Организационные структуры инновационных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Организационные структуры инновационных организаций……….5
Системный подход к инновационному менеджменту……………..18
Понятие системного подхода……………………………………..19
2.2. Основные черты и принципы системного подхода……………..20

Заключение…………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Организационные структуры инновационных организаций.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Важной  составной частью матричной структуры  менеджмента является использование полуавтономных групп, или целевых коллективов. Эти группы создаются под цель или программу для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются определенной свободой в организации своей деятельности. Они могут самостоятельно приобретать полученные ресурсы и распределять полученную продукцию, определять все, что относится к организации труда, качеству продукции, содержанию оборудования, проведению новаций, приему на работу. Наличие таких групп позволяет упростить иерархию в организации и сделать структуру более динамичной.

     Как правило, эти группы, или целевые  коллективы, исходя из их временной природы и высокой степени динамичности, не включаются в формальные организационные структуры менеджмента. Важным условием эффективного использования групп в организации является наличие у менеджеров специальных знаний, навыков и умений в сфере менеджмента инновационных процессов.

     При организации групповой работы учитывается  следующее:

1. Сфера  деятельности в организации, на  которую будут распространяться права и ответственность группы.

2. Формирование  группы под задачи, «пересекающие»  линии функционального и линейного руководства.

     Матричные структуры менеджмента создаются, когда выбранная стратегия нацелена на получение высококачественного результата по большой программе в области создания продукции нового поколения и высоких технологий.

     Матричная департаментизация всегда является комбинацией двух организационных альтернатив: функциональной и программной. Основной задачей менеджмента в этих условиях становится поддержание баланса между двумя формальными схемами организационных структур менеджмента в матричной организации.

     В матричных организациях высший менеджмент определяет права и ответственность  обеих частей организации – функциональной и программной. Ей также присущи конфликты. Поэтому необходимо разрабатывать планы и мероприятия разрешения конфликтов. Важным в этом отношении является подготовка персонала для работы в группе. Программная часть матричной организации используется для установления целей, формирования планов и бюджетов программ, а функциональная часть обеспечивает эти элементы организации программы необходимыми ресурсами.

     Индивидуалистический характер инновационной организации проявляется в свободном, открытом и добровольном объединении людей. Сама организация представляет собой совокупность, или сообщество, полуавтономных образований.

     Монополия в индивидуалистической организации  заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», специально созданным предпринимательским структурам.

     Вместо  властной иерархии в индивидуалистической организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

     Дефицит, или ограничение возможностей членов организации в их деятельности, заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Создание систем открытой коммуникации в организациях и развитие внутриорганизационного коммерческого расчета позволяют расширить этот поиск.

     Для инновационной организации важно  то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской структуры культуры, что, в конечном счете, определяет конкурентоспособность организации в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

     В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, которые получили название эдхократических (от англ. adhocracy – специальный, устроенный для данной цели). Они проектируются для выполнения нестандартных и сложных работ. Организационные структуры менеджмента эдхократическими организациями характеризуются трудноопределяемостью и быстроменяемостью (гибкостью). Власть в них основана на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии менеджмента.

     Ключевым  в эдхократии является компетентность, и она ценится очень высоко. Контроль в менеджменте поддерживается установлением целей. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, также как и вознаграждение, делится между участниками.

     Формальности  не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п.

     Эдхократической организации присуща высокая  степень свободы в действиях  персонала, но ее важнейшим результатом являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократии являются следующие:

– работа в областях с высокой или сложной  технологией, требующая творчества, инновативности и эффективной совместной работы;

специалисты являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют контактировать друг с другом высокоэффективным образом;

– структура  имеет органическую основу и четко  не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;

– право  принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется «сверху»;

– система  вознаграждения строится на вкладе специалиста, его компетенции и степени участия в общей работе; вознаграждение носит групповой характер;

– отношения  по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.

     В настоящее время создаются многомерные организации, которые объединяют работы с ориентацией на использование ресурсов и получение результатов (как в матричных организациях)  
и дополнительно ориентированы на территорию, рынок и потребителя.

     Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, или целевой творческий коллектив, одновременно выполняющие три задачи:

обеспечение производственной деятельности  необходимыми ресурсами;

производство для конкретного потребителя, рынка территории продукта или услуги;

обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

     По  совокупности выполняемых задач  такие автономные группы, или ЦТК (целевые творческие коллективы), обычно получают статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными организациями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются внутриорганизационными налогами.

     В многомерной организации бюджеты  подразделений разрабатываются самими подразделениями, менеджмент организации только инвестирует в них средства.

     Проблема  матричной модели, как об этом говорили ранее, состоит в том, что она основана на системе двойного подчинения, являющейся наиболее слабым ее свойством. Многомерная же модель не создает проблемы. В многомерной организации отношения членов автономной группы, или ЦТК, с менеджментом организации и другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом.

     Основными преимуществами многомерных организаций считают следующие:

  • отсутствует необходимость в проведении каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ; акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов руководством организации;
  • подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений;
  • создается максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий при том, что роль менеджмента организации остается ведущей;
  • к каждому многомерному образованию применяется унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности – получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрократии. При этом прибыль, рассматриваемая как необходимое условие развития бизнеса, не является единственным критерием успеха. Преобладающей целью выступает развитие многомерной организации и ее членов.

     Несмотря  на многие преимущества многомерной  организации, тем не менее даже с ее помощью бывает трудно создать такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность. Ряд специалистов считает, что данная проблема более успешно решается, если членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы.

     Лежащее в основе партисипативной инновационной организации участие специалистов всех уровней в менеджменте предполагает:

  • участие в принятии решений;
  • участие в установлении целей;
  • участие в решении проблем.

     Степень и формы участия в менеджменте  наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени участия: выдвижение предложений; выработка альтернативы; выбор окончательного решения.

     Выдвижение предложений не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться менеджером. Такой подход все еще широко применяется в организациях с централизованным менеджментом.

     Разработка альтернатив уже требует появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнить данную работу.

     Выбор решения предполагает, что участие в менеджменте осуществляется в форме работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. В состав этих советов входит, как правило, лицо со следующего за уровнем менеджера более низкого уровня иерархии в организации.

     Данная  структура организации имеет  демократический характер: каждое лицо в организации, которое имеет власть над другими, подотчетно их совместному контролю. Это предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны любого вышестоящего лица.

     Партисипативные инновационные организации имеют  и другие важные преимущества. При  правильно организованной работе участие  в менеджменте повышает качество принимаемых решений. Рассматривается большее количество альтернатив, привносится больше опыта в обсуждение, богаче становится оценка внешней среды. Участие развивает творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом.

     Партисипативные инновационные типы структур используются в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Они, как и многомерные, могут распространяться только на часть или отдельный уровень в организации.

     Комбинацией рассмотренных типов инновационных  организаций является организация, ориентированная на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой это органический тип организации, быстро адаптирующийся в происходящих вне ее изменениях. По характеру взаимодействия частей внутри организации это развитая дивизиональная, или реальная, матричная структура, или целевой творческий коллектив. И, наконец, по характеру взаимодействия индивида с организацией – это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в других случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков.

Информация о работе Организационные структуры инновационных организаций