Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:16, контрольная работа
Оценка интеллектуальной собственности – установление стоимости, которая обусловлена потенциальной эффективностью нематериального актива, характеризуемого технологической и производственной новизной. По сути, это оценка потребительной стоимости объекта, включающая такой фактор, как способность приносить дополнительную прибыль.
Оценка интеллектуальной собственности - это кроме всего трудоемкая и требующая временных затрат процедура. Качество и объективность произведенной оценки интеллектуальной собственности полностью зависят от квалификации и опыта эксперта-оценщика.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Процедура и методы оценки интеллектуальной собственности……………4
2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации……..11
3. Оценка объектов авторского права…………………………………………..17
3.1. Оценка объектов промышленной собственности ….............................17
3.2. Оценка бренда……………………………………………………………17
3.3. Оценка договора на передачу ноу-хау…………………………………19
3.4. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии.
Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
Эффективность
инновационной деятельности можно
оценить через
3. Оценка объектов авторского права.
3.1. Оценка
объектов промышленной собственности.
Объем производства продукции по лицензии определяется исходя из следующих источников:
- экспертной оценки специалистов лицензиара о возможном объеме производства продукции по лицензии лицензиатом на установленной территории;
- информации лицензиата о получаемых им объемах производства продукции по лицензии на той же территории;
- фиксированных объемов производства, которые указаны в лицензионном договоре;
- оценки производственных мощностей лицензиата.
Определять объем производственной продукции по лицензии нужно по каждому году с учетом того, что в первые годы освоения выпуска может и не быть, потом будет происходить наращивание объемов, а затем пойдет спад в связи с моральным старением нововведения.
Расчетная
продажная цена продукции по лицензии
— это цена продукции по лицензии
на условиях франко-завод изготовителя
за вычетом стоимости упаковки, страховки,
расходов на хранение.
3.2. Оценка бренда
Товарный знак является средством индивидуализации товаров. Это символ качества и престижа, чья стоимость растет с течением времени в результате использования, рекламирования и увеличения объемов продаж. В 1266г. в Англии был принят первый касающийся товарных знаков законодательный акт, в соответствии с которым каждый пекарь был обязан маркировать продукцию своим знаком, чтобы при недостаточном качестве хлеба можно было обнаружить виновного.
В России зарегистрировано порядка 200 тыс. товарных знаков и знаков обслуживания. В год, по данным Роспатента, подается примерно 30 тыс. заявок на регистрацию товарного знака. Ежегодно Роспатент выдает около 20 тыс. соответствующих свидетельств.
Товарный знак — это существенный компонент нематериальных активов, формирующий немалую долю рыночной стоимости фирмы и одновременно представляющий собой важный источник информации для покупателей товаров.
Как средства искусственной дифференциации товаров товарные знаки дают их владельцам возможность обеспечения монопольного положения на соответствующем, создаваемом путем индивидуализации производственной продукции и товаров рынке. Это обусловливает относительно большой доход на единицу продукции. Тем самым товарный знак можно рассматривать как фактор производства стоимости товара.
Оценка товарного знака производится:
- при его покупке другой фирмой;
- при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
- при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
- при использовании его в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества или товарищества;
- при определении стоимости нематериальных активов для общей оценки стоимости предприятия.
При оценке товарного знака, приобретаемого предприятием у другой фирмы, предпочтительно использовать доходный подход, а именно метод преимущества в прибыли. Для этого достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта и вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака. Стоимость товарного знака совпадает с преимуществом в прибыли. Преимущество в прибыли определяется только в первый год использования товарного знака, так как в дальнейшем фирма-покупатель уже сама будет работать на товарный знак, т. е. увеличивать (в лучшем случае) или уменьшать его стоимость. Поэтому применять коэффициент капитализации для перевода преимущества прибыли в стоимость было бы неправильно.
Бренд — наименование плюс товарный знак.
Затратный подход — это самый простой способ, предусматривающий учет затрат на создание и поддержание бренда. Поскольку средства могут тратиться неэффективно, этот показатель достаточно условен.
