Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:43, реферат
Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Понятие и классификация инноваций………………………………………5
3. Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации………9
4. Управление инновациями………………………………………………........13
5. Заключение……………………………………………………………………14
4. Список используемой литературы…………………………………………..15
CОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и классификация инноваций………………………………………5
3. Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации………9
4. Управление инновациями……………………………………………….
5. Заключение……………………………………………………
4. Список используемой
литературы…………………………………………..15
Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет.
Инновационным
является такое предприятие, которое
внедряет продуктовые или процессные
инновации, независимо от того, кто был
автором инновации – работники данной
организации или внешние агенты (внешние
собственники, банки, представители федеральных
и местных органов власти, научно-исследовательские
организации и провайдеры технологий,
другие предприятия).
Понятие и классификация инноваций.
Инновация
(нововведение) - объект, внедренный в производство
в результате проведенного научного исследования
или сделанного открытия, качественно
отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким
технологическим уровнем, новыми потребительскими
качествами товара или услуги по сравнению
с предыдущим продуктом. Понятие «инновация»
применяется ко всем новшествам как в
производственной, так и в организационной,
финансовой, научно-исследовательской,
учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям,
обеспечивающим экономию затрат или даже
создающим условия для такой экономии.
Основная масса инноваций реализуется
в рыночной экономике предпринимательскими
структурами как средство решения производственных,
коммерческих задач, как важнейший фактор
обеспечения стабильности их функционирования,
экономического роста и конкурентоспособности.
Инновации ориентированы на рынок, на
конкретного потребителя или потребность.
Совокупность инновационных действий
предприятия называется научно-технической
политикой предприятия. Научно-техническая
политика включает в себя: 1) разработку
планов и программ инновационной деятельности;
2) контроль за ходом разработки новой
продукции и ее внедрением; 3) изучение
проектов создания новых продуктов; 4)
проведение единой инновационной политики
всеми подразделениями предприятия; 5)
обеспечение финансами и материальными
ресурсами программ нововведений; 6) обеспечение
инновационной деятельности квалифицированным
персоналом; 7) создание временных целевых
групп для комплексного решения инновационных
проблем. Инновация является весьма сложной,
многогранной проблемой, затрагивающей
весь комплекс отношений исследования,
производства, сбыта. Огромное значение
в повышении ее эффективности принадлежит
менеджменту. Непрерывный процесс открытия
новых знаний и применение их в общественном
производстве, т. е. непрерывный процесс
внедрения инноваций, называется научно-техническим
прогрессом. Инновации бывают двух основных
форм: 1) эволюционная форма, воплощающаяся
в насыщении промышленности традиционной,
постепенно совершенствующейся техникой;
2) революционная форма, воплощающаяся
в технологических прорывах, характеризующихся
совершенно новыми технологическими процессами
и принципами работы машин. Инновации
по происхождению могут быть собственные
и приобретенные. Собственные инновации
- это те научные достижения и разработки,
которые были от начала и до конца разработаны
на данном конкретном предприятии. Приобретенные
инновации (внешние) разработаны на других
предприятиях, специализирующихся на
этом фирмах. Их внедрение и использование
в деятельности данного предприятия происходят
путем приобретения патентов, лицензий
и т. п. Нередко разработка собственных
инноваций обходится дороже, чем приобретение
их на стороне. Однако они имеют свои плюсы:
использование собственных инноваций
придает большую конкурентоспособность
организации, так как эти инновации, в
отличие от приобретаемых, не становятся
длительное время достоянием всего рынка,
других предприятий - конкурентов.
Классификация инноваций
Можно дать следующую классификацию инноваций.
По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.
По
степени новизны (новизна - совокупность
свойств, характеризующих радикальность
изменений объекта) инновации можно рассматривать
как абсолютные (нет аналогов) и относительные.
Последние могут быть частичными (отдельные
новые элементы) и условными (новое сочетание
прежних элементов.)
Сфера инновационной деятельности. Процесс коммерциализации.
Сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов и стимулов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Преобладающая роль инновационного потенциала в решении актуальных проблем жизни общества оказывает неоднозначное влияние на устойчивость работы многих крупных предприятий.
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.
Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Инновационная
деятельность - это деятельность направленная
на использование и
Различают несколько видов инноваций:
•технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
•технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
•информационные
решают задачи рациональной организации
информационных потоков в сфере
научно-технической и
•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.
Мировая практика убедительно подтверждает, что в настоящее время наиболее эффективным способом продвижения результатов НИОКР в практику является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар. Такой способ получил название - коммерциализация результатов научных исследований и разработок. В нем все участники инновационного процесса - ученые и разработчики, производители, инвесторы - экономически заинтересованы, то есть имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций.
Еще 20 лет назад в России слова «коммерциализация» ни в профессиональном, ни в бытовом употреблении не было. Этот термин пришел к нам в начале 90-х годов ХХ века. Сегодня коммерциализация - это, в первую очередь, построение бизнеса, основанного на результатах научных исследований, в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий. Довольно часто ученые понимают под «коммерциализацией» процесс поиска и привлечения дополнительных средств для продолжения своих научных исследований. Это в корне неверное представление. Суть коммерциализации - в построении «устройства для генерации денег», т.е. бизнеса, генерирующего устойчивые финансовые потоки.