэнергию.
  3. НКРЭ (Национальная комиссия регулирования в энергетике). Выполняет функции контроля за выполнением лицензиатами в энергетической отрасли своих обязательств по выработке, передаче, поставке электрической энергии и целевом использовании средств на развитие, реконструкцию принадлежащих им энергообъектов.
  4. ГП «Интерэнерго». Осуществляет поставку электрической энергии за пределы Украины.
  5. ГП «Энергоатом». Генерирующие мощности атомных электрических станций.
  6. Энергогенерируюшие компании: «Центрэнерго», «Востокэнерго», «Днепрэнерго», «Донбассэнерго» и т. д. всего 11.
  7. НЭК (Национальная энергетическая компания) «Укрэнерго» (государственная форма собственности). В ее состав входят электроэнергетические системы, сформированные по территориальному признаку включающие в себя электрические подстанции и линии электропередач напряжением 220кВ и выше – Днепровская ЭЭС (Днепропетровская и Запорожская области), Донбасская ЭЭС (Донецкая и Луганская области), Северная ЭЭС (Харьковская и Сумская области) и т. д. всего 7.
  8. Энергоснабжающие компании. Осуществляют поставку электроэнергии непосредственно потребителям. Включают в себя электрические подстанции и линии электропередач напряжением 0,4 - 110кВ. Энергоснабжающие компании в Украине представлены различными вариантами по формам собственности. Частная собственность (ООО «Сервис-Инвест» г. Донецк, ООО «Центральная энергетическая компания» г. Днепропетровск); акционерные общества с участием государственного капитала объединены в НАК «ЭКУ» (Национальная акционерная компания «Энергетическая компания Украины») – «Днепроблэнерго», «Донецкоблэнерго», «Херсоноблэнерго» и т. д.; акционерные общества без участия государственного капитала – «Киевоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Луганское энергетическое объединение» и т.д.
  9. Генерирующие мощности и электрические сети, находящиеся в собственности потребителей (крупные промышленные субъекты, железная дорога и др.).

Пути решения проблемных вопросов.

Учитывая сложившуюся  структуру отрасли, уровень эксплуатации электрических сетей, количество вкладываемых средств в развитие сетей и качество использования этих средств необходимо создать в масштабах государства конкурентный рынок сбыта электричкской энергии путем введения дифференцированного тарифа на поставку и передачу электроэнергии. Над решением этого вопроса в настоящее время работает НКРЭ.

Необходимо создать  необходимые условия для притока  высококвалифицированных кадров в  электроэнергетическую отрасль, начиная  со студенческой скамьи.

Разработать перспективный план развития электроэнергетической отрасли Украины на пятилетний период времени во взаимосвязи с предполагаемым развитием промышленного сектора и инфраструктуры по регионам.

Необходимо привлечение  средств собственных и зарубежных инвесторов, использование средств полученных по займам и кредитам для проведения масштабной реконструкции существующих электрических сетей и генерирующих мощностей, а также строительство новых объектов в рамках разработанного перспективного плана развития.

На сегодняшний день решена проблема распределения электроэнергии. Создание такой структуры как ГП «Энергорынок» позволило вести контроль и деспетчеризация произведенной и потребленной электроэнергии. Это осуществляется следующим образом: все предприятия-производители электроэнергии (АЭС, ТЭС, ТЭЦ, ГЭС и др.) продают всю произведенную энергию ГП «Энергорынок», а после этого предприятия-поставщики покупают у него эту электроэнергию, чтобы затем перепродать её потребителям. Такая схема позволяет вести учет, сколько необходимо производить электроэнергии (в сутки, в месяц, в год) для стабильной жизни и деятельности государства.

Еще одним важным вопросом остаётся обновление основных производственных фондов электроэнергетической отрасли. Для решения этой проблемы необходима согласованная работа не только энергопроиэводящих и энергоснабжающих компаний, но также решение этого вопроса находится в компетенции Министерства топлива и энергетики Украины. Именно через этот орган разработанные проекты могут быть приняты к рассмотрению в Кабинете министров. Необходимо также отметить. Что невозможно сразу обновить все производственные фонда, даже при наличии средств. Необходимо просчитать, какую часть ОФ можно временно вывести из эксплуатации без ущерба для энергосистемы Украины. И эти мероприятия необходимо согласовывать также на местном, региональном уровне, с планами городского строительства.

