Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:45, контрольная работа
Инновационный процесс - более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и с различной степенью детализации.
Инновационный процесс - более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и с различной степенью детализации.
Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.
То
есть это процесс создания, распространения
и использования новшества (т.е. совокупности
новых идей и предложений, которые
потенциально могут быть осуществлены
и при условии масштабности их использования
и эффективности результатов могут стать
основой любого нововведения). Это преобразование
новых видов и способов человеческой жизнедеятельности
(нововведений) в социально-культурные
нормы и образцы, обеспечивающие их институционное
оформление, интеграцию и закрепление
в культуре общества
инновационные процессы выражают суть
процессов социальных изменений, характеризуют
источник развития общества. Эти процессы
носят дискретный, обычно циклический
характер, тесно связанный с жизненным
циклом нововведения н направленый не
на сохранение уже имеющегося, а на его
трансформацию, на переход в иное качество,
с неизбежным риском неоптимальности
или даже нежизнеспособности предлагаемого,
с ревизией устаревших норм и ролей, а
нередко и с их заменой. Это одна из основных
социокультурных предпосылок развития
общественной практики, обогащения ее
новыми познавательными, технологическими,
эстетическими и всеми другими формами
человеческого опыта. Инновационный процесс
определяется двойственной природой нововведения:
как непосредственного опыта, формирующегося
в рамках конкретного вида деятельности
(научно-исследовательской, производственной,
бытовой и др.), с одной стороны, и как нового
опыта, получившего общесоциальное и общекультурное
значение в качестве устойчиво воспроизводимого
элемента общественной практики, явления,
факта культуры - с другой. Таким образом,
инновационный процесс представляет собой
механизм перевода нововведений из сферы
непосредственного опыта в сферу опыта
общественно-исторического. Такой переход
осуществляется в различных формах. Инновационный
процесс может выступать в форме прагматизации
новых продуктов духовного производства,
в результате которой они переводятся,
переоформляются в нормы практической
деятельности. Новое знание, возникающее
как непосредственный опыт в рамках работы
исследовательского характера, выводится
из сферы познавательного процесса и переоформляется
в инновационный процесс в новых системах
технологической деятельности. В свою
очередь, наука выступает как механизм
И.П. по отношению к различным формам практической
деятельности, тогда как она делает своим
объектом эмпирически возникающие новшества,
становящиеся в последствии нововведениями,
дает им рациональную интерпретацию, превращает
их в формы теоретического знания. Наряду
с прагматизацией и идеализацией, важной
формой Инновационный процесс выступает
трансляция нововведений в систему культурных
норм и образцов, подлежащих воспроизводству
в процессе их освоения новыми поколениями
людей. В связи с этим в И.П. в современных
условиях возрастает роль таких общественных
институтов, как образование, средства
массовой информации и коммуникации и
т.д. которые обеспечивают динамику культуры,
ускоренное обращение нового опыта в различных
сферах общественной практики.
В
общем случае инновационный процесс
состоит в получении и
Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет из себя жизненный цикл продукта.
Этапы инновационного процесса
В зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-исследовательских работ, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.
В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.
Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.
Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Под опытно—конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
К опытно-конструкторским работам относятся:
Основные научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста и спад объёмов продаж.
На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.
Подготовка ведётся по двум основным направлениям:
Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.