Оценка интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Оценка интеллектуальной собственности – установление стоимости, которая обусловлена потенциальной эффективностью нематериального актива, характеризуемого технологической и производственной новизной. По сути, это оценка потребительной стоимости объекта, включающая такой фактор, как способность приносить дополнительную прибыль.
Оценка интеллектуальной собственности - это кроме всего трудоемкая и требующая временных затрат процедура. Качество и объективность произведенной оценки интеллектуальной собственности полностью зависят от квалификации и опыта эксперта-оценщика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Процедура и методы оценки интеллектуальной собственности……………4
2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации……..11
3. Оценка объектов авторского права…………………………………………..17
3.1. Оценка объектов промышленной собственности ….............................17
3.2. Оценка бренда……………………………………………………………17
3.3. Оценка договора на передачу ноу-хау…………………………………19
3.4. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       Лицензирование  осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии.

       Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и  освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

       Эффективность инновационной деятельности можно  оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

 

3. Оценка  объектов авторского права.

3.1. Оценка объектов промышленной собственности. 

       Объем производства продукции по лицензии определяется исходя из следующих источников:

- экспертной оценки специалистов лицензиара о возможном объеме производства продукции по лицензии лицензиатом на установленной территории;

- информации лицензиата о получаемых им объемах производства продукции по лицензии на той же территории;

- фиксированных объемов производства, которые указаны в лицензионном договоре;

- оценки производственных мощностей лицензиата.

       Определять  объем производственной продукции  по лицензии нужно по каждому году с учетом того, что в первые годы освоения выпуска может и не быть, потом будет происходить наращивание объемов, а затем пойдет спад в связи с моральным старением нововведения.

       Расчетная продажная цена продукции по лицензии — это цена продукции по лицензии на условиях франко-завод изготовителя за вычетом стоимости упаковки, страховки, расходов на хранение. 

3.2. Оценка бренда

       Товарный  знак является средством индивидуализации товаров. Это символ качества и престижа, чья стоимость растет с течением времени в результате использования, рекламирования и увеличения объемов продаж. В 1266г. в Англии был принят первый касающийся товарных знаков законодательный акт, в соответствии с которым каждый пекарь был обязан маркировать продукцию своим знаком, чтобы при недостаточном качестве хлеба можно было обнаружить виновного.

       В России зарегистрировано порядка 200 тыс. товарных знаков и знаков обслуживания. В год, по данным Роспатента, подается примерно 30 тыс. заявок на регистрацию товарного знака. Ежегодно Роспатент выдает около 20 тыс. соответствующих свидетельств.

       Товарный  знак — это существенный компонент нематериальных активов, формирующий немалую долю рыночной стоимости фирмы и одновременно представляющий собой важный источник информации для покупателей товаров.

       Как средства искусственной дифференциации товаров товарные знаки дают их владельцам возможность обеспечения монопольного положения на соответствующем, создаваемом путем индивидуализации производственной продукции и товаров рынке. Это обусловливает относительно большой доход на единицу продукции. Тем самым товарный знак можно рассматривать как фактор производства стоимости товара.

       Оценка  товарного знака производится:

- при его покупке другой фирмой;

- при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

- при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

- при использовании его в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества или товарищества;

- при определении стоимости нематериальных активов для общей оценки стоимости предприятия.

       При оценке товарного знака, приобретаемого предприятием у другой фирмы, предпочтительно  использовать доходный подход, а именно метод преимущества в прибыли. Для  этого достаточно рассчитать прирост  чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта и вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака. Стоимость товарного знака совпадает с преимуществом в прибыли. Преимущество в прибыли определяется только в первый год использования товарного знака, так как в дальнейшем фирма-покупатель уже сама будет работать на товарный знак, т. е. увеличивать (в лучшем случае) или уменьшать его стоимость. Поэтому применять коэффициент капитализации для перевода преимущества прибыли в стоимость было бы неправильно.

       Бренд — наименование плюс товарный знак.

       Затратный подход — это самый простой  способ, предусматривающий учет затрат на создание и поддержание бренда. Поскольку средства могут тратиться  неэффективно, этот показатель достаточно условен.

       Рыночный  подход опирается на два аналогичных продукта — брендовый и не имеющий бренда. Вычисляется прибыль, полученная от продажи этих товаров за какой-то период времени, или прибыль за определенное количество штук. Прибыль от небрендового товара вычитается из прибыли от товара брендового. Эта разница и есть стоимость бренда. Естественно, не всегда можно найти аналогичный безбрендовый товар. Тогда в расчетах учитывается влияние внешних рыночных факторов, например прибыльность данного сектора рынка.

