Оценка интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Оценка интеллектуальной собственности – установление стоимости, которая обусловлена потенциальной эффективностью нематериального актива, характеризуемого технологической и производственной новизной. По сути, это оценка потребительной стоимости объекта, включающая такой фактор, как способность приносить дополнительную прибыль.
Оценка интеллектуальной собственности - это кроме всего трудоемкая и требующая временных затрат процедура. Качество и объективность произведенной оценки интеллектуальной собственности полностью зависят от квалификации и опыта эксперта-оценщика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Процедура и методы оценки интеллектуальной собственности……………4
2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации……..11
3. Оценка объектов авторского права…………………………………………..17
3.1. Оценка объектов промышленной собственности ….............................17
3.2. Оценка бренда……………………………………………………………17
3.3. Оценка договора на передачу ноу-хау…………………………………19
3.4. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом  активе определяется путем расчета  приведенной к текущему моменту  стоимости прогнозируемых будущих  выгод. При доходном подходе могут  использоваться следующие методы оценки:

- метод расчета стоимости роялти или арендной платы, которые пользователь неосязаемого актива должен был бы в ином случае выплачивать законному собственнику неосязаемого актива;

- метод  исключения ставки роялти (метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия; последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности);

- метод  дисконтированного денежного потока (рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов; эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту);

- метод  прямой капитализации (превышение поступлений над затратами), которая может извлекаться из неосязаемого актива и которая может возникать, в частности, за счет надбавки к цене, снижения затрат или эффекта масштаба;

- метод  остаточного дохода или распределения  остаточного дохода, (метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость; в этом случае репрезентативная величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода);

- экспресс  – оценка (предусматривает расчет обобщенного показателя эффективности на основе анализа динамики изменения суммарного денежного потока на всем периоде реализации инвестиционного проекта);

- метод  избыточной прибыли (основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня);

- правило  25% (за время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии);

- метод  реального экономического эффекта;

- метод экспертной оценки (метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов).

 

2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации. 

       В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и  усовершенствованные продукты, новые  или усовершенствованные технологические  процессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

       Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь  как конкретную вещественную, так  и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные с ними права.

       В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в  правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено  Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году. Главная задачей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности.

       В России законодательная охрана ИС гарантирована  статьей 44 Конституции Российской Федерации. Кроме того, на ее страже стоит пакет нормативно-правовых актов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, включающий в себя Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, Законы РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.

       Объекты интеллектуальной собственности могут  использоваться предприятиями и  организациями и приносить существенный доход. Они включаются в состав нематериальных активов (НМА) предприятий.

       Оформление  прав на изобретение осуществляется путем получения патента – документа, удостоверяющего авторство и предоставляющего его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изобретение без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения выражается путем выдачи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав.

       В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российским патентным ведомством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным Законом Российской Федерации от 23.09.92 осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и т.д.

       Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную  регистрацию промышленной собственности. Согласно закону, патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную модель – в течение 5 лет (по ходатайству патентообладателя оно может быть продлено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет.

       Патентный Закон РФ определяет совокупность критериев  патентоспособности объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять  данный объект для получения его  создателем охранного патента.

       Полезным  моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно  применимыми в отраслях народного  хозяйства.

       Промышленному образцу, под которым понимается художественно-конструктивное решение  изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства.

       Патентование  удостоверяет авторство, приоритет  и исключительное право на использование  изобретения в течение срока действия патента.

       Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции  на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

       Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

       Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для  инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.

       Для современного российского менеджера, создающего условия для осуществления  «прорывной» инновационной деятельности на предприятии, важно обладать знанием  об уровне изобретений. Ведь опережение зарубежных высокотехнологичных компаний возможно лишь на базе систем принципиальных технико-технологических достижений. Другими словами, в основе этих достижений должны лежать изобретения высокого уровня, созданные на базе открытых физических, химических или иных эффектов. Безусловно, в процессах создания новой техники и технологий важны изобретения разных уровней, в т.ч. средние и мелкие. Следует отметить, что мелкие изобретения эквивалентны по своей роли строительным материалам, формирующим ограждающие конструкции зданий. Что касается новизны, то она у мелких изобретений зачастую неочевидна и устанавливается лишь в ходе экспертизы по существу в патентных ведомствах. Однако большим достоинством мелких изобретений является их более легкая внедряемость, кроме того, они часто обеспечивают высокую экономическую отдачу.

       В России выдача патентов и публикация официальной информации о них  осуществляется Роспатентом. Непосредственному  получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

       Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое  средство индивидуализации продукции  – товарный знак.

       В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товара" дается следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания (далее  – товарный знак ТЗ) – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц". Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

       Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

       Товарные  знаки играют важную роль как для  производителей и продавцов, так  и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.

       Отметим, что однородная продукция может  выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

       Товарный  знак, будучи важной составной частью интеллектуальной собственности, входит в состав нематериальных активов  и является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

       Результатом инновационной деятельности являются также ноу-хау (с англ. know how – «знаю как»). Это полностью или частично конфиденциальные знания, опыт и навыки (секреты производства), включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

       Ноу-хау  могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

       Следствием  инновационной деятельности являются также новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы.

       Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией.  

Признак
    Виды лицензий
Объем прав, передаваемых лицензиату
    Неисключительные, исключительные, полные, сублицензии
Наличие правовой охраны
    Патентные, беспатентные
Степень производственного

освоения  объекта 

    На достижения, освоенные в производстве, исследовательские
Категория объектов лицензирования
    На научно-технические  знания, на промышленные образцы,

    на  торговые знаки, услуги различного рода

 

       Лицензия  представляет собой разрешение отдельным лицам (или организациям) использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.

Информация о работе Оценка интеллектуальной собственности