Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:59, реферат
Структура инновационного проекта. Деятельность по созданию и внедрению новшеств, как правило, осуществляется через реализацию концепции проектного управления, т.е. осуществление инновационного проекта, который представляет собой систему целей и средств их достижения. Инновационный nроект - комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям) и оформленных комплектом проектной документации.
Обобщенно цикл управления инновационным проектом можно разделить на две стадии:
1) разработка инновационного проекта, когда определяются цели проекта и ожидаемые конечные результаты, дается оценка конкурентоспособности и перспективности результатов проекта, формируются задания, осуществляется планирование проекта и его оформление.
2) управление реализацией инновационного проекта, во время которой выбираются организационные формы управления, решаются задачи прогнозирования и оценки оперативной ситуации по достижению результатов, затратам времени, финансов, ресурсов, корректируются планы и т.д.
На первой стадии при выборе направления осуществления инновационного проекта и принятии решения об его инвестировании необходимо оценить потенциальную значимость каждого из возможных вариантов реализации проекта для выявления оптимального варианта. Для определения эффективности инновационного проекта используется экспертиза.
Критериями экспертной оценки могут быть научно-технические, экоэкономические, экологические и социальные показатели проекта.
Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники и технологии (при создании материальных инноваций). Научные знания являются базой реализуемых инновационных проектов. Научно-технические показатели внедренного нововведения отражают коммерческую значимость осуществленных научных исследований. Для определения научно-технического эффекта могут быть использованы оценочные показатели, выраженные в баллах, учитывающие новизну, изобретательский уровень и практическую пользу нововведения.
Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат на производство продукции и предоставление услуг. Экономическая эффективность нововведения зависит от масштабов использования и степени его диффузии в различных отраслях экономики. Высокий экономический результат новшества стимулирует дальнейшее развитие инновационной деятельности, укрепляет конкурентные позиции фирмы на рынке.
Следует отметить, что наряду с определением экономической эффективности нововведения необходимо рассчитывать величину инновационных рисков. Прогнозные оценки экономического эффекта корректируются с учетом рисков, возникающих при реализации инновационной деятельности.
Социальный эффект нововведений состоит в том, что они способствуют повышению благосостояния общества, качества жизни и условий труда, увеличению производительности, ускорению обновления жизненной среды. Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность, инновационные процессы ускоряют обновление жизненной среды.
Социальная значимость нововведения, отражающая его вклад в улучшение социальной сферы, определяется с помощью следующих оценок:
уровня жизни (доходы населения);
образа жизни (занятость населения, количество новых рабочих мест, подготовка кадров, социальная безопасность);
здоровья и продолжительности жизни (улучшение условий труда, развитие сферы здравоохранения и т.д.).
Экологический эффект определяется способностью инновации при производстве, эксплуатации и утилизации не оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
Экологический эффект может быть выражен следующими показателями: ресурсоемкостью, энергоемкостью, выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую среду, сроками полезного использования, возможностью повторного использования после истечения срока годности и другими показателями. При экологической оценке инновационного проекта учитываются потенциальные экологические риски, отражающие уровень его экологической безопасности.
Инновационный
проект характеризуется как
Существуют более точные критерии определения важности инновационных проектов. В частности, методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ, установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:
- коммерческая. (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников с учетом их вкладов;
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления инновационного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект, т.е. превышение дохода соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику
структуры инновационного
2. Охарактеризуйте
стадии инновационной
3. Как формируется
процесс и реализация
5. На какие стадии можно разделить цикл управления инновацион
ным проектом?
Ключевые термины и понятия
Принцип комплексности. Научно-технический эффект. Экономиче
ский эффект. Экспертиза. Принцип обеспеченности. Социальный эффект. Бюджетная эффективность. Научно-технические советы. Команда проекта.
rl
Тема Х!! 5 УПР АВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ И ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
Понятия инновационного процесс а и управления инновациями применимы не только к научно-техническим нововведениям. В нематериальной сфере, в частности в сфере туризма и социально-культурного сервиса, инновационная деятельность также требует стратегического и тактического управления, которое учитывает все слагаемые успешной инновационной деятельности. В связи с этим управление инновационным процессомявляется одним из важнейших разделов внутрифирменного управления.
44
Первой стадией жизненного цикла инноваций в сервисе и туризме является отбор перспективных инновационных програм.м. Прежде чем остановиться на каком-либо из проектов, компания должна учесть общуюэкономическую среду, в которой она ведет свою деятельность.
Большинство компаний принимает решение о выборе инновацион
ного решения, рассмотрев его с трех основных позиций:
1)
возможные технологические
2) факторы экономической среды, оказывающие влияние на рента
бельность;
3)
длительность работы над
ческой и экономической реализации ее результатов.
После всестороннего анализа всех этих положений делается вывод о пригодности того или иного инновационного проекта для данной компании в данных обстоятельствах, и формируются цели нововведения.
Следующая стадия представляет собой коммерческое управление инновацией. Как правило, в большинстве туристских компаний ответственность за весь проект и полный контроль над ресурсами, необходимыми дляего реализации, предоставляются одному менеджеру. При этом руководитель проекта на время вьшолнения своих обязанностей может возглавитьорганизационную структуру, сравнимую по масштабам и структуре с самой компанией.
Напротив, в крупном гостиничном бизнесе руководитель инновационного проекта не несет полной ответственности за ресурсы, разделяя ответственность за них с другими руководителями организации. В данномслучае организация или подразделение, занятое подготовкой и проведением инновации, может состоять из небольшого количества людей, которыевременно при влечены к выполнению инновационного проекта из постоянной функциональной организации.
Как показывает практика, не все ТУР<blирмы обладают достаточным потенциалом для осуществления реальных инновационных проектов, не ограничиваясь мелкими, незначительными изменениями. Чтобы ответить на вопросы, обладает ли данная компания потенциалом для осуществления инновационного проекта и является ли про водимая инновация проектом, Н.А. Квартальнов предлагает рассмотреть четыре показателя:
1) Масштаб и сфера деятельности. В ряде случаев можно говорить об управлении инновационным проектом для выполнения одноразового задания, определяемого условиями определенного конечного результата и большим размером и комплексностью по сравнению с теми задачами и действиями, которые организация выполняет н обычном режиме.
Чтобы быть инновационным проектом, инновационное действие должно, прежде всего, содержать данные о датах начала, сроках, когда зрелая стадия жизненного цикла турпродукта будет работать на полную мощность; сроках, когда головная компания возьмет на себя оперативное
45