Организация финансирования инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является развитие теоретико-методических основ финансирования инновационных проектов коммерческими банками, обеспечивающих более обоснованное принятие управленческих решений по выбору варианта их кредитования на основе повышения корректности экономической оценки.

Содержание

Введение 4
1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации 8
1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития 8
1.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа 10
2. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками 20
2.1. Задачи в области обеспечения инновационного развития 20
2.2. Состояние и перспективы взаимодействия банков и инновационно активных предприятий 22
3. Общие принципы организации работы банка с заявками на финансирование инновационных проектов 29
3.1. Практика работы отечественных банков с инновационными проектами 29
3.2. Условия и риски финансирования проекта 38
Заключение 41
Литература 45

Работа содержит 1 файл

Организация_финансирования_инновационных_проектов.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

      В этой связи заметим, что для инвестора личные и профессиональные качества менеджеров компаний являются одним из главных критериев отбора объекта инвестирования, ибо квалифицированный менеджмент - эффективный показатель снижения неопределенности, связанной с финансированием ИП.

      Что касается факторов второй группы, то их наличие обусловлено повышенным риском для банков при кредитовании инновационных проектов в силу их долгосрочности, новизны, сложности для экспертизы по доходности, окупаемости и проч. Если при традиционном кредитовании банки уже научились оценивать и страховать свои риски, то в отношении ИП в полной мере этого сказать нельзя: не до конца отработаны процедуры оценки, механизмы гарантий и т.д.

      Помимо перечисленных факторов важнейшее стимулирующее действие на принятие инвестиционных решений оказывает позиция государственных регулирующих и законодательных органов.

      В этой связи интересным представляется вопрос о возможности установления Центральным банком РФ каких-либо льготных условий для банков, финансирующих инновационные проекты (многие из которых имеют и государственную значимость). Сегодня официальная точка зрения регулирующих органов состоит в том, что предоставление льгот по формированию резервов для банков, финансирующих как инвестиционные, так и инновационные проекты, противоречит требованию создания равных конкурентных условий для деятельности банков.

      С точки зрения ослабления нормоконтроля (как стимулирующей функции) также подчеркивается, что меры, направленные на стимулирование участия кредитных организаций в инновационных проектах не должны приводить к искажению показателей их деятельности, включая данные по финансовому состоянию, величине капитала и кредитных рисков. Таким образом, можно сделать вывод, что официальные регулирующие органы от решения данной проблемы пока отстраняются.

      В этой связи целесообразно расширение существующей практики сотрудничества банков с органами государственной власти на основе заключаемых между ними соглашений о сотрудничестве. Более тесное сотрудничество кредитных организаций с местными органами власти в идеале должно способствовать созданию в субъектах Федерации (при помощи налоговых, компенсационных и других льгот) условий, позволяющих хозяйствующим субъектам вкладывать средства в инновационные проекты и получать выгоду.

 

Глава 3. Общие принципы организации работы банка с заявками на финансирование инновационных проектов

§ 3.1. Практика работы отечественных банков с инновационными проектами

 

      Если рассмотреть практику работы отечественных банков с инновационными проектами, то необходимо отметить, что банки стараются строго придерживаться стратегических принципов обеспечения надежности и доходности вложений. Кредитные ресурсы предоставляются после всестороннего изучения финансового положения заемщика и его репутации. Ключевое внимание уделяется анализу потока денежных средств клиента или проекта. До принятия окончательного решения об участии в финансировании инвестиционного проекта банками проводится большая предварительная работа по изучению уровня подготовки и личных качеств предпринимателя, анализу представленного бизнес-плана, оценке сопутствующих рисков и возможных путей их уменьшения.17

      В большинстве банков, активно работающих в данном направлении, на это нацелена отработанная за многие годы на практике технология отбора и сопровождения рисковых проектов, вобравшая в себя и западные рекомендации науки управления, и личный опыт и интуицию кредитных специалистов.

