Организация и проблемы финансирования НИОКР в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

В первой главе остановилась на определении понятия НИОКР в Российском законодательстве; роли НИОКР на современном этапе экономического развития любой страны; на основных формах, видах и методах механизма финансирования НИОКР, которые использовались у нас во времена СССР и используются на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели. Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР в развитых странах и странах с переходной экономикой (ЦВЕ), здесь отмечены положительные моменты каждого из механизмов, их недостатки, а также проанализирована возможность использования тех или иных форм, видов и методов организации финансирования НИОКР в зарубежных странах для совершенствования механизма финансирования НИОКР в России.

Работа содержит 1 файл

легкая атлетика.doc

— 143.24 Кб (Скачать)

 Остроту проблемы  надежного заемщика уменьшает  практика получения банками ликвидного  залога под выдаваемый кредит. Кредитование клиентов без дополнительного  обеспечения возможно только  при достаточно прочном положении  предприятия на рынке. В качестве  обеспечения ссуды выступают:  залог, гарантии, поручительства, страхование  кредитного риска, переуступка  в пользу банка требований  заемщика третьему лицу.    

 Вместе с  тем имеются объективные ограничения,  связанные с использованием залога, как средства минимизации риска,  так как найдется мало предприятий  и организаций имеющих возможность предоставить залог, отвечающий требованиям банка.    

 Снижение  инфляции, падение доходности ГКО  вынуждают банки искать новые  сферы вложения капитала. Однако банки, отказывающиеся от спекулятивных операции в пользу кредитования производства, испытывают серьезные финансовые проблемы, поскольку "среди промышленных предприятий в России, нуждающихся в инвестициях не более 1% способно вернуть кредит" (26 стр.20). Особенности деятельности связанной с НИОКР (рисковость, отсутствие дохода в течение длительного времени после создания опытного образца продукта), равно как и тяжелый финансовый кризис августа 1998 г. в еще большей степени отвратило внимание коммерческих банков от инновационной деятельности вообще.    

 На сегодняшней  день государству следует принять  более радикальные меры, направленные  на повышение заинтересованности  кредитных учреждении в обслуживании сферы НИОКР. К таким мерам могут быть отнесены следующие:

-      исключить или существенно сократить суммы срочной задолженности предприятий, реализующих инновационные проекты из облагаемой налогом прибыли банка;

-      уменьшить размер обязательных резервов в ЦБР на 50 % для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятии;

-      гарантировать своевременный возврат полученных кредитов от коммерческих банков путем беспроцентного кредитования со стороны ЦБР на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;

-      предоставлять для целей кредитования инновационных процессов коммерческими банками целевые ресурсы ЦБР по более низким ставкам. (26 стр. 21)    

 Кроме средств  российских банков представляется  целесообразными действия государства  и субъектов хозяйствования по  привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции во многом  способствовали бы росту инновационной  активности российских предприятий,  поскольку прямые вложения иностранного  капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны. Реализация государственной стратегии по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективного механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления должны сформулировать систему льгот и преференции для иностранных инвесторов, закрепив их в налоговом и таможенном кодексах и в других законодательных актах, а также создания совместных предприятий.     

 Подводя итог анализу современного состояния механизма финансирования НИОКР хочется отметить, что дальнейшее его реформирование должно быть направлено на усиление рыночных принципов финансирования. Осуществление расходов на НИОКР должно происходить главным образом в рамках хозяйствующих субъектов, непосредственно занятыми производством конкурентоспособных инновационных продуктов, стимулом к чему должна служить выверенная система соответствующих льгот со стороны государства. Взаимодействие хозяйствующих субъектов с научно-исследовательскими организациями должно проходить на договорной, коммерческой основе, посредством созданной системы координации размещения заказов на конкурсной основе (через фонды, специализированных коммерческих посредников, занимающихся приемом заказов на НИОКР и поиском наиболее эффективных исполнителей). Государственное финансирование, при стабильном развитии экономики должно концентрироваться только на сфере фундаментальных исследований, поддержке науки, наиболее значимых сферах прикладных исследований. Развитие новых, перспективных форм и видов организации и финансирования НИОКР должно основываться на использовании успешного мирового опыта, который должен быть адаптирован к реалиям нашей действительности. Именно на проблемах и возможностях использования мирового опыта я и остановлюсь во второй главе. 
 
 
 
 

Заключение    

 Подводя итоги  сказанному выше необходимо сказать,  что сфера НИОКР поистине является  основой возможного качественного  роста российской экономики. Разбазаривание научно-технического потенциала, накопленного в советские годы, было бы непростительной, грубейшей ошибкой. Только развитие сферы высоких технологий четвертого, пятого технологических укладов, производство конкурентоспособной, наукоемкой продукции отечественными предприятиями способно предотвратить попадание России в число "банановых республик".    

 Для этого  государство должно приложить  максимум усилий по стимулированию  развития данной сферы. Наряду  с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот о которой говорилось выше, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.    

 Используя  международный опыт организации  финансирования НИОКР государство  должно стимулировать развитие  новых структур работающих в  данном направлении (венчурных  фирм и фондов, научно-финансовых  групп), создавая необходимую инфраструктуру  и подводя законодательную основу  под функционирование данных  структур.    

 В целом  же остается уверенность, что несмотря на все трудности Россия и в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности, осталась чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии.      
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

1.    Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.)

2.    Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г.)

3.    Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г.)

4.    Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (с изм. и доп. от 16,21, 23,31 июля, 26 ноября, 29 декабря 1998 г., 27 декабря 2000 г.)

5.    Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (с изм. и доп. от 5, 17 июля, 25 октября, 20 ноября, 31 декабря 1999 г., 2 января 2000 г.)

6.    Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (с изм. и доп. от 10 июля, 5 августа, 25 декабря 2000 г.)

7.    Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"

8.    Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 827 "О Федеральном фонде производственных инноваций" (с изм. и доп. от 2 ноября 1995 г., 31 марта, 10 июля 1998 г.)

9.    Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. N 360 "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок"

10.Постановление  Правительства РФ от 13 октября  1999 г. N 1156 "Об утверждении Порядка  образования и использования  внебюджетных фондов федеральных  органов исполнительной власти  и коммерческих организаций для  финансирования научных исследований  и экспериментальных разработок"

11.Постановление  Госкомстата РФ от 20 июня 1995 г. N 63 "Об утверждении форм федерального  государственного статистического  наблюдения за инновационной  деятельностью" (с изм. и доп. от 3 августа 1998 г.)

12.Финансирование  инновационной деятельности: Учебное  пособие/ Под. Ред. Подшиваленко Г.П., Демчинская О-В. - М.: ФА при Правительстве РФ, 1993 г.

13.Финансы: Учебник/  Под. ред. Родионовой В.М., М., Финансы и статистика 1995 г.

14.Андрианов  В. Конкурентоспособность России  в мировой экономики// Мировая  экономика и международные отношения  - 2000. №3.

15.Бобылов Ю.А.  Российская отраслевая наука  и налоговая политика// Финансы  - 1998. - №7.

16.Водопьянова  Л. Страны Центральной и Восточной  Европы: наука в пути// Мировая  экономика и международные отношения  - 2000. -№10.

Информация о работе Организация и проблемы финансирования НИОКР в России