Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:58, курсовая работа
Значимость данной темы заключается в рассмотрении политики внебюджетной поддержки инноваций. Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность внебюджетных форм.
Для локализации, данной темы, необходимо вникнуть в основные принципы внебюджетной поддержи инновационной деятельности в РФ. Нам необходимо будет рассмотреть какие существуют формы поддержки инноваций, их особенности и классификации, в зависимости от источников формирования, назначения и масштаба использования. Затронуть немаловажную часть, такую как внебюджетные фонды. Определить как и каким образом происходит инвестирование инноваций, кто финансирует инновационные проекты и методы финансирования. Проанализировать основные проблемы реализации инновационной поддержке и что предпринимается для их устранения. Особую роль и значение, имеет в поддержке и регулировании инновационных проектов, государство.
Теоретическая часть………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности внебюджетных форм поддержки инновационной деятельности в РФ…………………………………………………………...4
1.1. Сущность внебюджетных форм, классификация, общая характеристика, особенности……………………………………………4
1.2. Формы финансирования инноваций……………………………………10
2. Анализ государственной поддержки внебюджетных инноваций…….19
2.1. Анализ проблем при реализации инновационной поддержки………..19
2.2. Внебюджетная политика инвестиций предприятия…………………...23
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………..…28
2. Анализ государственной поддержки внебюджетных инноваций.
Анализ проблем при реализации инновационной поддержки.
На сегодняшний день инновационная деятельность имеет очень важное значение для экономики страны. Но для ее развития крайне необходима государственная поддержка. Инновационные продукты используются во всех сферах производства, поэтому федеральная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного инновационного климата для материализации научно-технического развития в экономической сфере. Поддержка инноваций ведется в нашей стране крайне неэффективно. Многие значимые проекты просто остаются незамеченными, а незначительных средств, выделенных государством на некоторые проекты, едва хватает для оформления прав на изобретение, не говоря уже о его массовом производстве.
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленные на существенное оживление инновационной деятельности.
К этим мерам можно отнести следующие:
· прямое финансирование;
· предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
· снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
· отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
· реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
· создание сети технополисов, технопарков и т.д.
Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие концептуальной государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий. Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальные научно-технический и образовательный потенциалы, однако эффективность их практического использования в рыночных условиях явно недостаточна, т. к. формирование национальной инновационной системы находится в начальной стадии развития.
На сегодняшний день одной из основных проблем национальной инновационной системы (НИС) является высокая степень её разбалансированности: её главные элементы – научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура – функционируют изолированно друг от друга. При этом стратегия реального сектора не ориентирована на использование результатов отечественных исследований и разработок, а уровень инновационной активности в промышленности крайне низок – 9,8% в 2009 г., что в несколько раз ниже, чем в развитых странах (в Греции – 28%, во Франции – 46%, в Германии – 67%). Несоразмерность развития звеньев НИС также является следствием того, что сильным базовым факторам конкурентоспособности (природные, трудовые, интеллектуальные ресурсы) противостоят слабые инфраструктурные факторы (финансовая система, корпоративное и государственное управление, технологическая инфраструктура, организация рынка). В этой связи важно не допустить ослабления базовых факторов (особенно трудовых и интеллектуальных) и принять действенные меры по укреплению перечисленных инфраструктурных факторов.
Помимо этого, проблемой остаётся не только неудовлетворительное общее состояние научно-исследовательской базы в стране, но и ограниченное число фирм-инноваторов. С 2000 по 2009гг. их удельный вес, в общем числе обследованных организаций, ежегодно не превышает в среднем 11%.
Количество новых проектов, представленных инноваторами за последние полугодие, увеличилось в среднем на 32%. Это выше показателя прошлого года на 15%. "Такой рост связан с активностью государства в инновационной сфере, - считает директор технопарка "Ноосфера" Юрий Безруков. - В 2009 году общий уровень государственных субсидий на развитие инновационных программ и проектов оценивался в 1,3 трлн рублей".
Однако, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), спрос на инновации продолжает снижаться. Доля малых предприятий страны, внедряющих инновации, составляет примерно 3,7%, что на 0,2% ниже показателя конца 2009 года. Количество организаций, внедряющих принципиально новые продукты, составляет менее 0,5%. В ведущих зарубежных странах этот показатель равняется 5%.