      Очевидно, что подходы к кредитованию инновационных проектов будут разрабатываться банками с учетом уже существующих основополагающих принципов, обеспечивающих эффективное использование и своевременный возврат вложенных инвестиций. При этом сложность данных проблем обусловливает необходимость совершенствования инструментария банковского инновационного менеджмента.

      Разработку рекомендаций, направленных на повышение эффективности кредитной политики банков в части финансирования инновационных проектов, целесообразно разделить на два этапа.

      На первом этапе необходимо описать общий алгоритм действий банка при кредитовании ИП исходя из реалий отечественной банковской практики. Цель данного этапа - изложение методических решений, позволяющих наладить в коммерческом банке качественную систему кредитования ИП (либо повысить эффективность уже действующей системы).

      На втором этапе необходимо подробно проанализировать те составляющие кредитного процесса, которые учитывают инновационную специфику объекта кредитной сделки (к ним относятся в первую очередь оценка эффективности ИП и оценка его рисков).

      Цель второго этапа - изложение конкретных методик и подходов к нивелированию наиболее принципиальных проблем, затрудняющих принятие инвестиционного решения по инновационному проекту.

      Следует отметить, что проблематику взаимодействия банков и инновационно-активных предприятий можно рассматривать достаточно широко. Дело в том, что к финансированию банками инновационной деятельности можно отнести весьма широкий перечень операций, связанных с использованием кредитных средств для осуществления расходов инвестиционного характера, прямо или косвенно определяющих успех реализации ИП.

      В настоящей работе мы ограничим предмет исследования вопросами, касающимися непосредственно финансирования продуктовой или процессной инновации (которое может происходить как в форме предоставления кредита, так и в форме выдачи гарантий или организации лизингового финансирования).

      Кратко процесс рассмотрения банком заявки на финансирование инновационного проекта в разрезе его структурных подразделений можно описать следующим образом:18

      1. Потенциальный заемщик (инициатор проекта) направляет в банк заявку на финансирование, которая может иметь произвольную форму, но обязательно должна содержать указание цели, суммы, сроков кредитования и возможного обеспечения, бизнес-план ИП, маркетинговое исследование ИП, финансовую отчетность, учредительные и иные документы заемщика.

      2. Банк анализирует документы и готовит предварительное заключение.

      3. Юридическое подразделение банка изучает правоспособность заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя, проверяет полномочия их должностных лиц, дает свое письменное заключение, а при необходимости -рекомендации по оформлению кредитных документов.

      4. Подразделение банка, отвечающее за безопасность, представляет заключение о наличии либо отсутствии негативной информации о деятельности и деловой репутации заемщика и других участников проекта, их руководителей, а также информацию об отсутствии негативных факторов, связанных с работой с проектом и относящихся к компетенции подразделения безопасности.

      5. Подразделение банка, отвечающее за управление рисками, готовит предложения по отнесению заемщика или проекта к определенной категории кредитного риска и по размеру лимита риска для данного заемщика. Специалисты банка идентифицируют возможные риски, производят их анализ и оценку, разрабатывают тактические рекомендации по управлению рисками (их минимизации).

      6. Если по результатам рассмотрения документации по проекту требуется проведение специальной экспертизы проекта (технической, экологической, маркетинговой и проч.), то об этом сообщается потенциальному заемщику и такая экспертиза проводится с привлечением экспертов дочерних компаний банка или сторонних организаций.

      По результатам работы подразделений банк принимает решение об участии в кредитовании ИП или об отказе его кредитовать.

      Рассмотрим подробно функции кредитного подразделения банка. Непосредственно на этапе рассмотрения кредитной заявки оно детально анализирует следующие моменты, отражающие специфику ИП.

      Анализ финансового состояния потенциального заемщика. Этот анализ выполняется на основе бухгалтерской отчетности заемщика (заверенной налоговыми органами) поквартально за три года, если предприятие работает более трех лет. Анализ проводится в соответствии с разработанной банком стандартной методикой определения кредитоспособности заемщика, но обязательно должен учитывать специфику рассматриваемой кредит ной сделки (табл. 3). 

