Принципы, определяющие вектор развития методической системы обучения немецкому языку как второму иностранному

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:51, доклад

Описание работы

Данный доклад подготовлен в рамках работы над ВКР «Обучение рецептивным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного на средней ступени». В рамках выступления мне бы хотелось остановиться на базовых тенденциях обучения немецкому языку как второму иностранному.
Выбор немецкого языка для изучения в школе в качестве второго иностранного на базе английского языка является уже привычным. Поэтому на протяжении последних десятилетий в методической литературе активно рассматривается вопрос организации процесса обучения второму ИЯ вообще и немецкому языку в частности.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

7. Принцип экономии и интенсификации обучения

Очень важны принципы экономии и интенсификации обучения ИЯ2. Процесс овладения немецким языком может быть значительно интенсифицирован, если учащиеся имеют высокий уровень владения английским языком. Рассмотрим более подробно аспекты, способствующие экономии времени и интенсификации процесса обучения, выявленные Людмилой Даниловной Миковой:

1)     владение латинским шрифтом сокращает период алфабетизации и сводит его к разъяснению и усвоению различий звуко-буквенных соответствий в немецком и английском языках, графического и звукового образа слова;

2)     наличие значительного потенциального словарного запаса. Слова английского языка, имеющие сходство с немецким, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы облегчают процесс обучения чтению и способствуют более быстрому овладению немецкой лексикой;

3)     быстрое продвижение в области чтения способствует более быстрому развитию социокультурной компетенции;

4)     при овладении всеми языковыми средствами, включая грамматические, фаза ориентировки при обучении ИЯ2 может быть сокращена и может осуществляться самостоятельно, например с помощью заданий типа "Выведи правило".

[Обучение немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)]

Т.о. интенсификация самого начального этапа обучения и всего учебного процесса в целом является важной предпосылкой его успешности и результативности.

8. Творческий характер обучения

Обучение немецкому языку как второму иностранному строится как творческий процесс.        Согласно этому принципу фронтальная работа, предполагающая явно доминирующее положение учителя, сводится к минимуму. Парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место.

9. Формирование автономии учащегося

Обучение немецкому языку как второму иностранному направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации.        Автономия учащегося в учебной деятельности связана с формированием у него готовности и привычки самостоятельно и активно работать над языком и с языком, умением осознанно оценивать свой лингвокультурный опыт и, в случае необходимости, осознанно его корректировать, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за результаты изучения языка. Другими словами особую значимость приобретает совершенствование навыков самостоятельной работы, рефлексии, развитие способности к самоконтролю и самооценке.

Подводя итог, следует отметить, что для эффективного обучения второму ИЯ и в частности немецкому на базе английского языка актуальны следующие положения:

 

1.      Считать овладение вторым иностранным языком средством осуществления межкультурной коммуникации и приобщения к иной культуре;

2.      Интенсифицировать начальный этап обучения за счет учета речевых навыков и умений по первому ИЯ;

3.      Опираться на сходство с первым ИЯ (английским), а также находить опоры в родном языке: пользоваться языковой догадкой (о значении слова, грамматической формы), опираясь на контекст, на знакомые части слова и пр.;

4.      В основу обучения заложить деятельностный подход, предполагающий дифференциацию обучение с учетом личности ученика, а также активное использование творческих заданий.

5.      Переносить на второй ИЯ сформированные учебные навыки (находить значение слова в словаре, пользоваться перефразом, вести грамматический справочник, словарную тетрадь, выполнять различные упражнения и т.п.);

6.      Совершенствовать навыки самостоятельной работы, рефлексии.

 

 

Список литературы:

 

1.      Гальскова Н. Д. Немецкий язык как второй иностранный. 7—11 классы

2.      Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского).

3.      Микова Л.Д. «Обучение немецкому языку как второму (на базе английского)»

 

 

 

Тема: Принципы, определяющие вектор развития методической системы обучения немецкому языку как второму иностранному.

Докладчик: ст. группы ИН-52 Ерохина Ю.

 

Компоненты содержания обучения немецкому языку как второму иностранному [Гальскова Н.Д.]

 

Базовые принципы обучения немецкому языку как второму иностранному:

 

1. Коммуникативно-когнитивный принцип.

2. Ориентированность на личность ученика.

3. Социокультурная направленность

4. Деятельностный характер обучения.

5. Взаимосвязное обучение видам речевой деятельности.

6. Сопоставительный (контрастивный) подход

на грамматическом уровне:

- в структуре простого предложения (наличие глагола-связки)

My name is Alex. - Mein Name ist Alex.

- модальные глаголы:

must - müssen
can - können
may - dürfen
НО: to want/wish to - wollen
        to be supposed to- sollen

        to like to - mögen

- в образовании некоторых временных форм, например, Perfekt со вспомогательным глаголом haben:

I have done. - Ich habe getan.

You have asked. - Du hast gefragt.

будущее время:

I will buy… - Ich werde … kaufen (will = werden) Но следует акцентировать внимание на различие в порядке слов, чтобы избежать интерференции.

- глаголы с отделяемыми приставками:

I'll get up in a minute. - Ich stehe gleich auf.

Get up! - Steh auf! (повелительное наклонение)

- формы сильных глаголов: come - came – come - kommen - kam – gekommen

- наличие артикля: a cat, the cat – eine Katze, die Katze и др.

на лексическом уровне: das Gras - grass, der Wind – wind, das Haus – house, der Kaffe – caffee, der Freund – friend, die Flamme – flame, die Figure – figure, der Ball – ball, hallo – hello, alt – old, jung – young;интер-мы:der Soldat – солдат – soldier;die Schokolade-шоколад-chocolate;der Computer- компьютер-computer

7. Принцип экономии и интенсификации обучения



Информация о работе Принципы, определяющие вектор развития методической системы обучения немецкому языку как второму иностранному