Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 века не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.
1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

        Динамика роста численности персонала занятого научными исследованиями так же дает положительный результат, как в целом по стране, так и по областям, за исключением Витебской области, здесь наблюдается резкое снижение численности персонала занятого научными исследованиями с 1246 человек на 1070 человек, или на 14,2%, что связано с сокращением инновационных объектов в данном регионе.

        В динамике численности исследователей с учеными степенями прослеживается обратная тенденция – уменьшения. Так всего по республике за период с 2005 по 2009, произошло сокращение численности исследователей с учеными степенями с 4012 человек до 3921 человек, что составляет 91 человек, или на 2,3% от общей численности за 2009 год.     

       

 

 

 Исследования и разработки белорусских ученых выполняются в приоритетных для страны направлениях научно-технической деятельности. К ним относятся: ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, медицина и фармация, информационные и телекоммуникационные технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, промышленные биотехнологии, экология и рациональное природопользование. Преобладают научные исследования в области технических, естественных и общественных наук: удельный вес занятых ими исследователей составлял соответственно 61,5%, 18,4% и 7,5%. Доля фундаментальных исследований в структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки равнялась 15,5%, прикладных исследований – 26,8%, разработок – 57,7%.

Руководством страны принимаются  необходимые меры по укреплению научного потенциала государства и социальной защите работников науки. Белорусские  ученые добились значительных успехов  по различным направлениям научных  исследований.

Но на данном этапе, несмотря на достаточно большую разветвленность  инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, существует ряд проблем  связанных с ее реальной работоспособностью.

В настоящее время высокотехнологичные  отрасли не обеспечивают достаточный  вклад в рост ВВП в силу их неразвитости, несовершенства инновационной инфраструктуры и законодательства, недостаточных  экономических механизмов реализации приоритетов научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности, слабой системы привлечения иностранных инвестиций в новые наукоемкие производства.

В объемах выпускаемой  научно-технической продукции продолжает оставаться низкой доля, характеризуемая  как высокотехнологичная, т. е. конкурентоспособная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляет около 2%. Следует также отметить, что в структуре создаваемых новых технологий (передовых производственных по терминологии Белстата) продолжают превалировать традиционные — 65–70%, новые технологии составляют 15–20% и лишь 5–10% — принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом. Это свидетельствует о том, что разрабатываемые в стране технологии и научно-техническая продукция в основном ориентированы на внутренний спрос.

В стране отсутствует цельное  инновационное законодательство, которое  бы способствовало коммерциализации имеющихся  передовых отечественных технологий, а также активного, выгодного  для зарубежных и отечественных  хозяйствующих субъектов привлечения  в экономику страны технологий мирового уровня и инвестиций из других стран. В связи с этим предполагается целесообразным ускорить разработку единого  нормативного правового акта, затрагивающего все аспекты инновационного развития.

 Государство сосредоточило  сейчас свое внимание на объектах  инновационной инфраструктуры, в  то время как остальные вопросы  затрагиваются в меньшей степени  или вообще не рассматриваются.  Например, финансовые институты  сейчас не готовы вкладывать  деньги в рискованный инновационный  бизнес, так как нет эффективно  работающего законодательства, регулирующего  деятельность субъектов хозяйствования  в этой сфере, налоговое бремя как на малое предпринимательство, так и на субъекты инновационной инфраструктуры достаточно тяжело.

Наблюдается низкий уровень  рекламно-информационной активности университетов  на региональном рынке научно-технической  продукции. Что, препятствует развитию научно-технического сотрудничества университетов  с предприятиями региона, является низкая инновационная восприимчивость  самих предприятий ввиду средней  и низкой и отсутствием профессиональной готовности собственных кадров к  внедрению научно-технических инноваций.

Следующей причиной слабой инновационной восприимчивости  предприятий выступает нехватка собственных финансовых ресурсов в  условиях неразвитости системы коммерческого  кредитования НИОКР и отсутствия в Республике венчурных фондов.

Последней причиной является консерватизм (приверженность всему  существующему и нежелание рисковать).

Также необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и другие), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития.

Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса  и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких  компаний. Для этого целесообразно  было бы рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.

Таким образом, для создания реально функционирующей инновационной  системы в республике предстоит  решить ряд проблем, однако большая  работа по созданию самих объектов инновационной инфраструктуры уже  выполнена.

Решению ряда этих проблем  будет способствовать указ №252, направленный на обеспечение комплексного подхода  к вопросам формирования и развития в республике инновационной инфраструктуры, создание условий для привлечения  инвестиций и прочих видов ресурсов в высокотехнологичную сферу. Принятие данного нормативного правового  акта будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест для  высококвалифицированных специалистов, а также создаст дополнительные возможности для органов местного управления по формированию благоприятных  условий для развития инновационной  деятельности в регионах.При подготовке указа учтен мировой опыт развития инновационной и венчурной деятельности. Обеспечена возможность выделения средств республиканского бюджета (в пределах средств на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности) на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий), включая капитальные расходы, в рамках мероприятий Государственной программы инновационного развития Беларуси.