      Таблица 3. Особенности анализа финансового состояния инновационно активного предприятия в зависимости от механизма кредитования инновационного проекта 

Способ  финансирования проекта Цель  анализа финансового  состояния заемщика Специфика анализа финансового  состояния заемщика Интерпретация результатов финансового  анализа
Краткосрочное кредитование (до1,5 года) Комплексная оценка финансового состояния с акцентом на текущую кредитоспособность Финансовая экспертиза состояния заемщика проводится на основе показателей его финансовой деятельности, предшествую щей ИП Значимость  финансового анализа превышает значимость анализа ИП и бизнес-плана
 

 

     Продолжение таблицы 3

Долгосрочное (инвестиционное) кредитование Прогнозирование долгосрочной динамики развития финансового состояния, оценка инвестиционной кредитоспособности Дополнительно оценивается инвестиционная привлекательность заемщика. Условия непредвиденного прекращения реализации ИП увязываются с финансовыми показателями предприятия Значимость  финансового анализа сопоставима со значимостью анализа ИП и бизнес-плана
Проектное финансирование Оценка способности погашения кредита в результате успешной реализации ИП Анализ проводится в комплексе с оценкой качества ИП и бизнес-плана его практической реализации Значимость  финансового анализа вторична по сравнению с анализом ИП и бизнес-плана
 

      Кредитная история. На основе данных анкет заемщика, бухгалтерской отчетности и иных сведений, запрашиваемых, в том числе через подразделение безопасности, проводится анализ кредитной истории заемщика не менее чем за три года (если предприятие создано менее трех лет назад, то за весь срок существования предприятия). Если потенциальный заемщик - вновь созданное предприятие, то проверяется кредитная история основных учредителей заемщика и организаций, которые в рамках схемы финансирования проекта будут иметь обязательства перед банком.19

      Организационная структура заемщика. Рассматриваются организационно-правовая форма предприятия, состав учредителей, их доли в уставном капитале, структура управления предприятием и другие организационные аспекты, влияющие на степень защищенности интересов банка в проекте. В случае принадлежности заемщика к холдингу запрашивается информация об организационной структуре холдинга с описанием его центров прибыли, организации управления и движения денежных потоков.

      Параметры и структура инновационного проекта. Здесь специалисты банка должны:20

      -рассмотреть цикл осуществления проекта, его основные этапы и составляющие;

      -провести анализ рынка, обоснования конкурентоспособности предполагаемой к выпуску продукции (услуг) и будущей сбытовой стратегии заемщика;

      -определить, в какой фазе реализации находится проект, насколько активно идет его осуществление, изучить документы, которые в данной фазе реализации проекта должны быть оформлены;

      -на основе рыночной конъюнктуры, опыта и деловой репутации проверить правильность выбора заемщиком контрагентов, фирм-исполнителей и т.д. (в идеале выбор фирм осуществляется по результатам тендеров);

      -проанализировать условия существенных контрактов (проектов контрактов) по ИП в целях исключения неприемлемых для банка условий, снижения уровня проектных рисков и распределения их между участниками проекта (проверяется наличие статей, предусматривающих обеспечение исполнения обязательств сторон, штрафные санкции и т.д.);

      -проверить получение заемщиком разрешительной документации, необходимой для реализации проекта, наличие нематериальных активов (патентов, имущественных прав и т.д.). Форма и состав разрешительной документации должны соответствовать законодательству Российской Федерации, действующим стандартам, нормам и правилам. При большом объеме и разрозненности нормативных документов, определяющих требования к разрешительной документации, анализ разрешительной документации по проекту может проводиться с участием юристов, представителей дочерних обществ банка, сторонних организаций;

Информация о работе Организация финансирования инновационных проектов