В среднем по России уровень инновационной активности в начале августа 2010 года снизился практически в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2009 году. Эксперты считают, что это напрямую связано с аномальной жарой и смогом. В августе 56% инноваторов отменили запланированные мероприятия, 35% изобретателей отметили, что погодные условия незначительно повлияли на их рабочий ритм, а 9% - что погода никак не изменила их планов. Таким образом, с начала месяца число новых инновационных проектов сократилось на 70%. Например, в Москве уровень инновационной активности упал в 8,1 раза, в Московской области - в 9,5 раза, в Нижнем Новгороде - в 7,1 раза, а в Санкт-Петербурге - в 1,8 раза.
Кредитование является одним из самых значимых и важных способов привлечения средств для финансирования инноваций. В течение 2009 года малый и средний бизнес России сумел привлечь в 20 крупнейших банках около 150 тысяч кредитов на общую сумму порядка 900 миллиардов рублей. Рынок очень болезненно отреагировал на экономический кризис -- годом ранее Сбербанк России в одиночку предоставил предпринимателям кредиты на триллион рублей.. Однако в сравнении с объемом кредитования США и Европы, объем российского кредита все еще очень мал. Обусловлено это в основном уровнем процентных ставок. На декабрь 2010 года ставки рефинансирования США, Европы и России составляли соответственно 0,25%, 1% и 7,75%.
Еще одной весомой проблемой российской экономики является высокий уровень инфляции. Именно наличием данного фактора обусловлены высокие ставки по кредитам. Так же инфляция создает дополнительные трудности при оценке эффективности вложений в инновации и создает дополнительные риски окупаемости вложений, на декабрь 2010 года уровень инфляции приблизительно составлял 8,4%.
2.2. Внебюджетная политика инвестиций предприятия.
Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед руководством фирмы, является решение вопроса: какие средства следует выделять на исследования и разработки? Объем имеющихся средств всегда ограничен, и его необходимо разделять между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу, например реклама, и где решаются долгосрочные задачи, как в случае НИОКР. Но НИОКР - не единственная область, где требуются средства, не дающей немедленной отдачи, хотя именно здесь наиболее трудно принимать решения на базе показателя "затраты - прибыль", т.к. только в редких случаях можно связать затраты на НИОКР непосредственно с видимыми изменениями прибыльности, поскольку динамика последней обычно подвергается воздействию и других факторов. Выделение средств на НИОКР должно выступать в качестве стратегического решения, которое базируется на проницательности высшего руководства и испытывает влияние их собственной системы ценностей. Некоторые компании намеренно не расходуют на развитие техники средств больше минимально допустимой величины. Размер средств, выделяемых ежегодно на НИОКР, во многом зависит от руководителя НИОКР, особенно в условиях, когда он не влияет на отношение компании к научно-техническим нововведениям.
Обычно выделяют три основные группы внутренних текущих затрат на инновационную деятельность: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки.
В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:
1. финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;
2. финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;
3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;
4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;
5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;
6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.
Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области инновационного развития предприятия в соответствии с поставленной целью и стратегий.
В любой организации следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика представляет собой общую линию поведения организации на рынке, ведущая к повышению уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активных отношений между сотрудниками в организации.
Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) для осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.
Главная задача - это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация стратегии.
Основная цель инновационной политики промышленного предприятия состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное саморазвитие компании, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной политики заключаются в: обосновании приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий.
К основным принципам инновационной политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность, эффективность и учёт неопределённости.
Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность промышленных предприятий, выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третье место делят между собой высокая стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится на низкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический риск.
Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия.
Заключение
В теоретической части мы рассмотрели особенности внебюджетных форм поддержки инновационной деятельности в РФ.
В разделе 1.1. отражено то, какое большое значение имеет инновационная деятельность в РФ. Какие существуют классификации, по различным признакам. А также важнейшая форма внебюджетной поддержки инновационной деятельности - внебюджетные фонды.
В разделе 1.2. сформулированы основные формы финансирования инноваций: собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Кроме источников финансирования отражены также и методы финансирования.
В главе 2 (разделе 2.1.) приведены наиболее актуальные проблемы Российской экономики в сфере инновационной поддержки и способы устранения этих проблем.
В разделе 2.2. описаны основные формы стимулирования инновационной деятельности предприятия, показана инновационная политика промышленного предприятия, ее цели и задачи.
Список используемой литературы
1. Ансофф И.В. Стратегическое управление: Уч. - М: Экономика, 2005
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Уч. - М: Экономист, 2006
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч. - М: - Экономист, 2006
4. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005
5. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, - ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2007
6. Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике №127-ФЗ
7. Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". №39-ФЗ
Информация о работе Основные внебюджетные формы поддержки инноваций