       Доходный  подход предполагает составление двух вариантов прогноза результатов  деятельности компании. Один исходит  из наличия бренда, другой — из его  отсутствия. Разница и есть эффект наличия бренда или его ценность для действующего предприятия. 

3.3. Оценка договора на передачу ноу-хау.

       Ноу-хау  имеет реальную ценность только в  случае надежной защиты его от раскрытия. Поэтому расчет стоимости ноу-хау  имеет смысл основывать на использовании  прибыли за несколько лет. Для  оценки ноу-хау можно применять метод роялти. Однако при расчете следует уточнить, что предполагается оценка патента на технологию.

       Патент  предполагает передачу права собственности, тогда как лицензия разрешает  использование нематериального  актива на определенный в ней срок и не предполагает перехода права собственности.

       Проблема  определения платежей за использование  ноу-хау заключается в том, что  для его внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход  от использования ноу-хау или  изобретения является частью чистого дохода от реализации инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности.

       Применяемый для расчета долевой коэффициент  определяется с учетом фактора получения  экономии. Так, применение ноу-хау или  изобретения дает прирост чистого  дохода предприятия за счет таких  факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличение объема продаж, увеличение цены за продукцию за счет роста качества, снижение налога на прибыль. Далее надо решить, какая часть рассчитанного дохода пойдет в оплату обладателю (автору) ноу-хау или изобретения. Вот эта величина и будет использована в формуле как чистый доход.

       Особое  внимание следует обратить на выбор  ставки дисконта. Обычно ставка дисконта складывается из безрисковой ставки и премии за риск. Когда оцениваются  объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в эти объекты отличаются большой рискованностью.

       Срок  полезного применения объекта интеллектуальной собственности оценивается предприятием самостоятельно и зависит от сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствует 20-летнему периоду действия патента РФ на изобретение. При определении срока действия договора на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет. 

       3.4. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности.

       Инновация — нововведение в технике, имеющее  новизну технологических идей, изобретений, отвечающее потребностям рынка.

       Инновационный объект — изделие, прибор, технология, изобретение, научные и промышленные секреты.

       Коммерциализация  — процесс введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат.

       Коммерциализуемость может быть:

       - положительная (разработчик претендует на часть прибыли от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты);

       - отрицательная (разработчик не может претендовать на часть прибыли, получаемой от реализации инновационного продукта);

       - компромиссная (разработчик претендует на часть прибыли, но она не покрывает его затрат на предшествующие результаты).

       Для коммерциализации технологии нужно: актуализировать  объект коммерциализации; проверить  факт наличия прав на объекты интеллектуальной собственности; установить срок охраны и территорию действия прав на ОИС; провести анализ документов, подтверждающих права владельцев; оценить стоимость инновационного объекта.

       Подход 1 — монопольное ценообразование. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену.

       Подход 2 — затратное ценообразование. Цена определяется исключительно величиной  затрат на проведенные НИОКР, а также  получение патентных прав.

       Подход 3 — смешанный подход. Используются обе стратегии. При оценке нижней границы цены выбирается стратегия затратного подхода, но вместе с тем используется методика, где при оценке стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении объекта ИС в хозяйственный оборот.

       Формы коммерциализации объекта:

1. Разработка—производство—рынок (у изобретателя блестящая идея, но нет собственных ресурсов для ее развития, формирования рынка и производства продукта).

2. Разработка—передача прав на объект ИС (российская фирма, производящая продукцию в своей стране, ищет возможности выхода на другие рынки).

3. Разработка—создание совместного предприятия—рынок.

       В качестве факторов, влияющих на ценообразование технологии, можно выделить: стадию разработки научно-технического новшества; его правовую охрану; его техническую и коммерческую ценность; объем передаваемых прав; условия платежа; наличие ноу-хау; наличие патентной защиты и объем патентных прав; спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность спроса; наличие на рынке аналогичных решений; возможность оказания технической помощи; необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т. п.

       Факторы, влияющие на успешность выполнения инновационного проекта: значимость проекта, полезность результатов для потенциальных  пользователей, кадровый состав проекта, бизнес-план проекта и др.

 

Заключение

       В современных экономических и  политических условиях развития России все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.

       Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.

Информация о работе Оценка интеллектуальной собственности