Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:51, доклад
Данный доклад подготовлен в рамках работы над ВКР «Обучение рецептивным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного на средней ступени». В рамках выступления мне бы хотелось остановиться на базовых тенденциях обучения немецкому языку как второму иностранному.
Выбор немецкого языка для изучения в школе в качестве второго иностранного на базе английского языка является уже привычным. Поэтому на протяжении последних десятилетий в методической литературе активно рассматривается вопрос организации процесса обучения второму ИЯ вообще и немецкому языку в частности.
7. Принцип экономии и интенсификации обучения
Очень важны принципы экономии и интенсификации обучения ИЯ2. Процесс овладения немецким языком может быть значительно интенсифицирован, если учащиеся имеют высокий уровень владения английским языком. Рассмотрим более подробно аспекты, способствующие экономии времени и интенсификации процесса обучения, выявленные Людмилой Даниловной Миковой:
1) владение латинским шрифтом сокращает период алфабетизации и сводит его к разъяснению и усвоению различий звуко-буквенных соответствий в немецком и английском языках, графического и звукового образа слова;
2) наличие значительного потенциального словарного запаса. Слова английского языка, имеющие сходство с немецким, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы облегчают процесс обучения чтению и способствуют более быстрому овладению немецкой лексикой;
3) быстрое продвижение в области чтения способствует более быстрому развитию социокультурной компетенции;
4) при овладении всеми языковыми средствами, включая грамматические, фаза ориентировки при обучении ИЯ2 может быть сокращена и может осуществляться самостоятельно, например с помощью заданий типа "Выведи правило".
[Обучение немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)]
Т.о. интенсификация самого начального этапа обучения и всего учебного процесса в целом является важной предпосылкой его успешности и результативности.
8. Творческий характер обучения
Обучение немецкому языку как второму иностранному строится как творческий процесс. Согласно этому принципу фронтальная работа, предполагающая явно доминирующее положение учителя, сводится к минимуму. Парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место.
9. Формирование автономии учащегося
Обучение немецкому языку как второму иностранному направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации. Автономия учащегося в учебной деятельности связана с формированием у него готовности и привычки самостоятельно и активно работать над языком и с языком, умением осознанно оценивать свой лингвокультурный опыт и, в случае необходимости, осознанно его корректировать, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за результаты изучения языка. Другими словами особую значимость приобретает совершенствование навыков самостоятельной работы, рефлексии, развитие способности к самоконтролю и самооценке.
Подводя итог, следует отметить, что для эффективного обучения второму ИЯ и в частности немецкому на базе английского языка актуальны следующие положения:
1. Считать овладение вторым иностранным языком средством осуществления межкультурной коммуникации и приобщения к иной культуре;
2. Интенсифицировать начальный этап обучения за счет учета речевых навыков и умений по первому ИЯ;
3. Опираться на сходство с первым ИЯ (английским), а также находить опоры в родном языке: пользоваться языковой догадкой (о значении слова, грамматической формы), опираясь на контекст, на знакомые части слова и пр.;
4. В основу обучения заложить деятельностный подход, предполагающий дифференциацию обучение с учетом личности ученика, а также активное использование творческих заданий.
5. Переносить на второй ИЯ сформированные учебные навыки (находить значение слова в словаре, пользоваться перефразом, вести грамматический справочник, словарную тетрадь, выполнять различные упражнения и т.п.);
6. Совершенствовать навыки самостоятельной работы, рефлексии.
Список литературы:
1. Гальскова Н. Д. Немецкий язык как второй иностранный. 7—11 классы
2. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского).
Тема: Принципы, определяющие вектор развития методической системы обучения немецкому языку как второму иностранному.
Докладчик: ст. группы ИН-52 Ерохина Ю.
Компоненты содержания обучения немецкому языку как второму иностранному [Гальскова Н.Д.]
Базовые принципы обучения немецкому языку как второму иностранному:
1. Коммуникативно-когнитивный принцип.
2. Ориентированность на личность ученика.
3. Социокультурная направленность
4. Деятельностный характер обучения.
5. Взаимосвязное обучение видам речевой деятельности.
6. Сопоставительный (контрастивный) подход
на грамматическом уровне:
- в структуре простого предложения (наличие глагола-связки)
My name is Alex. - Mein Name ist Alex.
- модальные глаголы:
must - müssen
can - können
may - dürfen
НО: to want/wish to - wollen
to be supposed to- sollen
to like to - mögen
- в образовании некоторых временных форм, например, Perfekt со вспомогательным глаголом haben:
I have done. - Ich habe getan.
You have asked. - Du hast gefragt.
будущее время:
I will buy… - Ich werde … kaufen (will = werden) Но следует акцентировать внимание на различие в порядке слов, чтобы избежать интерференции.
- глаголы с отделяемыми приставками:
I'll get up in a minute. - Ich stehe gleich auf.
Get up! - Steh auf! (повелительное наклонение)
- формы сильных глаголов: come - came – come - kommen - kam – gekommen
- наличие артикля: a cat, the cat – eine Katze, die Katze и др.
на лексическом уровне: das Gras - grass, der Wind – wind, das Haus – house, der Kaffe – caffee, der Freund – friend, die Flamme – flame, die Figure – figure, der Ball – ball, hallo – hello, alt – old, jung – young;интер-мы:der Soldat – солдат – soldier;die Schokolade-шоколад-chocolate;d
7. Принцип экономии и интенсификации обучения