Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:21, реферат
Инновационный менеджмент - относительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России, представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента.
Инновационный
менеджмент: основные понятия и классификация.
Инновационный менеджмент - относительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России, представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента.
В условиях централизованно управляемой экономики чаще всего использовались такие понятия, как управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для командно-административной системы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки, техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны с предпринимательской деятельностью. Именно в этом и заключаются принципиальные отличия в определении отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Термин
«инновация» стал использоваться в
переходной экономике России как
русский вариант слова «
В экономической литературе связь нововведений с предпринимательской деятельностью прослеживается уже с начала прошлого века. Около 1800г. французский экономист Ж. Б. Сэй отмечал, что «предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и большей результативностью» [2]. Дальнейшее развитие в понимании роли нововведений в предпринимательской деятельности произошло благодаря трудам австрийского ученого Й. Шумпетера, который еще в 1911г. писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются... Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [3].
Понятие «инновация» было введено И. Шумпетером позже, в 30-е годы, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Содержание инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику экономического развития, И. Шумпетер определял в виде следующих типичных случаев:
1.
Изготовление продукции, еще
2. Использование нового метода (способа) производства, т.е. новых технологических процессов еще не известных в данной отрасли, в основе которых не обязательно лежит изобретение или открытие, и которые могут заключаться также и в усовершенствовании коммерческого использования (технологии осуществления купли-продажи) данного товара.
3.
Получение или использование
нового источника сырья,
4.
Проведение системных
5.
Продвижение товаров на новые
рынки сбыта, на которых эти
товары или отрасль
Идеи
И. Шумпетера о роли предпринимательства
в осуществлении инноваций
Автор
широко известной книги «Управление
научно-техническими нововведениями»
Брайан Твисс определяет инновацию
как процесс, в котором изобретение
или идея приобретает экономическое
содержание [4]. По мнению венгерского экономиста
Б. Санто, инновация- это такой общественно-технико-
Определение
роли научно-технических
Используя
динамику макроэкономических показателей
(уровня цен, процента на капитал, заработной
платы, объема внешней торговли), по
четырем ведущим
Макроэкономические показатели
Рис.1 Влияние нововведений на динамику изменения экономических показателей.
Повышательная волна первого цикла Н.Д. Кондратьевым связывалась с инновациями в текстильной промышленности и производстве чугуна.
Повышательная волна второго цикла была обусловлена инновациями в железнодорожном и морском транспорте.
Повышательная волна третьего цикла была вызвана открытиями в области электричества, радио и электроники.
В последующих трудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики, стратегии инновационного и научно-технического развития, а также инновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новых направлений развития классификации инноваций [7-13]. Так, в работе [7] дается расширенное определение нововведениям как «целенаправленное изменение, которое вносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового и педагогического характера». В работе [13] отмечается, что инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления и включают следующие виды: технико-технологические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и экологические.
В
связи с формированием в
Методика
сбора данных о технологических
инновациях базируется на «Руководстве
Осло», принятом в 1992г. [14]. Таким образом,
в соответствии с международными
стандартами инновация
Рис. 2. Классификация инноваций
По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации классифицируются по рубрикаторам как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов [12]. Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом: А- удовлетворение жизненных потребностей человека; В- различные технологические процессы; С- химия и металлургия; D- текстиль и бумага; Е- строительство и горное дело; F- механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы; G- физика; Н- электричество
По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:
· зародыши новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терминологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, трудах конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически- лексического аппарата;
· новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные методом структурно-морфологического анализа на основе информации об изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления.
·
товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов
и экспертных оценок публикационной активности
на основе логического анализа группой
экспертов точек роста количества патентов-аналогов
и активности публикаций в данной предметной
области с использованием
классификационной шкалы, например, психофизической
шкалы полезности Харрингтона, позволяющей
дать количественную оценку эффективности
инноваций [15].
По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16]. Стратегические инновации- это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации- это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.
По целям разработки и сферам распространения инновации делятся на:
· продуктовые- это те, которые включают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;
· процессные или технологические- это те, которые включают создание и использование новых процессов, технологий или методов организации и управления производством, предприятием, фирмой и информационными потоками в экономической и социальной сферах;
· рыночные- это инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности;
· научно-педагогические- это инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;
· правовые- это те, которые позволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты;
Например, классификация с учетом
сфер деятельности предприятия
разработана в научно-
· технологические;
· производственные;
· экономические;
· торговые;