Понятие и классификация инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:43, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Понятие и классификация инноваций………………………………………5
3. Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации………9
4. Управление инновациями………………………………………………........13
5. Заключение……………………………………………………………………14
4. Список используемой литературы…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

готово2.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Понятие и классификация инноваций………………………………………5

3. Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации………9

4. Управление инновациями………………………………………………........13

5. Заключение……………………………………………………………………14

4. Список используемой  литературы…………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

       Развитие  рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

       Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике  начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет

       В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет.

       Инновационным является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и классификация  инноваций.

Инновация (нововведение) - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикой предприятия. Научно-техническая политика включает в себя: 1) разработку планов и программ инновационной деятельности; 2) контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; 3) изучение проектов создания новых продуктов; 4) проведение единой инновационной политики всеми подразделениями предприятия; 5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведений; 6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; 7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем. Инновация является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении ее эффективности принадлежит менеджменту. Непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в общественном производстве, т. е. непрерывный процесс внедрения инноваций, называется научно-техническим прогрессом. Инновации бывают двух основных форм: 1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; 2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин. Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации - это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации (внешние) разработаны на других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходят путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации, в отличие от приобретаемых, не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий - конкурентов.  
 

Классификация инноваций

Можно дать следующую классификацию инноваций.

По  масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

По  сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

По  видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

По  характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

По  степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

По  характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

По  целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По  результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

По  степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации. 

Сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов и стимулов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Преобладающая роль инновационного потенциала в решении актуальных проблем жизни общества оказывает неоднозначное влияние на устойчивость работы многих крупных предприятий.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может  быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению  и использованию инноваций.

Инновационная деятельность - это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям

Различают несколько видов инноваций:

•технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

•технологические  возникают при применении более  совершенных способов изготовления продукции;

•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной  организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

•информационные решают задачи рациональной организации  информационных потоков в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности, повышения достоверности  и оперативности получения информации;

•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует  их типовой состав:

- перспективное  и текущее экономическое и  социальное планирование;

- организация работ по стандартизации;

- учет  и отчетность;

- экономический  анализ;

- техническая  подготовка производства;

- организация  производства;

- управление  технологическими процессами;

- оперативное  управление производством;

- метрологическое  обеспечение;

- технологический  контроль и испытания;

- сбыт  продукции;

- организация  работы с кадрами;

- организация  труда и заработной платы;

- материально-техническое  снабжение;

- капитальное  строительство;

- финансовая  деятельность.

Мировая практика убедительно подтверждает, что в настоящее время наиболее эффективным способом продвижения результатов НИОКР в практику является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар. Такой способ получил название - коммерциализация результатов научных исследований и разработок. В нем все участники инновационного процесса - ученые и разработчики, производители, инвесторы - экономически заинтересованы, то есть имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций.

Еще 20 лет  назад в России слова «коммерциализация» ни в профессиональном, ни в бытовом употреблении не было. Этот термин пришел к нам в начале 90-х годов ХХ века. Сегодня коммерциализация - это, в первую очередь, построение бизнеса, основанного на результатах научных исследований, в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий. Довольно часто ученые понимают под «коммерциализацией» процесс поиска и привлечения дополнительных средств для продолжения своих научных исследований. Это в корне неверное представление. Суть коммерциализации - в построении «устройства для генерации денег», т.е. бизнеса, генерирующего устойчивые финансовые потоки.

Информация о работе Понятие и классификация инноваций