Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 10:20, курсовая работа
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы построения структур управления……………4
1.1. Организационная структура и структура управления организацией…..4
1.2. Принципы формирования организационной структуры управления и факторы воздействия на неё……………………………………………………7
2. Типы структур управления организацией…………………………..11
2.1. Бюрократический тип управления организациями………………………11
2.2. Органический тип управления организациями……………………………12
2.3. Сравнительные характеристики типов структур управления…………15
3. Виды бюрократических структур управления организацией…….16
4. Виды органических структур управления организацией…………18
Заключение………………………………………………………………….21
Практическая часть………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………..23
Чтобы справиться с проблемами, обусловленными размерами организации, диверсификацией и изменениями внешней среды, руководство этих организаций использует дивизиональную структуру, в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по:
a) видам товаров, услуг,
b) группам покупателей,
c) географическим регионам.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями.
Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.
На дивизиональную структуру управления успешно переходят многие отечественные организации (в первую очередь корпорации, акционерные общества, холдинги и т.п.), используя заложенные в ней возможности децентрализации роста эффективности.
4. Виды органических структур управления организацией
Разновидностями структур этого типа являются:
1) проектные;
2) матричные;
3) бригадные формы организации управления.
Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий, строительство сложных объектов). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Матричная структура управления может быть охарактеризована как «решетчатая» организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, с другой, – руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений – отделов, служб).
Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров.
Основной недостаток матричной структуры – её сложность. Главные проблемы возникают из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия и часто приводит к конфликтам. Но, несмотря на это, матричная организация широко используется во многих отраслях: химической промышленности, банковском деле и страховании, производстве вычислительной техники, правительственных учреждениях.
Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране. Однако, только в 80-е годы появились и возможность, и необходимость в более полном использовании ее преимуществ:
a) ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологий; ориентация на относительно малоемкие рынки;
b) повышение требований к качеству обслуживания потребителей;
c) жесточайшая конкуренция за потребителя и рынок сбыта.
Выход был найден как раз в формировании небольших мобильных команд (бригад), специализированных на удовлетворении той или иной потребности и полностью ответственных за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности.
Теоретически бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем. Практически же такую схему реализуют немногие компании, видя в ней риск потери привычной управляемости.
Заключение
В заключении подведем итоги:
Организационные структуры управления являются наиболее консервативными элементами системы управления, так как их изменение всегда затрагивает интересы целых коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной.
Выделяют два основных подхода к построению структуры управления: бюрократический и органический. Существует несколько видов структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, бригадная. Однако ни одна из этих структур в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии.
Реализация современных принципов построения функциональных структур управления обеспечивает слаженную работу всех уровней управления, динамичное развитие компании. Главная тенденция развития и разработки новых организационных структур состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
При достижении в развитии компании определенного предела, следует пересмотреть существующую функциональную организационную структуру, оценить ее эффективность и при необходимости внести соответствующие изменения.
Практическая часть
Организационная структура управления организацией на примере Вагонного депо, филиала ОАО «РЖД» (Российские Железные Дороги).
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| Начальник вагонного депо |
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
| Главный инженер | Зам. по эксплуатации | Зам. по наливу | Зам. по кадрам | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
| Начальник тех. отдела | Начальники ПТО | Начальники пропарки(2) |
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Технолог ПТО | Технолог колесного цеха | Технолог сборочного цеха | Рабочие (осмотрщики вагонов, слесаря, операторы и т.д.) | Мастера, операторы, пропарщики и т.д. |
|
Список литературы:
1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2007
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: 2000
3. Менеджмент организации. Учебное пособие под ред. Румянцевой З. П. и Саломатина Н. А. – М.: 1995
4. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем управления: Учеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2002