Вводится норма, предусматривающая  уплату налога на прибыль субъектами инновационной инфраструктуры (за исключением  венчурных организаций) и их резидентами  по ставке 10%. Принятие этой нормы позволит субъектам инновационной деятельности направлять высвободившиеся средства на собственное развитие и тем  самым будет способствовать становлению  рынка инновационной продукции  и услуг в республике..

Указ содержит положения, регулирующие деятельность венчурных  организаций, дает определение понятиям "венчурный проект" и "инновационная  организация", устанавливает систему  льгот, стимулирующих развитие венчурного предпринимательства.

Кроме того, предусмотрено  придание Белорусскому инновационному фонду дополнительных функций венчурной  организации в части финансирования венчурных проектов с целью создания, формирования и развития с участием государства начального этапа системы  венчурного инвестирования как одного из механизмов финансового рынка.

В результате уточнений определений "венчурный проект" и "инновационная  организация" венчурная деятельность будет направлена, в частности, на стадию создания и реализации инноваций (проведение научных исследований и  разработок), а не только на производственную стадию инновационной деятельности.

 На базе всех этих решений планируется создание новых производств, подотраслей экономики высших технологических укладов, реализация крупных инвестиционных и инновационных проектов на базе имеющихся макротехнологий с привлечением иностранного капитала, что в свою очередь обеспечит ускорение роста ВВП Республики Беларусь за счет наукоемкой продукции, вклад которой в экономическое развитие на к 2015 г. должен сравняться с вкладом традиционных секторов экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

На сегодняшний день формирование благоприятных условий для создания парков высоких технологий объявлено  стратегической целью для нашей страны. Обсуждаются варианты создания таких парков на основе анализа зарубежного опыта. Рассматривается возможность создания технополисов–городов, специализирующихся на осуществлении НИОКР, главной целью которых является коммерциализация результатов этих разработок.

Мировой опыт показывает, что  в финансировании парков высоких технологий участвует как государственный, так и частный капитал. Обычно финансирование технопарков, занятых преимущественно фундаментальными исследованиями осуществляется за счет государственного бюджета, в то время как проведение прикладных исследований и внедрение результатов в производство берет на себя частный сектор.

Вопрос о способах стимулирования деятельности парков высоких технологий остается открытым. Однако следует заметить, что налоговая политика государства служит одним из этих стимулов. К примеру, в США практиковалось полное освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налогов на несколько лет. Имеет смысл создать подобные возможности для предприятий, которые будут работать в будущих белорусских парках высоких технологий.

В целом в мире широко используются следующие инструменты стимулирования НИОКР:

1. система налоговых льгот,  предусматривающая дифференциацию  льгот по отраслям и целевой  характер каждой льготы;

2. амортизационные льготы;

3. таможенные льготы –  освобождение от импортной пошлины сырья, материалов, оборудования, необходимого для проведения НИОКР, освобождение от пошлин экспортных операций;

4. льготное финансирование: предоставление субсидий, займов, беспроцентных ссуд;

5. стимулирование создания  венчурных предприятий и венчурных  фондов.

В Республике Беларусь существует значительный разрыв между научно-техническим  потенциалом и объемами финансирования НИОКР. Спрос на инновации со стороны реального сектора экономики незначительный, следовательно, объемы коммерциализации результатов научных исследований и разработок также невелики. С другой стороны, экономический рост в стране в большой степени определяется уровнем развития высокотехнологичного сектора. В данной ситуации специалисты видят выход в создании системы стимулирования инновационной деятельности предприятий.

Система налоговых льгот  является одним из самых эффективных  инструментов воздействия на объем  инновационной деятельности субъектов  хозяйствования. Это достигается  посредством сокращения числа налогов, уменьшения налоговых ставок, предоставления значительных льгот предприятиям, занятым в сфере инноваций.

        В Республике Беларусь действует большое число льгот по отношению к объему средств, полученных от осуществления инновационной деятельности. Однако, как показывает статистика, доля налогов и платежей в выручке от реализации продукции в отрасли «Наука и научное обслуживание» за последние годы составляла около 20%, что на несколько процентных пунктов выше, чем в целом по экономике или в промышленности. Это объясняется более высокой долей затрат на оплату труда в отрасли и, соответственно, большей долей отчислений на социальные нужды в структуре затрат на производство продукции, чем в среднем по экономике.

Налоговые льготы предоставляются  в основном на осуществление научных  исследований и разработок, финансируемых  из республиканского и местного бюджетов. По хозяйственным договорам налоговая нагрузка значительно выше. Распространение налоговых льгот на все сферы научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь могло бы способствовать росту спроса на инновации со стороны предпринимательского сектора, развитию высокотехнологичных производств.


Информация о работе Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь