Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:58, курсовая работа
Значимость данной темы заключается в рассмотрении политики внебюджетной поддержки инноваций. Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность внебюджетных форм.
Для локализации, данной темы, необходимо вникнуть в основные принципы внебюджетной поддержи инновационной деятельности в РФ. Нам необходимо будет рассмотреть какие существуют формы поддержки инноваций, их особенности и классификации, в зависимости от источников формирования, назначения и масштаба использования. Затронуть немаловажную часть, такую как внебюджетные фонды. Определить как и каким образом происходит инвестирование инноваций, кто финансирует инновационные проекты и методы финансирования. Проанализировать основные проблемы реализации инновационной поддержке и что предпринимается для их устранения. Особую роль и значение, имеет в поддержке и регулировании инновационных проектов, государство.
Теоретическая часть………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности внебюджетных форм поддержки инновационной деятельности в РФ…………………………………………………………...4
1.1. Сущность внебюджетных форм, классификация, общая характеристика, особенности……………………………………………4
1.2. Формы финансирования инноваций……………………………………10
2. Анализ государственной поддержки внебюджетных инноваций…….19
2.1. Анализ проблем при реализации инновационной поддержки………..19
2.2. Внебюджетная политика инвестиций предприятия…………………...23
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………..…28
8. Корчагин Ю.А. Инвестиции: теория и практика-Ростов н/д Феникс, 2008.
9. Менеджмент / справочник. - М: ИКЦ «Март», 2007
10. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. 2008.
11. Научная жизнь 2(5), 2008.
12. Новости ИТ-бизнеса для Профессионалов
13. Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru
14. Поляк Г.Б.“Финансы и кредит” М-2008 Юнити-дана
15. "Российская Бизнес-газета" №764 (31) от 24 августа 2010 г.
16. Сайт Центрального Банка РФ.
17. Современный экономический словарь
18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент – СПб:. Питер 2008.
19. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования www.rusrand.ru
20. www.admoblkaluga.ru
Практическая часть.
Характеристика инновационных проектов ОАО «Северсталь».
На данный момент предприятие развивает несколько инновационных проектов. Рассмотрим подробнее данные проекты и проанализируем степень участия в них государственного сектора.
Производство.
Производство и сбыт металлопрокатной продукции является преобладающей и имеющей приоритетное значение хозяйственной деятельностью. Поэтому основные инвестиции стекают в эту область деятельности предприятия.
Основной проект здесь - коксохимическое производство и доменный цех. Помимо этого, в бизнес-плане выделены две программы - это программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии.
Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одной из первоочередных целей.
Эффект в работе над повышением качества металлопроката и увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечили стратегические программы - в области производства и сбыта, технического перевооружения и коммерческой деятельности, дальнейшей реструктуризации предприятия. Инвестиционные мероприятия по прокатному производству предусматривают повышение качества подката, в первую очередь, для линии оцинкования автолиста.
Важнейшими направлениями деятельности дирекции по производству остается совершенствование системы планирования производства для достижения лучшей ритмичности и 100% выполнения заказов, а также совершенствование системы ремонтов оборудования с целью уменьшения простоев и снижения затрат на производство продукции.
Система планирования и организации ремонтов КАП-ЭКС стала полностью опираться на электронную базу данных, что значительно повысило достоверность информации и оперативность принятия решений. Продолжает развиваться система трансфертных цен, которая позволила наиболее полно отразить в расчёте дохода результат усилий производственного коллектива.
Сбыт.
Основными задачами сбытовой программы, к реализации которой компания приступила еще в 1996 году, являлись уход от посредников, создание собственной сбытовой сети, установление и поддержание баланса между внутренними и внешними продажами.
Приоритет в сбытовой политике "Северстали" отдается внутреннему рынку ОАО "Северсталь", работа на котором строится по отраслевому принципу. В настоящий момент сбытовая стратегия ОАО "Северсталь" нацелена на достижение статуса главного долгосрочного партнера металлопотребляющих предприятий реального сектора России, создающего своим клиентам предложение, как по продукту, так и по сервису, его сопровождающему.
Принцип работы компании на внешних рынках основан на региональном подходе (Центральная Америка, Северная Америка, Юго-Восточная Азия, Африка, Ближний и Средний Восток, Европа). Поставки мировым транснациональным корпорациям (таким, как Филипс, Электролюкс, Фиат, Форд, Катерпиллар) позволяют войти в списки поставщиков и в будущем поставлять продукцию на заводы, планируемые к строительству в России - главном стратегическом рынке ОАО "Северсталь".
Еще одним направлением реализации программы стал контроль над себестоимостью и рентабельностью. Он позволяет использовать гибкую систему ценообразования и способствует заключению долгосрочных договоров на поставки продукции ОАО "Северсталь".
Освоение новых видов продукции - еще одно направление программы сбыта. Создание совместных команд для отработки технологии/разработки новых видов продукции, освоение производства сталей со специальными антикоррозийными свойствами, металла с покрытием в рамках программы импортозамещения обеспечивает "Северстали" рост поставок в автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс.
Активное использование промпорта и выгодное географическое положение позволяют ОАО "Северсталь" реализовать еще одно направление программы по сбыту - совершенствование транспортной логистики, цель которой - создание выгодных для клиентов условий поставок, в т.ч. с использованием консигнационных складов.
Закупки.
Главное направление коммерческой программы - оптимизация системы закупок при бесперебойном обеспечении компании сырьем - позволяет ОАО "Северсталь" оставаться в числе высокорентабельных предприятий российской черной металлургии.
В рамках новой структуры была разработана долгосрочная программа мероприятий, направленных на оптимизацию системы закупок.
Основными принципами коммерческой работы, следуя которым предприятие обеспечивает снижение издержек при закупках, является поиск альтернативных поставщиков, развитие отношений с поставщиками на основе заключения долгосрочных контрактов с фиксированными ценами.
Оптимизация издержек достигается за счет поиска альтернативных рынков, поставщиков, а также новых продуктов. Выход на новые рынки и закупки альтернативных продуктов, но с более высокими свойствами, существенно влияют не только на снижение себестоимости, но также генерирует более высокое качество металлопроката.
При существующих темпах технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей и приобретении в этих целях больших объемов оборудования приоритет отдается тендерному и конкурсному подходам к закупке ТМЦ и услуг. Практика проведения тендеров является одним из ключевых условий достигаемой при закупках экономии.
Как одно из эффективных направлений коммерческой программы, с точки зрения оптимизации стоимости затрат и укрепления отношений с поставщиками, рассматривается предоставление компанией комплексных транспортных услуг.
В развитие этого направления ОАО "Северсталь" приступило к формированию собственного подвижного состава. Универсальность собственного парка вагонов, которые могут перевозить как сырье, так и металлопрокат, дает возможность для выстраивания эффективной транспортной логистики. Экономический эффект от увеличения в 2004 году собственного и арендованного парка подвижного состава составил 4,8 миллиона долларов.
С 1 января 2004 года был создан в структуре коммерческой дирекции центр транспортной логистики, который объединяет как перевозки металлопроката ОАО "Северсталь", так и поставки сырья, материалов и оборудования.
За 2004 год разработаны оптимальные схемы перевозок угля, шлаков, концентратов, металлопроката при использовании собственных вагонов и вагонов компаний-операторов путем сокращения порожнего пробега.
Большое значение придается оптимизации транспортных перевозок на основе конкуренции между водными и железнодорожными поставками, которую поддерживает промышленный порт "Северстали". Перспективное направление оптимизации затрат - автоматизация процессов. Компания приступила к внедрению интегрированной системы "Учет и контроль закупок", что позволяет систему планирования и контроля закупок сделать высокоэффективной для бизнеса.
В рамках политики снижения внутренних затрат в компании проводится оптимизация бизнес-процессов. С 2003 года коммерческая дирекция приступила к созданию в ОАО "Северсталь" системы управления запасами. По итогам реализации этого направления автоматизированы центральные склады, созданы и автоматизированы центральные цеховые склады в основных цехах и производствах. Данная система позволяет отражать учет движения ТМЦ от поставщика ТМЦ до конечного потребителя.
Из вышеописанного следует, что предприятие является достаточно успешным игроком на рынке, однако, изложенные выше стратегии могут и должны иметь государственную поддержку, для повышения уровня деятельности организации и полученных финансовых результатов. Таким образом, определены основные направления государственной политики к инновационной деятельности предприятия:
· Производство;
· Сбыт;
· Затраты.
Рекомендуемые меры государственной поддержки для ОАО «Северсталь».
К мерам по государственной поддержке инновационной деятельности предприятия можно отнести:
1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.
2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
4. Создание и организация функционирования совместных предприятий.
5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.
6. Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.
Таким образом, определив основные направления государственной поддержки инновационной деятельности, можно говорить о конкретных направлениях государственной поддержки.
Для начала отметим негативные моменты развития ОАО «Северсталь» и металлургической промышленности:
* высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов;
* неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов;
* нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургии;
* повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья, материальных и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции;
* низкий уровень производительности труда;
* неразвитость сети малых и средних предприятий, производящих широкую номенклатуру металлоизделий в соответствии с требованиями рынка металлопродукции, особенно при реализации инновационных проектов в машиностроении;
* недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды на ряде производств, что обуславливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу и водные бассейны;
* низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций - прежде всего, отечественных;
* недостаточная гармонизация российских и зарубежных стандартов на металлопродукцию;
Кроме того:
* обостряются проблемы с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами;
* незначителен объем ценных бумаг компаний металлургического комплекса, находящихся в свободном обращении на фондовых рынках.
Внешние факторы, сдерживающие развитие металлургической промышленности следующие:
* недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке вследствие его низкой емкости, прежде всего отраслей машиностроения и металлообработки;
* высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов;
* мировой рост цен на энергоносители;
* низкая восприимчивость внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов;
* резкое усиление экспансии Китая и других стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции;
* негативные последствия вступления России в ВТО для основных металлопотребляющих отраслей, замедление темпов их роста.
Таким образом, были разработаны следующие направления государственной поддержки.
Производство. В данном направлении возможны инвестиции в НИОКР, патентование разработок предприятия, финансирование выставок и конкурсов. Государственный заказ на поставку продукции для предприятий оборонной промышленности.
Сбыт. Организация аукционов, лоббирование поставок продукции на внешний рынок. Повышение пошлин на ввоз китайской продукции, в целях повышения сбыта отечественной продукции.
Закупки. Снижение тарифов на энергоносители. Создание вертикально интегрированных предприятий: от сырья до конечной продукции.
Заключение
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.
Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.
Это подтверждается развитием предприятия ОАО «Северсталь», где повышению эффективности производства способствуют нововведения.
Информация о работе Основные внебюджетные формы поддержки инноваций