Организация и проблемы финансирования НИОКР в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

В первой главе остановилась на определении понятия НИОКР в Российском законодательстве; роли НИОКР на современном этапе экономического развития любой страны; на основных формах, видах и методах механизма финансирования НИОКР, которые использовались у нас во времена СССР и используются на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели. Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР в развитых странах и странах с переходной экономикой (ЦВЕ), здесь отмечены положительные моменты каждого из механизмов, их недостатки, а также проанализирована возможность использования тех или иных форм, видов и методов организации финансирования НИОКР в зарубежных странах для совершенствования механизма финансирования НИОКР в России.

Работа содержит 1 файл

легкая атлетика.doc

— 143.24 Кб (Скачать)

 В условиях  переходного периода государственная  инновационная политика должна  предусматривать: во-первых, развитие  направлений, в рамках которых  создается техника новых поколений,  обеспечивающая в конечном счете статус России как ведущей технологической державы; во-вторых, сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса; в-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.    

 Финансовый  механизм реализации государственной  политики финансирования НИОКР  должен представлять собой систему  ресурсного обеспечения всего  инновационного цикла, включая  стадии разработки, промышленного  производства и эксплуатационного  применения инноваций. Большую  роль в этом направлении должны  играть бюджеты субъектов и  муниципальных образований, т.к.  очевидно, что у государства нет  большой заинтересованности в  финансировании разработок, используемых  в масштабах например области,  а тем более - их внедрения.    

 Другой сферой  государственного финансирования  является сфера прикладных исследований  и внедренческих работ. Особое  значение в рамках данной сферы  приобретает усиление роли государственного  заказа. Объектом целевого государственного  финансирования должны стать  федеральные инновационные и  государственные научно-технические  программы. Их основное содержание  составляют отобранные по конкурсу  проекты создания конкретных  видов принципиально новой техники,  технологий и материалов или  достижение практических результатов  в ходе комплексных теоретических  и экспериментальных исследований. В сочетании с обязательной "прозрачностью"  процедур предоставления госзаказа  на конкурсной основе с последующим  заключением контракта на его  выполнение подобная практика  обеспечит целевой характер и  общее повышение эффективности  использования финансовых ресурсов. Формами госзаказа могут быть:

—   целевой контракт под конкретные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на полученные результаты;

—   конкурсный контракт с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем и правом государства на выкуп у исполнителя его доли.    

 В целом  механизм прямого финансирования  является наиболее перспективным  именно на направлениях решения  общегосударственных задач: финансирование  науки, фундаментальных исследований, приоритетных прикладных исследований  и т.п.,- для стимулирования увеличения  доли затрат на НИОКР внутри  хозяйствующих субъектов необходимо  использования механизма косвенного  государственного финансирования.    

 Ключевым  звеном такого механизма является  практика предоставления льгот  исполнителям НИОКР. Прежде всего речь идет о налоговых льготах. Так Российским налоговым законодательством предусмотрена льгота для организаций, осуществляющих НИОКР за счет собственных средств. В соответствии с подпунктом «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли. Следует также учитывать, что п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот (в т. ч. и вышеуказанной льготы дня организаций, осуществляющих НИОКР) установлено 50%-е ограничение на уменьшение фактической суммы налога, исчисленной без учета данных налоговых льгот.    

 К сожалению,  в настоящее время предприятия  практически не используют данную  льготу, во-первых, из-за отсутствия  прибыли, при котором 10% скидка  значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности  проведения таких работ собственными  силами. В связи с этим для  стимулирования предприятий внедрять  новые технологии следует предусмотреть  снижение налогооблагаемой базы  по налогу на прибыль на  полный объем НИОКР. При этом  в случае невозможности покрытия  расходов по НИОКР за счет  прибыли одного года необходимо  предусмотреть снижение налога  на прибыль в последующие годы.     

 Если говорить  о льготах научным организациям то и здесь существуют свои проблемы. Так подпунктом «д» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, установленным правительством РФ. Данная льгота выведена из-под упоминавшегося выше 50%-го ограничения. "Однако практическое применение данной льготы по налогу на прибыль в настоящее время серьезно затруднено тем, что отсутствует утверждаемый правительством РФ порядок исключения из налогооблагаемой прибыли научных организаций, прошедших государственную аккредитацию, фактически произведенных затрат на проведение и развитие НИОКР" (32 стр. 9).    

 Помимо льгот  по налогу на прибыль льготный  налоговый режим по научно-исследовательским  и опытно-конструкторским работам  применяется в соответствии с  подпунктом «м» п. 1 ст. 5 ФЗ «О  налоге на добавленную стоимость» (2), от НДС освобождаются НИОКР,  выполняемые за счет бюджета,  средств Российского фонда фундаментальных  исследований. Российского фонда  технологического развития и  образуемых для этих целей  в соответствии с законодательством  внебюджетных фондов министерств,  ведомств, ассоциаций, а также по  НИОКР, выполняемым учреждениями  образования и науки на основе  хозяйственных договоров.    

 Данная льгота является, на наш взгляд, вполне оправданным шагом т.к. это не только стимулирует предприятия-заказчиков сотрудничать на договорной основе с учреждениями образования и науки, но и ориентирует участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом, создание специализированных внебюджетных фондов финансирования НИОКР. Помимо льготного налогообложения в число льгот входят:

-      применение механизма ускоренной амортизации для оборудования, используемого в исследованиях;

-      предоставление возможности создания в государственных научных организациях фондов материального поощрения, научно - технического и социального развития за счет средств, полученных от собственной коммерческой деятельности и экономии по сметам бюджетных средств по законченным работам данных учреждений.     

