Построение инновационной экономики - Стратегический путь развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Бизнес-ангел – это физическое или юридическое лицо, которое инвестирует свои собственные средства в инновационные компании на самых ранних стадиях развития – «посевной» (seed) и «начальной» (start-up).
Венчурный фонд - это финансовые организации, занимающиеся аккумулированием финансовых средств на своих счетах с последующим их инвестированием в инвестиционные проекты, представляющие интерес, в целях получения прибыли. Как правило, ориентирован на работу с стартапами.

Содержание

Список терминов 3
Введение 5
1. Понятие и сущность инновационной экономики 6
1.1. Возникновение и формирование инновационной экономики 6
1.2. Признаки, цели и задачи инновационной экономики 8
2. Стратегический путь развития России. Отличительные черты построения инновационной экономики в РФ 13
2.1. Направления и способы построения инновационной экономики в РФ 13
2.2. Проблемы, препятствующие построению в России инновационной экономики 17
2.3. Принятие решений в условиях инновационной экономики 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Апаков С. ФК-31.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Сейчас наше государство стоит перед ключевой целью -  осуществлением быстрого прорыва  в наиболее приоритетных экономических  отраслях. Что, в свою очередь, требует  выполнения двух обязательных условий: эффективной политики в области  экономики со стороны государства и повышения активности представителей бизнес – сообщества России.

Осенью 2007 года был проведен первый Национальный Конгресс под названием «Приоритеты развития экономики. Новая инновационная политика – технологический прорыв России», на котором рассматривались вопросы, связанные с созданием и развитием инновационной инфраструктуры в России, принятием таких решений в области управления, стимулирующих создание не только конкурентоспособной, но и высокотехнологичной экономики. В процессе модернизации экономики весьма актуальны задачи, связанные с разработкой и внедрением новейших стандартов информатизации и связи, а также правовым вопросам деятельности телекоммуникаций и совершенствовании системы управления со стороны государства, повышение оперативности и эффективности управленческих решений путем детального анализа моделей и методов использования государственных ресурсов, повышение гласности деятельности государственного сектора при помощи создания современной устойчивой информационно – коммуникационной инфраструктуры, так называемого «электронного правительства», которое является очень эффективным координатором политического, административного и правового государственного единства.

В условиях глобализации для успешного развития национальной экономики необходимо наличие эффективной базы инновационной модели разработки и реализации управленческих решений, и на государственном уровне и на уровне бизнеса, способной обеспечить ее конкурентоспособность, повышение качества жизни населения и качества человеческого потенциала.

В последнее  время президентом и правительством был принят ряд важных управленческих решений, связанных с переходом страны на путь экономики, базирующейся на знаниях и использовании новых технологий. Этот выбор предполагает активное участие субъектов государства и самого государства в целом в процессах формирования современной и наиболее эффективной инновационной системы страны.

Сейчас, стало  заметным усиление активности деятельности органов законодательной и исполнительной власти РФ в области инноваций. Для поддержания условий эффективности научно – технической и инновационной деятельности в рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности создано или находится в различных стадиях формирования 38 инновационно - технологических центров (ИТЦ) в различных регионах России. Изначальное финансирование данных ИТЦ происходит за счет бюджета министерства образования и науки РФ, региональных бюджетов, а также Российского фонда технологического развития и фонда Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Но помимо всего сказанного, фактическое отсутствие законодательно установленных льгот для инвестиций в инновационные процессы усложняет и замедляет развитие всей российской инновационной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что проблемам нормативно – правового регулирования инновационной и научно – технической деятельности в настоящее время уделяется весьма пристальное внимание, что обуславливается новыми направлениями политики государства в области науки и технологий.

Также для обеспечения реализации представленных направлений был осуществлен комплекс мер в рамках проводимой в России административной реформы. Среди них отметим: реформирование системы управления научно-технической и инновационной деятельностью, разработку национальных проектов и федеральных целевых программ, принятие административных регламентов.

Также важно  отметить, что решение задач инновационного развития, осуществляется органами исполнительной власти, которые обеспечивают регулирование  в сфере инновационной и научно – технической деятельности. Кроме того, органы государственной власти РФ, субъектов РФ, государственные академии наук в рамках имеющихся полномочий определяют наиболее приоритетные направления в развитии науки и техники, обеспечивают создание системы научных организаций, осуществляют межотраслевую координацию научной и научно – технической деятельности, координируют разработку и реализацию научных и научно – технических проектов и программ, развитие форм интеграции науки и производства и реализацию результатов научной и технической деятельности.

Органами, образующими  систему федеральных органов  государственной власти, которые руководят инновационной и научно – технической деятельностью, являются: Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям и другие органы, обладающие отдельными полномочиями в данной сфере или же выполняющие координационные функции.

