Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:18, курсовая работа
Объектом курсовой работы является педагогические инновации. Предмет – значение и направления реализации педагогических инноваций.
Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Введение 3
Общая характеристика педагогических инноваций 5
1) Причины развития педагогических инноваций 7
2) Причины, препятствующие внедрению инноваций. 9
3) Примеры педагогических инноваций в современной системе образования 11
Заключение 15
Список используемой литературы
Московский
государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова
Факультет
иностранных языков и международных
коммуникаций
Реферат
Педагогические
инновации
Выполнила:
студентка 1 курса
очного отделения
Ашурова
Дарья Рустамовна
Проверила:
Трофимова Наталия Анатольевна.
Москва 2011
Содержание
Введение | 3 |
Общая характеристика педагогических инноваций | 5 |
1)
Причины развития |
7 |
2)
Причины, препятствующие |
9 |
3)
Примеры педагогических |
11 |
Заключение | 15 |
Список используемой литературы | 16 |
Введение.
В последние годы слово «инновация» стало употребляться практически во всех программах развития общества, во всех сферах деятельности человека. В частности, в сфере образования инновация стала не только рассматриваться как новая философия образования (см. Г.М. Кулешова, М.М. Поташкин), но и как предмет изучения новой области педагогики – педагогической инноватики, исследующей природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их оценку и применение на практике (А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова и др.).
Надо полагать, что такое увлечение новшествами и нововведениями связано, скорее всего, с неудовлетворенностью качеством функционирования образовательных систем и попыткой решить проблему повышения качества с помощью инноваций в период модернизации образования.
Педагогическая инноватика в отличие от инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании.
Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас просматривается усиленный интерес к инновациям во всех областях жизни общества. Он означает, как видно, особую потребность в нововведениях именно сегодня. Со всей очевидностью это прослеживается в сфере образования.
Объектом курсовой работы является педагогические инновации. Предмет – значение и направления реализации педагогических инноваций.
Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Методами
исследования являлись анализ психолого-педагогической
и методической литературы, опыта работы
педагогов и психологов.
Общая характеристика педагогических инноваций
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины.
Само
понятие «инновация» имеет
С одной стороны, развитие общества, человека, всех сторон его деятельности всегда было связано с появлением новых идей, нововведений, т.е. с инновациями. Постоянные исторические, политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выявляли новые требования к обществу, человеку. Именно они формировали социальный заказ, в частности, в области образования. А социально востребованные инновации, нововведения были всегда, если можно так сказать, ответом на социальный заказ. Поэтому само понятие «инновация», как это не покажется парадоксальным, не является инновационным.
Однако, с другой стороны, такой усиленный интерес к инновациям во всех областях жизни общества означает, как видно, особую потребность в нововведениях именно сегодня. Со всей очевидностью это прослеживается в сфере образования.
Под
педагогическими инновациями подразумевают
нововведения в педагогической системе.
Новизна - один из основных критериев оценки
педагогических исследований, результат
нововведения. Новшество в качестве педагогического
понятия означает «введение нового в образовательно-воспитательную
работу. Новшества часто относятся к введению
и применению новых методов, способов,
средств, новых концепций, к реализации
учебной литературы, новых учебных программ,
мер воспитания и др. Как понятие новшество
целиком входит в понятие модернизации
или осовременивания образовательно–воспитательной
работы». Новшество в образовании - это
может быть педагогическое средство, метод,
методика, технология, программа и т.д.
Под новшеством часто понимают целенаправленное
прогрессивное изменение, т.е. определенный
процесс. В других случаях новшеством
называют само средство, введение которого
в систему приводит к ее изменению. Следует
различать новшества и нововведения. Если
под педагогическим новшеством понимать
некую идею, метод, средство, технологию
или систему, то нововведением в этом случае
будет процесс внедрения и освоения этого
новшества. Новшество - нечто новое, специально
спроектированное, исследованное, разработанное
или случайно открытое. Это может быть
новое педагогическое знание, технология,
методика, прием. Нововведение - это продукт
освоения и внедрения новшества.
Причины развития педагогических инноваций.
Следует также отметить и причины возникновения педагогических инноваций. Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоко нравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни. Эти качества личности формируются в основном в системе образования средствами всех учебных предметов. Ведь педагогические цели являются следствием социальных целей и социальной сущности обучения.
Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях.
В современный переходный период со всеми его кризисными явлениями и особенно в духовной сфере, актуальным становится формирование позитивной стратегии обучения и воспитания. Такая стратегия, не возвращаясь на позиции авторитарного диктата по отношению к личности, должна, прежде всего, исходить из новых отношений между учителем и учащимися, что предполагает разработку многих вопросов теории и практики педагогической деятельности.
Изменение ролевых функций учителя и учащихся оказывается связанным с изменением содержания учебного предмета и его построения. Очевидно, что учебный предмет следует выстраивать так, чтобы способствовать активному соучастию обучаемых в творческом воспроизведении его содержания.
Решение
столь непростых проблем
Идея
не нова. В последние десятилетия
она прослеживается в авторских концепциях
обучения (В.В. Давыдов, Д.П. Эльконин, Г.П.
Щедровицкий, В.С. Библер и др.) и формирующихся
педагогических практиках. Однако путь
от инновационных идей в теории обучения
до их реализации в педагогической практике
оказывается долгим и тернистым. Впрочем
известно, что школа – наиболее инерционный
социальный институт (А. Тоффлер). Поэтому
сегодня можно с некоторым допущением
утверждать, что практика преподавания
отстает от теории, а технология – от методологии.
Широкого и грамотного внедрения инновационных
идей, методов и технологий в практику
преподавания в школах и вузах не происходит
вовсе или происходит медленно и не системно.
Причины, препятствующие внедрению инноваций.
Можно предположить, что существуют психологические барьеры у педагогов, а именно: нежелание меняться, страх перед неудачей, перед неизвестным и т.п. Вероятно, с этим в какой-то степени можно согласиться, тем более, если учесть, что отношение к новаторству среди педагогов весьма различно. По исследованиям К. Ангеловски [1] новаторы составляют 6,6% в педагогическом коллективе, а реализаторы, т.е. те, кто готов воплощать идеи новаторов – не более 44,7%. В такой ситуации вряд ли можно рассчитывать на системное и повсеместное внедрение инновационной идеи, метода, технологии.
К тому же следует принять во внимание и другую сторону проблемы, а именно, отношение к новаторам и нововведениям со стороны руководителей учебных учреждений и коллег по работе. К сожалению, это отношение бывает столь негативным, что вынуждает педагога прекратить инновационную деятельность или вовсе ее не начинать. Администрация ограничивает учителя на первом уровне инновационной деятельности: «нет достаточного опыта работы в школе, нужно поработать по традиционной системе, а потом уже вводить новшества»; «мы с этим еще сами мало знакомы, неизвестно, что может получиться»; «это все глупости, всю жизнь работали по старой программе, и все было хорошо»; «могут быть родители против, нам это не нужно»; «наши дети этого не поймут» и тд. Инновационная деятельность продуктивна только тогда, когда в школе созданы условия для творческой работы, администрация поддерживает их поиски, поощряет, доброжелательно относятся и коллеги. Расширение границ творческой деятельности учителей происходит и тогда, когда педагогическое сообщество не навязывает определенные алгоритмы деятельности, не останавливает инновационный процесс резкой критикой или осуждением, а порой и невниманием, молчаливым неучастием.
Еще одной из причин, препятствующих внедрению инноваций, может быть отсутствие ресурсного обеспечения, а оно подразумевает не только наличие необходимой материально-технической базы, но и подготовку учителей к процессу внедрения новшества в педагогическую практику.
Часто
для определения
Для начинающего учителя характерна сосредоточенность
на себе, на своих переживаниях, на своем
поведении. Молодой учитель смело берется
за нововведение, если верит, что оно поможет
ему почувствовать себя увереннее. У учителя
с небольшим стажем интересы, переживания
обычно сдвигаются на способы работы.
Для более опытного, творческого учителя
характерна центрация на интересах учащихся.
Его интересуют, прежде всего, новшества,
помогающие понять ученика, установить
с ним контакт, помочь его развитию. В данном
случае центрация учителя направлена
не просто на передачу некоторого содержания
от учителя учащимся, а на совместный творческий
поиск и личностный рост.