 Следующей  важной группой источников финансирования  НИОКР являются собственные средства  предприятий. К сожалению необходимо отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает доля предпринимательского сектора как источника финансирования. За 1994-1999 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта - с 19,9 (24 стр. 88) до 15,7%, (см. диаграммы приложения 2), при нелинейном характере сокращения. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше, что является, на мой взгляд, вполне оправданным так как внутри предприятия все стадии инновационного процесса замкнуты и НИОКР, на финансирования которых направляются внутренние средства предприятий (прибыль, амортизационный фонд, устойчивые пассивы), в конечном итоге выливаются в законченные инновационные продукты, пользующиеся спросом у потребителей (при правильно построенной производственно-сбытовой политики фирмы). Конечно, с ростом промышленного производства и платежеспособного спроса, а следовательно доходов и прибыли предприятий и организаций доля собственных средств в финансировании капитальных затрат и затрат на НИОКР постепенно будет возрастать, что наблюдалось в 2000 году, однако для стимулирования деятельности в сфере НИОКР внутри предпринимательского сектора со стороны государства должны приниматься меры (о которых говорилось выше) косвенного воздействия на данный процесс.    

 Ключевым  звеном в финансировании НИОКР  являются внебюджетные фонды,  которые по сути являются связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности. Согласно п. 1 Порядка образования внебюджетных фондов (10) "федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:    

 Министерство  науки и технологий Российской  Федерации - российский фонд технологического  развития;    

 Федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти - фонды  финансирования научных исследований  и экспериментальных разработок  соответствующих федеральных министерств  и иных федеральных органов  исполнительной власти;    

 коммерческие  организации - фонды финансирования  научных исследований и экспериментальных  разработок соответствующих коммерческих  организаций.    

 Внебюджетные  фонды федеральных органов исполнительной  власти формируются за счет: - добровольных отчислений, осуществляемых  на договорной основе организациями  (хозяйствующими субъектами), находящимися  в их ведении;

-      1,5% - х отчислений;

-      отчислений коммерческих организаций.    

 Внебюджетные  фонды коммерческих организаций  формируются за счет собственных  отчислений (1,5%), а также отчислений, осуществляемых на договорной  основе другими коммерческими  организациями.    

 Федеральные  органы исполнительной власти  и коммерческие организации в  соответствии с договором с  Министерством науки и технологий  Российской Федерации ежеквартально  перечисляют в российский фонд  технологического развития 25 процентов  средств, поступающих в их внебюджетные  фонды.    

 Представляется, что механизм финансирования  НИОКР за счет средств внебюджетных  фондов является весьма эффективным.  Выделение средств из внебюджетных  фондов осуществляется на договорной  основе, на основе проведенных  конкурсов и экспертиз проектов. Фонды начали играть связующее  звено между заказчиками и  исполнителями НИОКР, осуществляя  финансирование в том числе на возвратной основе. Наиболее успешными с точки зрения поставленных задач оказались Российский фонд фундаментальных исследований, отпочковавшийся от него Российский гуманитарный научный фонд, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.    

 Недостаток  собственных средств организация  может компенсировать за счет  заемных источников. В первую  очередь к таким источникам  можно отнести банковские кредиты.  Кредит в наибольшей степени  соответствует характеру рыночных отношении, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться и на всех этапах инновационной деятельности, в финансировании заказов реального сектора экономики, выполняемых в научно-технической и инновационной сферах.    

 Коммерческие  банки могут кредитовать НИОКР,  выполняемые научными организациями  по договорам с заинтересованными  заказчиками, оплачивающими работы  после их полного завершения  и приемки. Банк может выполнять  функции координатора инновационного  проекта от имени конкретного  органа, являющегося владельцем  денежных средств, что обеспечит  повышение эффективности вложения  средств и ответственности исполнителей, поскольку финансовый институт  может прибегать к требованиям  неустойки за ненадлежащее выполнение  договора.    

 Наиболее  широко кредит может использоваться  при осуществлении затрат на  НИОКР непосредственно на самих  предприятиях, поскольку позволяет  последним осуществлять инновации  без крупных единовременных отвлечении  на эти цели собственных оборотных  средств. Этому способствует принятие  Федерального закона "О внесении  изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О налоге  на прибыль предприятий и организаций".(3) От налога на прибыль освобождаются  средства, направляемые на финансирование  капитальных вложений, а также  погашение кредитов банков, полученных  и используемых на эти цели. Освобождается от налогообложения  прибыль банков и кредитных  учреждений, полученная от предоставления  кредитов на срок от 3 лет для  осуществления капиталовложений  по развитию производственной  базы предприятий.    

 К сожалению,  приходится констатировать, что  многие российские коммерческие  банки не в состоянии кредитовать  затраты на НИОКР предприятий  и организаций. Это происходит из-за того, что отечественные банки отличаются следующими особенностями: сравнительно небольшая величина собственного капитала банков, низкий удельный вес собственного капитала в активах, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающее возможности долгосрочных вложений, высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах, острота проблемы ликвидности активов банков и др. Эти особенности не позволяют большинству российских банков осуществлять долгосрочные кредитования инновационных проектов, поскольку собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые имеют в основном кратковременный характер.    

Информация о работе Организация и проблемы финансирования НИОКР в России