Рыночный подход опирается на два аналогичных продукта — брендовый и не имеющий бренда. Вычисляется прибыль, полученная от продажи этих товаров за какой-то период времени, или прибыль за определенное количество штук. Прибыль от небрендового товара вычитается из прибыли от товара брендового. Эта разница и есть стоимость бренда. Естественно, не всегда можно найти аналогичный безбрендовый товар. Тогда в расчетах учитывается влияние внешних рыночных факторов, например прибыльность данного сектора рынка.
Доходный
подход предполагает составление двух
вариантов прогноза результатов
деятельности компании. Один исходит
из наличия бренда, другой — из его
отсутствия. Разница и есть эффект
наличия бренда или его ценность
для действующего предприятия.
3.3. Оценка договора на передачу ноу-хау.
Ноу-хау имеет реальную ценность только в случае надежной защиты его от раскрытия. Поэтому расчет стоимости ноу-хау имеет смысл основывать на использовании прибыли за несколько лет. Для оценки ноу-хау можно применять метод роялти. Однако при расчете следует уточнить, что предполагается оценка патента на технологию.
Патент предполагает передачу права собственности, тогда как лицензия разрешает использование нематериального актива на определенный в ней срок и не предполагает перехода права собственности.
Проблема
определения платежей за использование
ноу-хау заключается в том, что
для его внедрения в
Применяемый
для расчета долевой
Особое внимание следует обратить на выбор ставки дисконта. Обычно ставка дисконта складывается из безрисковой ставки и премии за риск. Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в эти объекты отличаются большой рискованностью.
Срок
полезного применения объекта интеллектуальной
собственности оценивается
3.4. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности.
Инновация — нововведение в технике, имеющее новизну технологических идей, изобретений, отвечающее потребностям рынка.
Инновационный объект — изделие, прибор, технология, изобретение, научные и промышленные секреты.
Коммерциализация — процесс введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат.
Коммерциализуемость может быть:
- положительная (разработчик претендует на часть прибыли от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты);
- отрицательная (разработчик не может претендовать на часть прибыли, получаемой от реализации инновационного продукта);
- компромиссная (разработчик претендует на часть прибыли, но она не покрывает его затрат на предшествующие результаты).
Для коммерциализации технологии нужно: актуализировать объект коммерциализации; проверить факт наличия прав на объекты интеллектуальной собственности; установить срок охраны и территорию действия прав на ОИС; провести анализ документов, подтверждающих права владельцев; оценить стоимость инновационного объекта.
Подход 1 — монопольное ценообразование. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену.
Подход 2 — затратное ценообразование. Цена определяется исключительно величиной затрат на проведенные НИОКР, а также получение патентных прав.
Подход 3 — смешанный подход. Используются обе стратегии. При оценке нижней границы цены выбирается стратегия затратного подхода, но вместе с тем используется методика, где при оценке стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении объекта ИС в хозяйственный оборот.
Формы коммерциализации объекта:
1. Разработка—производство—рынок (у изобретателя блестящая идея, но нет собственных ресурсов для ее развития, формирования рынка и производства продукта).
2. Разработка—передача прав на объект ИС (российская фирма, производящая продукцию в своей стране, ищет возможности выхода на другие рынки).
3. Разработка—создание совместного предприятия—рынок.
В качестве факторов, влияющих на ценообразование технологии, можно выделить: стадию разработки научно-технического новшества; его правовую охрану; его техническую и коммерческую ценность; объем передаваемых прав; условия платежа; наличие ноу-хау; наличие патентной защиты и объем патентных прав; спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность спроса; наличие на рынке аналогичных решений; возможность оказания технической помощи; необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т. п.
Факторы, влияющие на успешность выполнения инновационного проекта: значимость проекта, полезность результатов для потенциальных пользователей, кадровый состав проекта, бизнес-план проекта и др.
Заключение
В современных экономических и политических условиях развития России все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.
Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.