2. Новая энергетическая стратегия Украины

На современном этапе  состояние электроэнергетической  отрасли оценивается как стабильное и с твердой тенденцией дальнейшего развития. Однако существуют определенные проблемные вопросы, требующие принятия кардинальных решений на уровне государства в ближайшее время. К таким вопросам можно отнести:

  1. Утверждение единой методики расчета тарифа на передачу и на поставку электроэнергии.
  2. Законодательное закрепление полномочий государственных инспекционных органов (Госэнергонадзор, Госнадзорохрантруда, Государственная инспекция по надзору за эксплуатацией электрических станций и сетей).
  3. Разработка перспективного плана развития электроэнергетической отрасли Украины на определенный период времени с учетом и во взаимосвязи с предполагаемым развитием промышленного сектора и инфраструктуры по регионам.
  4. Урегулирование отношений между энергоснабжающими компаниями и потребителями, владеющими электрическими сетями через которые осуществляется поставка электроэнергии сторонним потребителям. Как правило уровень эксплуатации электрических сетей такими владельцами крайне низок и ведет к частым перерывам в электроснабжении.
  5. Обновление основных фондов всей вертикали отрасли, учитывая что значительная их часть была введена в эксплуатацию 20 и более лет назад. Существуют объекты электроэнергетики, введенные в эксплуатацию в 20-х, 30-х, 40-х годах прошлого века; не попавшие под реконструкцию с момента начала эксплуатации.

Главной целью Энергетической стратегии Украины является определение путей и формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для подъема жизненного уровня населения и социально-экономического возрождения страны. Большие запасы высокоэффективных по мировым нормам энергетических ресурсов при умелой ценовой и налоговой политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для снижения налогообложения населения, сдерживания инфляции и поддержки отечественных товаропроизводителей.

Вторая цель Энергетической стратегии - обеспечить достойную роль энергии  как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения. Необходимо переориентировать систему энергоснабжения на повышение доли энергетических услуг населению и приоритетное обеспечение коммунально-бытовых нужд, пассажирского транспорта, производства продуктов питания высококачественными энергоносителями и электроэнергией, газом, моторным топливом и др. - при снижении в общем энергетическом балансе доли промышленного энергопотребления.

Важная цель Энергетической стратегии - существенно снизить техногенную  нагрузку ТЭК на окружающую среду.

Исходя из указанных целей, Энергетическая стратегия Украины призвана определить приоритеты, направления и средства коренной перестройки структурной, региональной и технологической политики в энергоснабжении страны. В отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов, высшим приоритетом Энергетической стратегии является повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение.

Энергосбережение позволит также  на 15-20% уменьшить вредные выбросы  в атмосферу. Сэкономленные энергоресурсы - основной источник обеспечения необходимого экспорта топлива и энергии.

Новая структурная политика в области  энергетики на ближайшие 10-15 лет означает:

  • повышение эффективности использования природного газа и его доли во внутреннем потреблении и экспорте;
  • приоритет глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья;
  • повышение качества углепродуктов, стабилизацию и затем наращивание объемов угледобычи (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования;
  • интенсификацию освоения местных энергоресурсов (гидроэнергия, торф и др.) и увеличение использования нетрадиционных в первую очередь возобновляемых ресурсов (солнечной, ветровой, геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза и т.д.);
  • повышение надежности АЭС за счет снижения количества нештатных ситуаций при работе блоков первого поколения (и если необходимо - досрочного их демонтажа) и освоения новых реакторов с повышенной степенью безопасности и более экономичных, в том числе малой мощности.

Цели  энергетической стратегии Украины:

  • определить пути и сформировать условия наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для социально-экономического возрождения страны;
  • обеспечить использование энергии как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения;
  • уменьшить использование материальных, трудовых и природных ресурсов для обеспечения потребности общества в энергии;
  • снизить техногенную нагрузку ТЭК на окружающую среду.

Информация о работе Проблемы энергосбережения в народном хозяйстве Украины