 

Общее руководство  научно-технической и инновационной  деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Статья 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (ред. от 1 января 2012 г. «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации») установила, что данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Важнейшим направлением формирования организационно-экономического механизма инновационного развития РФ является реализация приоритетных национальных проектов и целевых  программ. Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 (ред. от 10 июля 2008 г.) был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, деятельность которого нацелена на обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов в демографической политике.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 27 апреля 2007 г. отмечено, что особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологии, здесь и компьютеризация всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, и снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием, и финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

Следует также  подчеркнуть, что в настоящее  время в сфере научно-технической  и инновационной деятельности был принят целый комплекс федеральных целевых программ, среди которых: «Мировой океан», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».

Необходимо  отметить, что в последнее время  наметилась тенденция увеличения значения понятия «управленческая инновация», которое предполагает использование новых практик управления – структур, процессов, характеризующихся существенным отрывом от современных норм. Чтобы построить экономику, основанную на знаниях требуется превращение каждого руководителя предприятия в инновационного менеджера. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что нововведения в управлении не только приносят большую выгоду, но и являются менее затратными, нежели технические, так как тут отсутствует необходимость затрат на приобретение оборудования, либо вложений в перепланировку производственных помещений. Кроме того, итогом управленческих инноваций в конечном счете становится трансформация самого способа функционирования организации, а следовательно и достижение более эффективных результатов.

Новейшие достижения в области менеджмента и специализированных уникальных навыках, должны стать базой  для принятия решений в условиях экономики, основанной на знаниях. Существует перечень факторов, которые важно учитывать при принятии решений в условиях инновационной экономики:

1) замена труда знаниями, то есть при разработке и принятии решений, нужно учитывать, что при инновационной экономике первоочередной является задача накапливания интеллектуального капитала, выявления, хранения и распространения информации и полученного опыта, создания условий для передачи и распространения знаний;

2) развитие «живого» знания в сравнении с овеществленным должно происходить опережающими темпами. При принятии решений, необходимо учитывать то, что при повышении наукоемкости производства происходит смена концепции экономии на развитии труда на прямо противоположную, и что выводит на передние позиции творческие способности человека, его эрудицию и проффесионализм;

3) демократизация экономических отношений (промышленная демократизация), суть которой состоит в переходе от жестких форм управления кадрами к более гибким формам с расширением прав работников в управлении производством.

4) совершенно новый тип экономической власти. Всем известный лозунг информационного общества «знания – сила» превращается в лозунг «знание – власть». В условиях, при которых уменьшающим фактором технико – экономического прогресса является наличие или отсутствие знания, престает быть решающим фактором влияния отношение к средствам производства, в отношении власти и привилегий в обществе. Настоящая власть формируется в процессе освоения информации, но не в коем случае в какой-либо управленческой функции или должности.

 

 

Заключение

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что для России инновационный прорыв – это результат  ускоренной модернизации страны, путь повышения уровня жизни населения  и конкурентоспособной экономики. Поэтому необходимо внесение инновационной политики в число одних из приоритетнейших национальных проектов.

В последнее  время в России формируются предпосылки для серьезной переориентации государственных приоритетов, приоритетов частного бизнеса и всего общества в сторону активизации инновационной деятельности и повышения роли науки.

Однако, на данный момент существует и ряд препятствий, которые тормозят повышение инновационной активности. Эти барьеры становятся преградой для развития элементов, которые находятся в сфере действия инновационной политики.

Вместе с  тем, в настоящее время существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности. Такие барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.

Таким образом, перед государством в условиях инновационной  политики возникает задача максимально возможного снижения инвестиционных рисков с помощью мер стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований предприятий промышленности, а также активного содействия объединению промышленных компаний с организациями и предприятиями исследовательского профиля и способствования развитию корпоративной науки.

 

Список использованной литературы

1. Войт А.О. Стимулирование инновационной деятельности в регионе // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 60-62.

2. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент / Ермасова Н. Б., Ермасов С. В – М.: Высшее образование, 2008.

3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 464с.

4. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с.

5. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации" / В. Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 295 с. – (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-002226-0.

6. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приореты. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 328 с.

7. Основы инновационного менеджмента: учебное пособие/ под ред. проф. В.В. Кокосова. – М.: Магистр, 2009. – 429 с.

8. Тебекин А. В. Инновационный менеджмент.: учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — М.: Юрайт, 2012. — 476 с.: ил. — (Бакалавр. Базовый курс) . — Библиогр.: с. 476.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. — 448 с.

10. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент / Хотяшева О. М. – СПб.: Питер, 2008.

11. Кузнецов Б. Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 367 с. – ISBN 978–5–238-01624-5.

 

 


Информация о работе Построение инновационной экономики - Стратегический путь развития России